,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
  • 11 января 2010 |
  • 18:01 |
  • jorik.13 |
  • Просмотров: 84311
  • |
  • Комментарии: 11
  • |
0
“В одной из статей, опубликованных на страницах “Вечерней Рязани”, я прочитал, что угроза, исходившая от Хазарского каганата, была для Руси не менее, а, может быть, даже более опасной и страшной, чем угроза со стороны татаро-монгольской орды.
К стыду своему, я должен сознаться, что имею весьма смутное представление о Хазарском каганате. Хотя у меня за плечами высшее гуманитарное образование”.
Виктор Петрович Морин (из письма в редакцию).

Уважаемый Виктор Петрович! Напрасно Вы стыдитесь: смутное представление об истории Хазарского каганата имеете не только Вы, а многие люди, учившиеся в советской школе, потому что подробное изложение истории Хазарского каганата ни школьной, ни вузовской программами не предусматривалось. Почему?
Не претендую на истину в последней инстанции, выскажу в ответ на поставленный вопрос свою сугубо личную точку зрения.
История государства под названием Хазарский каганат настолько неприглядна, что составители школьных и вузовских программ не считали целесообразным более или менее широкое освещение данного вопроса. Составители учебных программ считали за благо лишь бегло упоминать об этом историческом явлении. Попробуем восполнить этот исторический пробел.

Откуда есть пошло Хазарское государство?

С незапамятных времен в южных степях, между Волгой и Доном, обитали тюркские племена, называвшие себя хазарами. На это последнее обстоятельство (территориальное расположение хазарских племен) прошу обратить особое внимание.
В те далекие времена не существовало более оживленных торговых путей, чем пути водные – по Волге и Дону, впадающим в Каспийское и Азовское моря. Хазары, таким образом, оказывались “контролерами” всех товаров, сплавлявшихся по основным водным артериям. Во многом за счет пошлин, взимаемых с “купцов”, хазары и жили.
Возможно, выгодное месторасположение хазарских племен и привлекло внимание иудеев. Они решили подчинить себе хазар и постепенно занять у них “контролирующее” положение.
Любопытно проследить, как они это сделали “половым путем”.
Первыми инопришельцами в стане хазар были, по свидетельству некоторых источников, женщины-иудейки. Они становились сначала наложницами, а со временем и женами хазарских военачальников. С хазарской верхушки все и началось.
Именно она, хазарская верхушка, в тайне от своих соплеменников и приняла первой иудаизм. С каждым десятилетием росло число хазар, которые по языку были хазароговорящими, а по душе – иудеями. В этой связи уместно будет напомнить читателям, что по иудейским обычаям национальность человека определяется по матери.
Вообще, согласно легендам и историческим фактам, женщины сыграли большую роль в становлении иудейского племени.
Достаточно вспомнить таких иудейских женщин, как Эсфирь и Юдифь.
Первая, став любимой женой персидского царя Артаксеркса, спасла от истребления иудеев, но явилась причиной лютой казни персидского царя Амана. Одновременно с Аманом было вырезано 70 тысяч персов. В честь этого “радостного” события установлен один из главных иудейских праздников – Пурим.
Вторая героиня иудейского эпоса – Юдифь – проникла в спальню ассирийского военачальника Олоферна. Усыпила его своими ласками. Во сне отрубила ему голову и с отрубленной головой вернулась к своим.
Смерть Олоферна настолько потрясла ассирийцев, что они в страхе сняли осаду крепости иудеев.
И опять получается так, что женщина-иудейка с помощью спальни спасает свой народ.
Конечно, скажете вы, это всего лишь легенды. Но дыма без огня, как известно, не бывает. Тем более новейшая – уже советская – история красноречиво подтверждает эту расхожую истину.
Вспомним “навскидку” фамилии хотя бы нескольких “главных” “кремлевских жен” -- Полина Самуиловна Карп-Жемчужная (жена В.М.Молотова), Лобберг Екатерина Ивановна (жена М.И.Калинина), Дорбманн Екатерина Давидовна (жена К.Е.Ворошилова), Розенталь-Сап Наталья Александровна (жена А.В.Луначарского) и т.д.
Что это? Случайность? Или чья-то целевая установка, подобная той, что стояла у истоков Хазарского каганата?

Чем была страна Хазария, и кто положил этому конец?

Действительно, угроза, исходившая от Хазарского каганата, была для становления Киевской Руси более реальной, чем угроза татаро-монгольского ига.
Угроза эта, на мой взгляд, определялась двумя причинами.
Причина первая. Хазария, принявшая иудаизм, начала набирать силу с начала VIII века. Именно в это время Хазария подчинила себе славянские племена (полян, северян, радимичей и вятичей) и обложила их данью.
Сделать это для хорошо организованного и сильного Хазарского каганата было сравнительно нетрудно: славянские племена были раздроблены, каждое племя жило само по себе.
Слабость славянских племен предопределила вторую причину, исходившую от Хазарского каганата. В пору, когда славянские племена только становились на ноги, когда на Руси только-только забрезжил свет Православия, -- так легко было повернуть славянский мир на иной путь духовного развития.
Тем более, что в духовном отношении хазары-иудеи были несравненно агрессивнее золотоордынцев. Известно, что татаро-монголы сводили свое иго на Руси к сбору дани. Они не разорили ни одного православного храма. Да и Русь уже была не та, что во времена процветания Хазарского каганата. Она стала сильнее, а главное – более сплоченной.
Сплоченность ее исходила от православной веры. Лучи Православия, как указывалось выше, уже проникали на Русь.
В первых лучах Православия и появилась яркая, немеркнущая звезда великого князя Киевского Святослава Игоревича, прозванного в народе Святославом Храбрым. Это он, Святослав Храбрый, спустился сначала вниз по Оке, а потом – по Волге, подошел к границам Хазарского каганата и наголову разбил хазарское войско.
Святослав нанес хазарам-иудеям такое поражение, от которого они уже не оправились. Хазария, полтора века висевшая на шее славян, ушла в историческое небытие, сгинула.
В порядке некоего отступления от исторического повествования мне хочется сказать о следующем. По-моему, единственный памятник в России, поставленный Святославу Храброму, украшает город Белгород. Я, разумеется, ничего не имею против памятника Святославу в Белгороде. Но в первую очередь памятник великому князю-освободителю, на мой взгляд, должен был стоять в Рязани. Двигаясь к границам Хазарии, Святослав проходил через земли наших предков – вятичей и освободил их первыми от дани Хазарскому каганату.
Но нашим последним губернаторам – Любимову ли, Шпаку ли – было не до Святослава. Первый был озабочен возведением губернаторского дворца-резиденции на улице Полонского. Второй (Шпак) возводил на выезде из Москвы памятник самому себе – Георгию Победоносцу. Два Георгия – Победоносец и Шпак.
Господи! Да можно ли поставить их рядом – великана и карлика?

Святослав. Каким он был?

Святослав был сыном княжеской пары – Игоря и Ольги, тех самых, которых мы хорошо знаем по известному стихотворению А.С.Пушкина «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам...»
Но не в княжеской семье возрастал Святослав, а был отдан на воспитание в семью одного из дружинников его деда Олега. В возрасте трех лет Святослав уже был на боевом коне.
Когда киевляне вышли в чистое поле на бой со своими врагами, впереди войска ехал на коне трехлетний Святослав. Слабой детской ручонкой метнул Святослав копье в сторону врага. И грянул бой!
Таким был обычай: начать бой должен был князь, хотя он едва держал в руке тяжелое копье. С тех пор Святослав считал себя неотъемлемой частью боевой дружины. С дружинниками он пил и ел, грелся у одного костра, спал, подложив под голову седло.
Предания донесли до нас весть, что Святослав был совершенно равнодушен к богатству и неизменно отвергал дары в виде золота и дорогих тканей, но любил коней и оружие.
Но не этим вошел в память своего народа князь Святослав. Отличаясь прямым и мужественным характером, он даже в отношениях с врагами был прям и мужественен. Отправляясь в поход на врага, Святослав предупреждал противника: “Иду на вы!”
И еще один слоган Святослава навеки вошел в людскую память: “Мертвые сраму не имут!” Святослав предпочитал геройскую смерть, чем позорное бегство с поля боя.

Куда же девались побежденные хазары?

Большая часть из них была уничтожена. Часть разбежалась и осела на землях нынешних Дагестана и Чечни, а также в Крыму. Это были уже не тюрки, стоявшие у истоков Хазарии; а тюрки, принявшие иудаизм, плюс тюрки-евреи, положившие начало новой ветви еврейства – ашкеназы (или ашкенази).
В отличие от ашкеназов существовали еще евреи-сефарды. Но они канули в небытие: частично они были уничтожены крестоносцами, частично ассимилировались среди народов Европы.
В настоящее время мы имеем дело с евреями-ашкеназами, имеющими тюркские корни.
В связи с этим возникает несколько вопросов:
1. Насколько обоснован термин “антисемитизм”, получивший широкое хождение, особенно после Октября 1917 года?
2. Имеют ли историческое право евреи-ашкеназы на земли Палестины?
3. Можно ли считать иудаизм исторически сложившейся конфессией в России?
4. Почему высокопоэтичное сказание о битве Ильи Муромца с Жидовином было впервые опубликовано более или менее массовым тиражом только в 1958 году, в пору хрущевской “оттепели”, а до того года оно было известно только узкому кругу специалистов?
5. Почему в некоторых книгах по истории Руси имя князя Святослава даже не упоминается, словно его и не было вовсе?
Начнем с ответа на первый вопрос.
Если признать термин “антисемитизм” исторически обоснованным, то надо в таком случае признать всех евреев семитами.
Однако Татьяна Грачева, автор замечательной монографии “Невидимая Хазария”, со ссылкой на множество источников, доказывает, что только 2% современных евреев имеют действительно семитское происхождение. Семитами испокон веков называли арабов, а не евреев. Действительно, какое отношение к арабам имеют тюрки, жившие в нижнем течении Волги?
Из ответа на первый вопрос вытекает ответ на второй вопрос. Современные евреи никакого исторического права на земли Палестины не имеют.
Палестинцы, можно сказать, “приняли” евреев, поселившихся на их землях после 1948 года.
В народе говорят: “Пригласи свинью за стол – она и ноги на стол”. Примерно то же самое произошло с палестинцами и израильтянами. Поселившись в Палестине, израильтяне уже через несколько лет начали самым жестоким образом вытеснять палестинцев с насиженных мест в пустыню, в пески.
В конце 60-х годов вышла в свет книга “Осторожно: сионизм” (автор Юрий Ианов). Давайте перелистаем некоторые страницы этой интересной книги. На одной из них мы прочитаем слова известного сионистского лидера Минахема Бегина. 28 октября 1958 года, обращаясь к солдатам израильской армии, он сказал: “Вы, израэлиты, не должны быть сердобольными, когда убиваете своего врага. Вы не должны сочувствовать ему до тех пор, пока мы не уничтожим так называемую арабскую культуру, на развалинах которой мы построим свою собственную цивилизацию”.
Прошу обратить внимание на два момента из речи Бегина: во-первых, на дату обращения израильского политического деятеля (октябрь 1958 года, всего десятилетие спустя после создания государства Израиль); во-вторых, Бегин призывает разрушить “так называемую арабскую культуру”. То есть семитскую культуру. Значит, семитская культура была для них чуждой. Почему же в таком случае евреи называют себя семитами? А те, кто хотя бы одним словом выразит свое недовольство их поведением, тут же попадают в число антисемитов, т.е. “фашистов”, попадающих под действие статьи 74 Уголовного кодекса РФ.
До последнего времени считалось, что евреев в России не менее 3-4 млн. человек. Однако последние данные свидетельствуют: их численность не дотягивает и до 300 тысяч человек, что составляет сотые доли одного процента. Поэтому утверждение, что иудаизм является исторически сложившейся, традиционной конфессией в России, не имеет под собой достаточной научной почвы.
Полагаю, что 4 и 5 вопросы, поставленные выше, в комментариях после всего сказанного не нуждаются. Ответы на них очевидны.

Чему нас учит история?

Размышления над историей Хазарского каганата побуждают меня к тому, чтобы высказать свое отношение к социально-политическим процессам, происходящим в мире.
Для профессиональных историков я не скажу ничего нового. Однако льщу себя надеждой, что для историков-любителей мои соображения могут быть небесполезными.
Самое главное, на что мне хотелось бы обратить внимание: ни одно значительное историческое явление нельзя уложить в строго обозначенные хронологические рамки.
Каждое историческое явление – это процесс, не имеющий четких хронологических границ. А даты – это всего лишь вехи, помогающие нам ориентироваться в историческом пространстве. Вехи – и ничего более.
Мы, например, по праву считаем Александра II освободителем крестьян (1862 год). Но мысли об освобождении крестьян приходили в голову Екатерины II, и она предпринимала в этом направлении некоторые шаги. Всерьез был озабочен положением крестьян Николай I. Александр II идею об освобождении крестьян воплотил в жизнь.
Точно так же некоторые реформы Петра I своими корнями уходят в годы, когда во главе государства стоял его отец – Алексей Михайлович.
И свершение Великой Октябрьской социалистической революции (1917 год) было предопределено всем ходом Российской истории во времена Александра III и Николая II.
Далее. Официальной датой крещения Руси считается 988 год. Однако, как отмечалось выше, первые лучи христианства проникли на Русь по меньшей мере на 100 лет раньше. Первыми киевскими князьями, принявшими христианство, были Аскольд и Дир. Была христианкой и княгиня Ольга, принявшая новую веру за 23 года до официального крещения.
Нельзя не обратить внимания на тот факт, что впервые 1000-летие крещения Руси в России отмечалось в 1866 году, т.е. на 123 года раньше той даты, которая была принята в Советское время – 1988 год. Историки XIX века вели отсчет не от Владимира-Крестителя, а от Аскольда и Дира, принявших в монашестве имена Николая и Ильи, самых почитаемых святых на Руси.
И, наконец, Хазария. Ее падение произошло в 965 году. Но из летописных источников известно, что задолго до победоносного похода Святослава на Хазарию дважды ходил дед Святослава – Олег Вещий. Олег не мог победить Хазарию, но значительно ослабил ее. Святослав поставил последнюю точку в судьбе Хазарского каганата.
Сказанным о военных походах Олега я вовсе не хочу умалить историческое значение подвига Святослава Храброго. Нет и нет! Я лишь хочу подчеркнуть высказанную мною мысль: история – это процесс, подобный могучей реке.

Пусть наши дети будут таким, как он!

В заключение я хотел бы коротко остановиться на последующем штрихе из жизни Святослава Храброго. Возвращаясь из похода, Святослав попал в засаду на днепровских порогах. В неравном бою князь руссов погиб, но он сражался, как лев, до последней капли крови.
Печенежский князь в знак глубокого уважения к Святославу велел изготовить из черепа храброго воина кубок, велел окантовать его серебром и выбить на серебре такие слова: “Пусть наши дети будут такими, как он!”
Как же мудр был тот безвестный печенежский князь! И какими же непохожими получились современные дети на своего далекого предка!

Александр ЖБАНКОВ.

ссылка



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх