,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


ГОРСКИЕ ЕВРЕИ
  • 8 октября 2009 |
  • 11:10 |
  • jorik.13 |
  • Просмотров: 80008
  • |
  • Комментарии: 14
  • |
0
Горские евреи - исконное еврейское население Восточного Кавказа. Район традиционного проживания - северный Азербайджан и Южный Дагестан, откуда они расселились по всему Северному Кавказу, кроме того, в настоящее время горские евреи живут в России за пределами Кавказа и в Израиле. Наиболее значительные общины горских евреев находятся в Азербайджане, в городах Баку, Куба и Огуз (до 1991 г. - Варташен); в Дагестане, в городах Дербент, Махачкала и Буйнакск
(старое название - Темир-Хан-Шура); в столице Кабардино-Балкарии городе Нальчике. Еврейский пригород Кубы, Красная (в прошлом - Еврейская) Слобода и сегодня остается чисто еврейским поселением.

Горские евреи говорят на нескольких близких диалектах татского языка, принадлежащего к западной ветви иранской группы языков. Кроме горских евреев на татском языке говорят также проживающие в тех же регионах таты-мусульмане (они, собственно говоря, и есть "таты", в том числе по самоназванию) и немногочисленные таты-христиане.

Численность горских евреев в конце прошлого столетия составляла приблизительно 21 тыс. В 1970-е гг. их численность может быть приблизительно оценена в 50-70 тыс. Большая часть татов (мусульман и христиан) проживала в Азербайджане, причем таты были записаны по документам (и, следовательно, в переписях) как азербайджанцы, армяно-таты - как армяне, а горские евреи, как правило, как евреи. Иначе дело обстояло в Дагестане, входящем в состав Российской Федерации: здесь основную массу татоязычного населения составляли горские евреи. Весьма активно насаждалась точка зрения, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедания составляет единый этнос - таты, один из многих народов Дагестана. Горские евреи начали массово записываться в паспортах "татами", дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Так, во время переписи 1979 г. свыше 20 тыс. горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, статистические данные по численности горских евреев заведомо не точны.

Горские евреи с незапамятных времен населяли горы и предгорья по обе стороны Кавказского хребта, там, где он подходит к берегу Каспийского моря. Свое появление здесь они связывают с насильственным переселением Ассирией Десяти колен Израилевых в "горы Мидийские", которые у них ассоциируются с Кавказом. Но даже если не прибегать к таким, сугубо легендарным, обоснованиям появления евреев на Кавказе, все равно история горских евреев теряется в глубине веков.

Со 2-й трети ХVIII в. территория, на которой проживали горские евреи, становится предметом ожесточенной борьбы между Россией, Турцией и Персией и в результате войн горские евреи начинают переселяться из горных аулов в города. После того, как в начале в. Россия присоединила Дагестан и Азербайджан, горские евреи становятся российскими подданными. Вхождение Кавказа в состав России, возможно, избавило их от полного исчезновения и возобновило контакты горских общин с остальным еврейским миром В 1830 г. в Нагорном Дагестане началось и продлилось почти 30 лет восстание против России, которое возглавил Шамиль. Ими было создано исламское теократическое государство - имамат. Инородцы, прежде всего евреи, вынуждены были переходить в ислам или бежать из горных аулов на территорию, которую контролировали русские войска, переселяться в новые общины, в основном, в Дербент и еврейское предместье Кубы, Еврейскую Слободу. Со второй половины в. миграционные процессы усиливаются, и горские евреи начинают переселяться в новые для себя города: Баку, Темир-Хан-Шуру, а также в города основанные русской администрацией: Петровск-Порт (современное название - Махачкала), Нальчик, Грозный и др. Исход горских евреев из сел был ускорен гражданской войной.

Горский еврей всегда оставался типичным кавказским горцем, включенным в сложный контекст межплеменных, межродовых и межличностных отношений, таких как побратимство, кровная месть и т. п., регулируемых адатом, то есть обычным правом. Этнографы неоднократно отмечали хорошие взаимоотношения между горскими евреями и горцами-мусульманами.
Горские евреи
сайт горских евреев



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх