,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Ускорить развитие Украины Чего мы достигли за годы независимости?
0
 	 Ускорить развитие Украины Чего мы достигли за годы независимости?

Посмотрим на основные социально-экономические показатели. Реальный ВВП Украины в прошлом году составил лишь 74,1% от уровня 1990 г. За это же время мировая экономика выросла в 2,7 раза. Эффективнее развивались и многие наши соседи. Так, Беларусь уровня последнего советского года достигла уже к 2000-му.

Из-за неэффективной экономической политики последних лет, сложной внутриполитической ситуации и отсутствия системных антикризисных действий Украина в значительно большей степени, нежели другие страны, пострадала от экономического кризиса. В первом полугодии текущего года промышленное производство сократилось на 30,4%, инвестиции — на 43,3%, ВВП — на 20,3%. А ведь это уровень падения наиболее сложного для нас 1994 г. — минус 23%!

В это же время в ряде стран, несмотря на мировой кризис, продолжается рост, например в Индии и Китае. А на пространстве СНГ — в Беларуси, Азербайджане, Узбекистане и Таджикистане.

Для Украины эксперты прогнозируют падение ВВП по итогам 2009 г. — от 14 до 18%. А это означает, что объемы производства составят уже около 62% от уровня 1990-го. Т. е. результатов советского далеко не самого успешного года мы сможем достичь примерно к 2020 г. Это если в следующем десятилетии будем развиваться без кризисов, что маловероятно.

По размерам ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) Украину на постсоветском пространстве обогнали Россия, Казахстан, Беларусь и Азербайджан. Впереди оказались даже Ангола, Белиз, Габон, Суринам, Чили, Колумбия, Уругвай, Маврикий, Гренада и многие другие не самые развитые страны. Даже Куба и Панама.

Украина неуклонно движется к обочине мировой цивилизации и продолжает бездействовать. В то время как многие государства, в прошлом аутсайдеры, активно занимаются собственным развитием. В последнем рейтинге условий для предпринимательской деятельности, который составляет Всемирный банк, Украина заняла 142-е место из 183. Нас уверенно обгоняют не только прибалтийские страны, но и Грузия, Армения, Молдова, обошла даже Руанда, которая признана мировым лидером в осуществлении реформ и поднялась со 143-го на 67-е место. В десятке стран-реформаторов находятся также Либерия, Таджикистан, Молдова, Беларусь, Киргизия, Колумбия, Египет и Македония. А это значит, что у них есть все шансы развиваться быстрее нас.

Экономика Украины лишается признаков независимой — многие предприятия и целые отрасли, ранее работавшие на внутренний рынок и рынки СНГ, не выдержали конкуренции со стороны импорта. Остались преимущественно сырьевые отрасли. Хозяйственная жизнь стала зависеть от экспорта.

Естественно, все это отражается на уровне жизни нашего народа. За годы независимости Украина потеряла 10,5% населения (Россия — 4%, Беларусь — 5,6%, Казахстан — 6,7%). И это без учета того, что 5—7 млн. ее граждан вынуждены постоянно работать и жить за пределами своего государства. В большинстве постсоветских стран средняя продолжительность жизни выше, чем у нас.

С этого года после небывалого падения гривни средняя зарплата и средний размер пенсии в Украине проигрывают не только Литве, России, Казахстану, Азербайджану и Беларуси, но даже Армении и Молдове. А ведь еще в 2004 г. впереди стояли лишь Россия, Казахстан и Беларусь.

Уроки кризиса

Причины сегодняшнего кризиса украинской экономики лежат в двух плоскостях: это кризис структурный и политический, и тут намного более значимы внутренние, а не внешние факторы.

Глобальный кризис наглядно показал, что рыночной экономики «в чистом виде» в мире практически не существует. Передовые страны используют программно-целевой метод развития экономики, делают ставку на перспективные, наукоемкие производства. К сожалению, действия сегодняшней украинской власти характеризуются бессистемностью, отсутствием комплексных подходов. Антикризисные действия абсолютно не сбалансированы, часто противоречат друг другу, а еще чаще оказываются лишь политическим пиаром. Это касается и стратегического планирования, которое в государстве практически отсутствует с 2005 г.

«Оранжевый» переворот, который привел к власти авантюристов, неспособных управлять государством, — вот основная причина последних неудач Украины. Чтобы начать двигаться вперед, нужно сначала сменить власть. А дальше поскорее возвращаться к рыночным реформам, которые так и не были завершены, и это еще одна причина нашего отставания. Более того, за период после 2004 г. сделано множество шагов, на деле означавших демонтаж рыночных механизмов.

Одна из главных угроз, которые сейчас достаточно очевидны и будут кардинально влиять на развитие отечественной экономики, — это потеря позиций технологического лидера, которым Украина была в ряде отраслей в 70к80-е гг. Остатки этого потенциала отчасти составили основу нашего экономического роста. Но сегодня мы его почти потеряли, и если не предпринимать решительных действий, Украина окончательно превратится в мировую периферию, производящую дешевую сырьевую продукцию.

Экономика нуждается в ускоренной модернизации и структурной перестройке. И наши планы должны быть амбициозными — через 15к20 лет обеспечить переход к 6-му технологическому укладу. А ведь сегодня большинство наших производств относятся к 3-му и 4-му укладам. Например, основа нашего сегодняшнего промышленного и экспортного потенциала — металлургия и химия — представляют 3-й технологический уклад.*

Сейчас нам необычайно важно развивать новые наукоемкие производства — такие, как биотехнологии, возобновляемая энергетика, программное обеспечение и т. д. Ряд наукоемких отраслей, в которых мы имеем огромные достижения и достаточный потенциал, государство должно сделать приоритетными, чтобы в будущем они стали основой новой структуры отечественной экономики. Это касается ракетно-космической отрасли, авиа-, судостроения, атомной энергетики и промышленности, энергетического машиностроения, станкостроения и металлообработки, приборостроения и информационно-коммуникационного сектора.

Например, в России в течение последних лет огромные средства инвестируют в нанотехнологии. А у нас, к сожалению, это остается на уровне разговоров. Так, все еще очень далека цель, заложенная в нашей энергетической стратегии, по построению относительно замкнутого ядерного топливного цикла. И дело не только в недофинансировании соответствующих программ, но и в неумелом управлении отраслью, а также в конфликтной политике нынешней власти по отношению к нашим традиционным партнерам. Быстро осуществить модернизацию собственной экономики можно только используя международное сотрудничество. А это обеспечивает только сбалансированная, конструктивная и прагматичная внешняя политика.

Выход большинства стран из кризиса принесет Украине не только увеличение спроса на ее экспортную продукцию, но и рост цен на энергоносители, а государство до сих пор не предприняло достаточных мер для снижения энергозависимости своей экономики.

Сегодня нам нужна реальная макроэкономическая стабилизация. В первую очередь это касается стабильности национальной валюты. Конечно, девальвация гривни приносит временные дивиденды экспортерам, но нельзя забывать о высокой доле критического импорта, обслуживании внешних долгов. Слабость национальной валюты усложняет также и структурные реформы.

Незначительное улучшение показателей промышленности за последние два месяца связано прежде всего с низкой базой для сравнения. (Напомню, темпы промышленного производства начали замедляться уже в июне 2008 г., в августе начался спад, а в ноябре ВВП Украины сократился почти на четверть). А позитивные факторы развития основных отраслей имеют исключительно внешний характер. Внутренние резервы все еще не задействованы.

Время требует стимулирования инвестиционного спроса всеми возможными способами, в том числе фискальными. Через механизмы низких процентных ставок и за счет эмиссионных денег, которые должны идти на рефинансирование банков. А те, в свою очередь, должны кредитовать реальную экономику. К сожалению, видимых шагов по стимулированию кредитования этого сектора у нас еще не сделано. Кроме того, рефинансирование банков должно было иметь и целевую направленность. Через него должны были кредитоваться серьезные инфраструктурные проекты. Так, всем известна важность мостов в Киеве или Запорожье для эффективного функционирования городов, в том числе их экономики. Почему эти проекты остановлены?

Необходимо вернуться к практике стимулирования инвестиционной активности через комплексное применение механизмов территорий приоритетного развития. Комплексность означает создание точек роста в каждом регионе, а не в отдельно избранных. Это нужно делать с учетом научного, производственного, ресурсного потенциала территорий — важно проанализировать и найти несколько отраслей, развитие которых может кардинально повлиять на экономический рост каждого региона. Иными словами, вся Украина должна стать территорией приоритетного развития.

Выход из кризиса предприятий, ориентированных на внутренний рынок, осложняет в том числе низкий потребительский спрос, вызванный падением реальных доходов населения. Многие государства в числе антикризисных мер инвестируют значительные средства в социальный сектор. Речь не только о зарплатах — это также расходы на медицину, науку, образование, социальное страхование. А наше правительство даже не собирается выполнять отечественное законодательство об индексации социальных стандартов. В результате каждый пенсионер ежемесячно недополучает 200—300 грн., а каждый работник бюджетной сферы — 850—1000. За последние полтора года долги по зарплате выросли более чем вдвое. Растет задолженность бюджета перед Пенсионным фондом. Пенсии выплачиваются не за счет работающей экономики, а за счет внешних кредитов.

С начала прошлого года государственный долг Украины вырос почти вдвое и уже приближается к 36% ВВП. По прогнозам экспертов, до конца года госдолг составит почти 1000 долл. на каждого гражданина. Это означает, что в ближайшие годы госбюджет будет нагружен процентами по долговым обязательствам. Другими словами, вместо того чтобы вкладывать эти ресурсы в модернизацию промышленности, в стимулирование экономического роста, создание новых рабочих мест и человеческий потенциал, страна вынуждена будет их отдавать зарубежным кредиторам.

Еще раз подчеркну, нельзя жить одним днем, лишь бы дотянуть до выборов. Большинство экспертов утверждают, что сегодняшняя стабилизация мировой экономики может быть непродолжительной. Ее фундаментальные проблемы и структурные диспропорции не устранены.

Меры по усилению контроля государств за финансовыми рынками пока не дают ответа на вопрос, какой будет финансовая система в будущем, но то, что к началу кризиса около 95% операций на финансовом и валютном рынках мира были спекулятивными, никак не связанными с реальными активами, не может считаться нормальным. Таким образом, этот мировой кризис относится к разряду структурных, связанных с системными изменениями в мировой экономике. Эксперты обращают внимание, что подобные кризисы многоступенчаты, и делают прогнозы относительно новых витков дестабилизации в течение ближайшего десятилетия. А это еще раз подтверждает, что надеяться на благоприятную конъюнктуру для отечественных экспортеров никак нельзя. Мы должны учитывать это при планировании реформ.

С другой стороны, следует избавиться от иллюзий, что вследствие кризиса главные мировые центры влияния прекратят соперничество за влияние на нашу страну. Наоборот, риски провокации дестабилизации в Украине в ближайшие 5—7 лет повышаются. Мы обязаны сделать все, чтобы перенаправить энергию соперничества сильных держав в русло нашей модернизации.

Но самое главное, мы сами должны быть более эффективными: прекратить избирать политиков-популистов, прекратить политические дрязги, объединиться ради быстрого и эффективного развития своей страны. Только от нас зависит будущее Украины.

*Согласно теории, соавтором которой был лауреат Нобелевской премии Николай Кондратьев, существует шесть укладов или экономических волн (циклов). В каждом движущими силами экономического роста являются новые технологии. Первый (1785—1835 гг.) основан на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Второй (1830—1890 гг.) — паровой двигатель, угольная пром-ть, машиностроение, черная металлургия и станкостроение. Третий (1880—1940 гг.) — электроэнергия в промпроизводстве, тяжелое машиностроение и электротехническая пром-ть на основе стального проката, производство стали конвертерным способом, неорганическая химия, радиосвязь, телеграф, автомобили; картели, синдикаты, тресты, монополии. Четвертый (1930—1990 гг.) — развитие энергетики (нефтепродукты, газ, атомная пром-ть), средств связи, новых синтетических материалов; массовое производство автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления; конвеерные технологии; олигопольная конкуренция; транснациональные компании. Пятый (1985—2025 гг.) — микроэлектроника, компьютеры, ПО, телекоммуникации, информуслуги, биотехнологии, генная инженерия, новые виды энергии, материалов, освоение космоса, спутниковая связь, авиационная пром-ть. Развивается шестой — наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы, наногетерогенные системы, нанобиотехнологии, наносистемная техника, нанооборудование (все это на базе традиционных отраслей пятого уклада).
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх