,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Новый диагноз украинской власти: неграмотный национал-патриотизм
0
Речь идет о приказе, изданном 27 октября сразу по четырем министерствам нынешнего правительства. Подчеркиваю, это не какой-нибудь очередной безумный законопроект, внесенный малограмотным депутатом, это уже вступивший в действие и обнародованный на правительственном портале приказ, который подписан (и видимо, вычитан) представителями сразу четырех министерств – обороны, культуры, образования и по делам молодежи. Среди подписей есть и подпись И. Вакарчука, печально известного своими экспериментами над украинскими студентами и школьниками.

Данным приказом вводится в действие Концепция национально-патриотического воспитания молодежи. Впору говорить о еще одном «Н» украинской власти – национал-патриотизме. Если данная Концепция является базой для этого «Н», то можно утверждать, что украинский национал-патриотизм в этом виде – настоящий диагноз. Впрочем, судите сами.

«Духовный код»: «Утверждение объективную оценку в украинской историй»

Сначала о неграмотности. Я даже не буду говорить о том, что авторы приказа четырех министерств совершенно не знакомы с правилами украинской пунктуации – в некоторых предложениях запятые отсутствуют как класс, а в некоторых расставлены где ни попадя. Самое смешное, что столь безграмотная Концепция определяет среди базовых принципов «национально-патриотического воспитания» «формирование языковой культуры, овладение и употребление украинского языка, как духовного кода нации» (здесь и далее в цитатах, переведенных на русский язык, полностью соблюдается стилистика и пунктуация оригинала). При этом авторы почему-то взяли термин «государственный язык Украины» в кавычки, чем, видимо, и решили продемонстрировать свое истинное отношение к «духовному коду».

Вот только несколько примеров грубейших ляпов этой Концепции: «Современная молодежь хорошо информирована по поводу процессов, которые происходят в разных сферах науки, техники, социальной жизни; динамично овладевают современными коммуникационными технологиями». Кто овладевают?! Молодежь? Тогда почему во множественном числе?

Нестыковка из той же серии: «Содействие приобретению молодежью социального опыта, наследование ими духовных достижений украинского народа». Ими – это опять-таки молодежью. Вот еще цитата: «Военно-патриотическое воспитание как составная общего процесса патриотического воспитания, направленных на военнослужащих Вооруженных Сил Украины». Теперь «воспитание направлены» на что-то!

Боже, это ведь приказ, подписанный украинским министром образования и исполняющим обязанности украинского министра культуры!

А вот две фразы, которые можно включать в учебники чиновничьего новояза: «Утверждение в массовом сознании граждан объективную оценку роли Вооруженных Сил Украины в украинской историй», а также: «Главной доминантой относительно патриотического воспитания молодежи это формирование у личности ценностного отношения к окружающей действительности». Вот это настоящий «духовный код»! Только не слишком ли тут переборщили с кодированием?

Кстати, некоторые фразы дают основание полагать, что украинские чиновники первоначально писали сей шедевр нормотворчества не на «духовном коде». Для этого процитирую фразу на языке оригинала: «Створення умов для забезпечення реалізації конституційних прав людини та його обов’язків». Неужели наши министерства образования и культуры составляют проекты приказов на русском языке («прав человека и его обязанностей»), а затем перекодируют на «духовный код» компьютерным переводчиком?! Даже страшно такое предположить в свете требований Концепции национально-патриотического воспитания!

Как правильно воспитать «ребенка» 14–35 лет

А требования не менее курьезны, чем язык, которым они изложены. К примеру, в первой же части документа поясняется, что он направлен на воспитание «молодых граждан Украины 14-35-летнего возраста». А чуть ниже следует такая фраза: «Принцип гуманизации воспитательного процесса концентрирует внимание на ребенке, как высшей ценности, учитывает его возрастные и индивидуальные особенности, не форсирует его развитие, побуждает к самостоятельности, удовлетворяет базовые потребности ребенка». Как вам дети тридцати пяти лет отроду. Представляете, это – в том числе о молодых людях 35-летнего возраста. То есть Арсений Яценюк, например, на начало этого года, согласно «логике» авторов данной Концепции, должен был числиться еще «ребенком», чьи «базовые потребности» должны были обеспечивать «воспитатели» (так в том же документе).

Оно, конечно, понятно, как рождаются подобные ляпы коллективного творчества. Один раздел писало Министерство обороны, сосредоточившееся на описании военного призыва, другой – Министерство образования, которому, видимо, и принадлежат перлы о «ребенке» в возрасте 14–35 лет. Но кто-то ведь в конечном итоге должен был вычитать документ перед подписанием его главами или и.о. глав четырех правительственных ведомств и публикацией на официальном сайте Кабмина!

Концепция, определяющая, как нашу молодежь будут учить «Родину любить», однозначно гласит: «В современном обществе используется взгляд на воспитание, как процесс преодоления негативных тенденций в развитии личности и восприятие воспитанника лишь как объекта воспитательных влияний». Вот оно как! Оказывается, наши «дети» 14–35 лет – это всего «лишь объекты влияний» и не более того!

При этом «залогом эффективности воспитательного процесса является органичное соединение системы принципов национально-патриотического воспитания в целостную систему». Ну, тут все просто: систему объединяем в целостную систему – и процесс воспитания пошел.

Правда, куда пошел – не понятно. Так как на протяжении всего документа речь идет о том, что «в основу национальной системы патриотического воспитания положена национальная идея». Что такое «национальная идея», положенная в основу, особо не разъясняется. Мало того, согласно общепризнанному мнению, она у нас до сих пор не сформирована. Во всяком случае, на множестве круглых столов, экспертных дискуссий, политических ТВ-шоу политики, политологи, журналисты в один голос твердят о необходимости сформулировать или даже изобрести эту самую «национальную идею». А она уже тут – в основе Концепции!

Предположение о том, что данный шедевр чиновничьего творчества составляли в разных ведомствах, а потом разрозненные части сшивались во что-то несвязное и несуразное, подтверждается разночтением отдельных глав по поводу отношения к воинской службе.

Так, в преамбуле Концепции речь идет о том, что в связи с переходом армии на контрактную основу нужно развивать в «детях» 14–35 лет «психологическую готовность к добровольному поступлению на воинскую службу».

Смею предположить, что этот раздел явно составляли не в Министерстве обороны, которое, скорее всего, приложило руку к разделу, где ставится следующая задача: «Разъяснение среди молодых граждан требований Закона Украины «Об общей воинской обязанности и уставах Вооруженных Сил Украины»».

То есть молодежь должна готовиться к «добровольной» контрактной службе, но на основе «общей воинской обязанности». Кстати, наверняка нелишним будет сказать о том, что упомянутого в данном документе закона не существует в природе. Настоящее название закона: «Об общей воинской обязанности и военной службе». Но, согласитесь, на фоне других ляпов Концепции ссылка на несуществующий закон – это такая мелочь!

«Противодействие фактам» – задача «национал-патриотов»

В преамбуле к этой статье я недаром упомянул Шнобелевскую премию. Ведь в положении об этой «награде» говорится, что она вручается за «достижения», которые «сначала вызывают смех, а затем заставляют задуматься». Принятая четырьмя министерствами Концепция национально-патриотического воспитания – это не только набор ляпов, ошибок и оговорок. Даже эти оговорки имеют свой смысл, обнажают истинное лицо нынешней власти, очень далекой от понимания демократии и ценностей гражданского общества.

Ведь сам термин «национально-патриотическое воспитание» не очень вписывается в европейские ценности, в приверженности которым клянутся авторы Концепции. Во всяком случае, я не встречал его ни в европейской, ни в американской практике или теории. Концепция гласит, что нашей целью является «интеграция в европейское сообщество». Однако одна из глав документа называется «Информационно-пропагандистское обеспечение национально-патриотического воспитания молодежи». Авторам приказа невдомек, что в Европе термин «пропаганда» стыдливо стараются не использовать по отношению к собственной деятельности, а применяют его в основном при оценке действий тоталитарных режимов. Да разве пристало украинским «национал-патриотам» вникать в эти тонкости!

А вы только вдумайтесь, к чему обязывают авторы Концепции государственные органы власти всех уровней: «Обеспечение действенного влияния субъектов воспитания, государственных и общественных организаций на сознание, подсознание (!) и поведение молодежного поколения». Вот так вот открыто разъясняется суть «информационно-пропагандистской» деятельности – в том числе влияние на подсознание. Я уж не говорю о том, что подобные приемы неприемлемы с точки зрения декларируемых европейских норм, но они ведь запрещены и украинским законодательством!

К примеру, статья 8 закона «О рекламе» недвусмысленно гласит: «В рекламе запрещается… использовать методы и технологии, которые действуют на подсознание потребителей рекламы». Поскольку информационные кампании госорганов тоже подпадают под действие этого закона как «социальная реклама», можно однозначно утверждать, что норма данной статьи закона распространяется и на государственную «пропаганду» (раз уж этот термин приемлем в украинском Минкульте).

Причем, как видно из приведенной цитаты, безграмотная Концепция раздает указания не только государственным органам, но и общественным организациям. На них, в частности, а также на детские, профсоюзные организации и даже на воинские части «приказ четырех» возлагает обязательства по «разъяснению внутренней и внешней политики Украины, положений Законов Украины (и это пишут люди, которые своих законов не читают! – Авт.), указов, распоряжений Президента Украины и постановлений, распоряжений Кабинета Министров Украины». А если какой-нибудь профсоюз не захочет разъяснять указы президента, он перестанет быть «патриотичным»?

Кстати, на органы государственной власти разных уровней возложена теперь и задача по «содействию формированию позитивного имиджа украинских эстрадных исполнителей». Пусть теперь какой-нибудь мэр осмелится покритиковать Верку Сердючку или тем паче «Грынджолы» – на него вмиг обрушится сила четырех министерств, включая Минобороны! Ведь данная Концепция требует от всех «активного противодействия антипатриотизму, манипулированию информацией, фальсификации истории Украины».

Кстати, истории посвящено немало замечательных пунктов этого документа. Так, авторы Концепции в качестве «патриотического» шага определяют «публикацию новых архивных документов». Заметьте, не рассекречивание старых архивных документов, а именно публикацию новых – видимо, тех, которые сейчас в спешке составляются для обеспечения новых исторических концепций развития Украины ведомствами вроде СБУ и Института национальной памяти. То есть скандальное представление фотографий голода 20-х годов в российском Оренбуржье в качестве «новых» фотографий украинского Голодомора 30-х годов получает свое теоретическое обоснование!

Неудивительно, что тут же авторы Концепции откровенно в задачи «национал-патриотов» включают следующую: «Активное противодействие фактам, которые фальсифицируют историю Украины и ее современность». А, каково?! Оказывается, исторические факты могут «фальсифицировать» историю и современность Украины! «Тем хуже этим фактам», раз они не вписываются в «национал-патриотические» концепции построения украинского государства!

Воспитание «украинским космосом»

Этот уникальный «приказ четырех» можно цитировать еще долго. Неграмотность его составителей, нежелание или неумение элементарно вычитать документ перед подписанием привели не только к ошибкам, но и к курьезным двусмысленностям. К примеру, один из пунктов можно трактовать как призыв к государственным органам распространять «порнографию и другие материалы, которые подрывают общественную мораль». Очень пикантно в условиях нынешнего скандала вокруг педофилов.

Но как это ни банально звучит: было бы смешно, если бы не было так грустно. Захожу на днях в книжный магазин, а там – детская книга издательства «А-ба-ба-га-ла-ма-га» под названием «Украинский космос». Причем, это не шутка вроде «украинского глобуса», а книга, которая повествует детям именно об «украинском космосе». В этой книге детям рассказывается, что чуть ли не все советские (российские) и даже часть американских героев авиастроения и освоения космоса являются «украинцами». К ним отнесены и Циолковский, и Королев, и Сикорский, и кто угодно. Вне зависимости от происхождения или этнической принадлежности, любой, кто так или иначе побывал на территории нынешней Украины (будь то в Российской империи, будь то в СССР), уже причастен к «украинскому космосу». Все – в духе Концепции, призывающей «воспитывать молодежь на примерах жизни и деятельности выдающихся людей, чья жизнь связана с Украиной».

Мне в этой связи вспомнилась встреча с Игорем Сикорским-младшим, сыном того самого легендарного Сикорского, который у нас уже давно зачислен в «пантеон великих украинцев». Наша беседа происходила в прошлом году в Москве на Всемирной конференции российских (!) соотечественников, активным участником которой был мой собеседник. Я спросил его, как он сам, причисляя себя к Русскому миру, относится к тому, что его отец в Украине считается украинцем.

Ответ был таков: «Понимаете, это очень сложный вопрос. Ведь мои папа и мама жили в Киеве. Но при этом они, живя в Америке, говорили с нами (с детьми – Авт.) по-русски и считали себя русскими людьми! Вот мой брат Сергей занимается авиационным бизнесом и поэтому очень хочет, чтобы Украина как можно быстрее вступила в НАТО. Поэтому он активно ездит в Украину и называет себя там украинцем». Я уточнил у Сикорского-младшего, значит ли это, что вопрос этнической самоидентификации для его брата – это вопрос бизнеса? Мой собеседник задумался и в итоге произнес: «В некотором смысле, да». А нам говорят, «украинский космос»…

Наши «национал-патриоты» так в последнее время увлеклись погоней за «выдающимися украинцами», что даже не заметили, как тем самым опровергли львиную долю своих «геноцидных» теорий. Так, несколько недель назад на парламентских слушаниях, посвященных проблемам зарубежных украинцев, Петр Ющенко причислил к «великим украинцам» практически всех руководителей СССР и даже советских органов госбезопасности – Хрущева, Брежнева, Черненко, Кириленко, Горбачева, Тихонова, Рыжкова, Семичастного, Руденко, Чебрикова… Зарубежные украинцы настолько были поражены данным перечнем, опровергавшим все теории об «империях» и «колониях», что решились на этих фамилиях «захлопать» родного брата своего идейного кумира. На примерах «великих украинцев» воспитывать молодежь, конечно, надо, но не до такой же степени, в самом деле!

Поэтому авторы Концепции, хоть и не перечисляют в самом документе конкретные имена «примеров для подражания молодежи», но не стесняются называть их устно. Один из четырех подписантов – и.о. министра по делам молодежи Ростислав Драпушко – в интервью «Коммерсанту» выдал полный перечень этих «героев»: «При воспитании будут учтены все этапы истории Украины: гетманство, развитие казачества, период княжества, войско Украинской народной республики, сечевых стрельцов, деятельность повстанческой армии» (ну, куда ж без бандеровцев?). Как видите, украинских «детей» 14–35 лет не собираются учить даже на примере Ковпака, Кожедуба и других героев Великой Отечественной. Что уж говорить о примерах Чебрикова и Брежнева!

Гниль как продукт оттепели

Хочу обратить особое внимание на то, что, в отличие от разных концепций патриотического воспитания молодежи в царской России или в Советском Союзе, нынешняя украинская Концепция воспитания «национал-патриотов» вообще не предусматривает таких понятий как «честь», «совесть», «правдивость», за исключением штампованных фраз со ссылкой на Конституцию о «защите чести и достоинства гражданина». Нравственные категории чести и совести сведены к не менее штампованным фразам об «общечеловеческих ценностях» без конкретизации данного понятия.

Авторы современных украинских концепций построения общества все и всех пытаются подчинить «интересам нации», «интересам государства» и т.д. Какими путями это достигается, нужно ли для этого врать, подхалимничать, приспосабливаться – неважно. Каковы «герои» – таковы и моральные принципы.

Что ж, уверен, недостатка в «воспитателях», практикующих согласно Концепции, не будет. Я редко описываю закулисье различных политических ток-шоу, в которых доводится принимать участие. Но для иллюстрации этих тезисов приведу два ярких примера.

Недавно в прямом эфире одного из телеканалов я высказал упрек присутствовавшим в студии «евроинтеграторам» по поводу того, что они, так долго агитируя нас вступать в ВТО, «забыли» рассказать украинскому народу, что одним из условий вступления в эту организацию являлся фактический запрет уже с 1 января следующего года торговли на рынках творогом, молоком, маслом и даже салом.

В эфире по этому поводу спорить никто не стал, а за кулисами один из основных «экспертов», ранее убеждавших нас, что «украинский народ почувствует на себе позитивные последствия от вступления в ВТО сразу же после вступления», подошел ко мне и сказал: «Ну, что вы шум подняли из-за пустяков? Да, было такое условие. Но кто ж его у нас собирается выполнять? Если вы после Нового года не найдете на рынках домашнего сала, приходите ко мне – я вам расскажу, где его достать».

Я спросил, насколько его фактическое признание в намерении нарушить украинский закон и обязательство перед европейскими партнерами соответствует понятиям «порядочности» и «европейскости», которую он так отстаивает в эфирах? Мой собеседник посмотрел на меня с искренним недоумением, пожал плечами, развернулся и ушел.

Еще один, на мой взгляд, красочный пример. В эфире другого телешоу один известный украинский журналист долго распинался о системе моральных ценностей, рассказывая о том, что есть «плохая» «Россия Путина и Медведева», а есть другая Россия – Россия Сахарова, Бродского, Лихачева, российских правозащитников и т.д. При этом в свои речи сей господин неоднократно вкраплял откровенную ложь, в чем я и постарался его уличить.

В очередной рекламной паузе этот журналист на мои упреки и аргументы по поводу его лжи, не моргнув глазом, ухмыльнулся и сказал (даже не постеснялся стоявших рядом депутатов и своих коллег): «Ну да, ну и солгал. Но об этом знаем только мы с вами, а публике это неведомо. Поэтому я достиг своей цели, а вы – нет».

Я спросил его, слышал ли он что-нибудь о таких понятиях как честь и совесть, о тех самых моральных принципах, которые он упоминал, говоря о «России Сахарова и Бродского». Вы бы видели, как он искренне смеялся. Да, за кулисами они позволяют себе быть искренними.

А я невольно вспомнил слова новомодного американского писателя Джонатана Франзена, чья книга «Поправки» некоторыми критиками названа как «первая великая книга 21-го века»: «Бродский говорил: «Свежая рыба воняет всегда, мороженая – только тая»… Но такова советская реальность: сначала оттепель, потом гниль. Бродский до этого не дожил».

Очень верная фраза, очень жизненная. Таковы они – «дети оттепели», после которой осталась только гниль. Гнилые «дети», гнилые «воспитатели», гнилые концепции…

Владимир КОРНИЛОВ
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх