,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


«Последний из могикан» нашего тракторостроения
0
На состоявшейся в начале июня коллегии облгосадминистрации губернатор Харьковщины Арсен Аваков произнес фразу, которая может стать судьбоносной для многих харьковских предприятий: «Слабым предприятиям мы больше помогать не будем». К ХТЗ это относится непосредственно.

До недавних пор на российский рынок уходило до 90% продукции тракторного завода. Но наши северо-восточные соседи активно развивают собственное сельхозмашиностроение и харьковскими тракторами интересуются чем дальше, тем меньше. Трудно рассчитывать на благополучие предприятию, чья продукция не востребована в собственной стране.

Десятилетие упущенных возможностей

ХТЗ производит колесные и гусеничные трактора и запчасти к ним, а также строительно-дорожную технику. В СССР Харьковский тракторный был безусловным лидером отрасли. На пике производственной активности в 80-е годы он выпускал до 70 тыс. Т-150, Т-150К в год. Разработки украинских специалистов впоследствии были запущены в серийное производство на Кировском, Владимирском и Волгоградском тракторных заводах в России.

Кризис в сельском хозяйстве после развала СССР негативно отразился на предприятии. За последние два десятилетия продажи сократились почти в 30 раз. ХТЗ не имеет возможности обновлять основные фонды, изношенные на 90%. В результате производственные мощности сократились почти в пять раз: сейчас при достаточном финансировании завод может выпускать только 15 тыс. машин в год.

ХТЗ — один из многих стратегически важных машиностроительных активов, к приватизации которого государство не смогло выработать последовательную позицию до момента продажи последней государственной акции. В 1995 г. замдиректора ХТЗ Петр Тодоров торжественно заявлял, что по решению Кабмина 51% акций ХТЗ останется в госсобственности. Однако это не помешало в последующие 12 лет распродать завод небольшими пакетами акций.

Контрольный пакет несколько раз переходил из рук в руки, однако кардинально ничего не менялось. Для завода это было десятилетие упущенных возможностей. В 2004-м ХТЗ перешел от «Интерпайпа» Виктора Пинчука в собственность структур Александра Ярославского. Последний предпринимал попытки сделать завод прибыльным. В частности, была улучшена система продаж и расширена сеть представительств.

Но чуда не произошло, поскольку изменения почти не коснулись надежности техники, ее потребительских характеристик, сервиса и т. д. Как портфельная инвестиция ХТЗ оказался бесперспективным — его хроническая убыточность не позволяла надеяться на дивиденды. В конечном итоге это привело к очередной смене собственника.

Последняя российская надежда

Вопрос о продаже ХТЗ периодически поднимался в СМИ с февраля 2006 г. А. Ярославский объявил о выходе из состава акционеров ОАО «Харьковский тракторный завод им. Орджоникидзе» (ХТЗ). Завод перешел в собственность группы ГАЗ, принадлежащей российскому бизнесмену Олегу Дерипаске, совладельцу группы «Базовый Элемент».

Момент для получения полного контроля над харьковским заводом был выбран как нельзя более удачно — с ноября 2006-го все 100% акций ХТЗ принадлежали частным инвесторам. Фонд госимущества (ФГИ) продал последний пакет акций, остававшийся в госсобственности, за месяц до этого. Государство было вынуждено выставить на торги блокирующий пакет (27,6% акций), чтобы хоть немного отыграть безнадежно сорванный в 2006 г. план поступлений в бюджет от приватизации.

Торги состоялись 23 ноября 2006 г. При номинальной стоимости в 25 копеек акции были проданы почти в шесть раз дороже. Однако эта цена была значительно ниже биржевых котировок. В течение первых девяти месяцев 2006-го средняя цена продажи акции ХТЗ составляла 9—11 грн.

За 2006—2007 гг. в составе менеджмента и наблюдательном совете предприятия произошли кардинальные перемены. Все ключевые посты заняли представители группы ГАЗ. Благодаря их усилиям осенью 2007 г. начала работать программа по улучшению гарантийного обслуживания техники ХТЗ. Новые менеджеры активно взялись за выстраивание дилерской сети. На российский рынок приходилось более половины продаж завода. Еще полтора года назад у предприятия почти не было дилеров в России, а в 2007-м их было уже пятьдесят.

Ожидалось, что дальнейшая интеграция ХТЗ в группу ГАЗ принесет украинскому заводу еще больше выгод. В нее в числе других 18 машиностроительных предприятий входит и ярославский завод «Автодизель» — основной поставщик двигателей для харьковских тракторов.

Сделка была выгодна и российской стороне. На базе ХТЗ предполагалось развернуть производство дорожно-строительной и коммунальной техники. В преддверии Олимпиады-2014 в Сочи и чемпионата Европы по футболу в 2012 г. в Украине расходы на строительство инфраструктурных объектов значительно вырастут. Аналитики отрасли сходились в том, что появление на заводе профильного инвестора оживит производство. В 2007 г. менеджмент завода планировал увеличить объемы производства до 2900 тракторов. Однако эти планы выглядели чересчур амбициозными, ведь в 2006 г. заводом было продано всего 1958 машин, убытки достигли 31 млн. грн. Но появилась надежда!

В 2008 г., после реструктуризации производства на ХТЗ, новому руководству предприятия удалось переломить негативные тенденции и наладить ритмичный выпуск продукции. Помимо того, что в прошлом году предприятие закупило новое оборудование и выпустило более 2 тыс. тракторов, коллектив завода смог разработать и собрать образцы новой техники, в том числе первый украинский бульдозер и очень перспективный трактор ХТЗ-220 с немецким двигателем «Дойц».

После прихода нового руководства на заводе также заметно расширилась номенклатура продукции, улучшилось качество производимой техники. Если до модернизации предприятия на нем серийно собиралось 4 модели тракторов, то сейчас на «ХТЗ» способны производить 12 моделей современной тракторной техники. В 2008 г. ХТЗ реализовал 648 тракторов в Украине (28% сбыта) и 1677 единиц экспортировал, в том числе 1477 (64%) в РФ и 200 тракторов (9% сбыта) — в Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Монголию.

С приходом на ХТЗ группы ГАЗ многие связывали предстоящее возрождение завода. Но его не произошло. Мировой кризис резко ухудшил ситуацию на предприятии.

Заводу необходима модернизация

У базовой модели харьковчан (Т-150) есть несколько преимуществ перед конкурентами. На сравнительных испытаниях трактор ХТЗ-170 (модернизированная версия Т-150) на наших черноземах превзошел по производительности на пахоте все иностранные аналоги, уступив только John Deere. И то — лишь на 5%! Причем конкуренты создали двигатель, мощность которого в полтора раза превосходила ХТЗ-170. По стоимости ХТЗ-170 примерно в четыре раза дешевле John Deere. Затраты на эксплуатацию ХТЗ-170 составляют 8,05 долл. на га, а John Deere — 19,74 долл. на га. Тракторы ХТЗ неприхотливы и просты в обслуживании.

И все-таки продуктовая линейка завода требовала значительной доработки. Основная модель — Т-150 — устарела и не сможет обеспечить предприятию устойчивый рост. Харьковский трактор ломается вдвое чаще импортной техники. К тому же рыночная доля Т-150К и ХТЗ-170 будет сокращаться с увеличением спроса на сельхозтехнику малого класса среди мелких фермерских хозяйств.

Разработанный на заводе маломощный ХТЗ-35 (35 л. с.) является лидером продаж. Но до коренного изменения ассортимента дело так и не дошло. На предприятии были разработаны и испытаны конструкции тракторов мощностью 12, 25, 50, 120, 160, 200, 220 л. с. в колесном и гусеничном вариантах. Из них в серию запустили только ХТЗ-160 и ХТЗ-25.

Сильный удар завод получил в 2006 г., когда Министерство аграрной политики освободило импорт сельхозтехники и оборудования для животноводства от НДС и таможенных пошлин до 2011 г. Решение было принято в рамках плана по вступлению в ВТО. Это увеличило импорт иностранных сельхозмашин, аналогичных производимым у нас. Украинские предприятия были поставлены в жесткие конкурентные условия, а государство не выделило им средств на модернизацию и разработку новых типов продукции. Свободные ниши на рынке заполнялись бывшей в употреблении иностранной техникой. По оценкам экспертов, в Украине ежемесячно продаются до 30 восстановленных тракторов ХТЗ двадцатилетней давности, которые мошенники представляют покупателю как машины заводской сборки.

Вопросы качества и количества связаны между собой. Предприятие, которое выпускало 70 тыс. тракторов, не может качественно делать полторы тысячи. Это уже вопрос технологии. Экономисты подсчитали, что для «безбедной» жизни заводу необходимо увеличить загрузку втрое. Это минимально необходимое требование по работе мощностей ХТЗ. Заводу требуется техническая модернизация, а для этого нужны инвестиции, исчисляемые десятками миллионов долларов.

Не будь кризиса — возможно, такая модернизация и произошла бы. Но что случилось — то случилось. Остро встали вопросы выживания. Без государственной поддержки предприятие стало задыхаться. К тому же, как показала практика, отказалось помогать русскому инвестору.

Невыполненные обещания премьера

В связи с финансовым кризисом правительство России ограничило ввоз импортной техники и соответственно продукции ХТЗ. Вместе с тем на украинском рынке спрос на харьковскую сельхозтехнику упал к нулевой отметке. Это поставило жирный крест на возрождении ХТЗ.

С ноября 2008 г. на предприятии сократили более тысячи человек. В декабре того же года ХТЗ перешел на специальный график (работали около 800 чел.). Оставшийся коллектив — 4300 сотрудников из-за вынужденного простоя получали по 2/3 тарифа или оклада. И это при том, что за девять месяцев прошлого года ХТЗ выпустил продукции на 680 млн. грн., из которых 72 млн. уплатили в бюджет!

Для стабильной работы необходимо выпускать в месяц 220—250 тракторов. А для успешной — 300. Но даже в годы, позволявшие надеяться на возрождение предприятия, такого не было. Что же говорить о кризисном времени!

Фактически с ноября 2008 г. завод тракторов не выпускал. По словам замгенерального директора ХТЗ Виктора Логачева, последний квартал 2008-го и начало 2009-го руководство занималось лишь реализацией произведенной продукции. Причем большая ее часть ушла на экспорт.

В марте этого года во время визита в Харьков Юлия Тимошенко была довольно резка с гендиректором ХТЗ Сергеем Серебряковым, который откровенно попросил о помощи, рассчитывая на государственную закупку тракторов. Тогда премьер, мягко говоря, объяснила руководителю ХТЗ, что правительству некогда. На повестке дня — судьба государственных промышленных гигантов. Спустя месяц наверху, видимо, передумали и решили к началу посевной кампании купить у харьковчан 700 тракторов за 255,5 млн. грн.

Оплачивать работу харьковчан решено было из трех источников: 450 тракторов должен купить «Украгролизинг» за деньги Стабилизационного фонда, 150 машин — через ассоциацию фермеров. Еще сотню машин должны были выкупить местные бюджеты. Но не только Харьковской области.

После пятимесячного простоя рабочие вернулись к станкам. 5 мая ХТЗ начал конвейерную сборку и планировал за месяц произвести 185 тракторов (11 гусеничных, остальные — колесные). Май заводчане отработали в полную силу.

Но в первых числах июня производство уже пришлось затормозить. Из 700 тракторов, которые согласно п. 2 и п. 3 распоряжения Кабмина № 328-р от 18.03.09 должны быть закуплены через «Украгролизинг», реально было заказано всего два на сумму 731 тыс. грн.

Получается, обещания украинского премьера только навредили: аграрии ждали трактора в лизинг и не брали их напрямую у производителя — государство обещало оплатить часть машин. В итоге в разгар уборочной, когда трактора должны были работать в поле, они стояли на заводской отгрузочной площадке. При этом по информации Харьковской обладминистрации, в «Украгролизинге» имелось около 300 заявок на технику ХТЗ на общую сумму около 100 млн. грн.

Опасаясь перепроизводства, которое фактически уже состоялось, 2 июля 2009 г. ХТЗ приостановил работу. Сотрудников отправили в отпуск до 1 августа. 27 июля на заседании коллегии Харьковской облгосадминистрации Виктор Логачев заверял, что 3 августа их предприятие возобновит работу. Но в начале августа «кризисная мелодрама» для рабочих завода не окончилась: на ХТЗ приостановили выпуск продукции до 1 сентября.

В итоге нервы сдали у местных чиновников. Комментируя ситуацию, сложившуюся вокруг предприятия, губернатор Аваков заявил:

— Я требую от Минпромполитики выполнить распоряжение Кабинета Министров № 328-р, подписанное премьер-министром Тимошенко, или вслух заявить и доложить премьер-министру, что министр промполитики Новицкий не желает поддерживать в 2009 году отечественное машиностроение для агропромышленного комплекса и считает, что это не есть функция правительства (http://www.kharkivoda.gov.ua/news.php?news=10269&lang=ru).

На кого работает правительство?

Целостный агропромышленный комплекс в Украине восстановить вряд ли удастся. В Госпрограмме развития промышленности на 2003—2011 гг. аграрное машиностроение значится приоритетным. На самом деле все не так.

В статье 8 закона «О стимулировании развития отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса» говорится, что ежегодно на нужды отрасли бюджет должен выделять до 1% общей расходной части. Выполнить это требование проще простого: так, в 2007-м аграрному машиностроению было выделено всего полтора миллиона гривен, то есть меньше тысячной доли процента расходов госбюджета.

Другие «начинания» правительственных чиновников тоже не дали никаких результатов. Согласно программе МинАПК, аграрии при покупке сложной сельхозтехники, произведенной в Украине, имеют право на компенсацию из госбюджета в размере 30% ее стоимости. Надеясь на своевременную выплату этих средств, производители тракторов и комбайнов изначально продают свою технику на треть дешевле. Однако даже в «стабильном» 2006 г. только ХТЗ государство задолжало по этой программе миллион гривен!

Две основные проблемы украинских аграрных машиностроителей (устаревший модельный ряд и изношенное оборудование) могло бы решить целевое финансирование по программам Минпромполитики. 90% отечественной сельхозтехники уже выработали свой ресурс и нуждаются в замене. Отрасли требуется 4,2 млрд. грн. на техническое переоснащение и 800 млн. на научные разработки.

Однако вряд ли такой поворот государства в сторону отечественного машиностроения произойдет в ближайшее время. В этом году на финансирование новых разработок в сельхозмашиностроении выделено только: 17,5 млн. грн. — на разработку новых машин, 62,4 млн. грн. — на закупку новых технологий и переоснащение. При этом в соседних странах по аналогичным статьям выделено: в Беларуси — $120 млн., России — $240 млн.

По словам главы Ассоциации аграрных инженеров Василия Шпака, из-за использования неэффективных комбайнов отечественные аграрии при уборке теряют ежегодно 7 млн. т зерна. А сколько техники мы смогли бы закупить на эти «потерянные» деньги? «Нужно найти нормальную фирму, инвестировать в проект и совместно выпускать комбайны то ли с «Клаас», то ли с «Джон Дир» или «Нью Холанд». На это уже пошли Беларусь и Россия, надо и нам», — подчеркивает г-н Шпак.

Василий Шпак, среди прочего, предлагает дифференцировать понятие «отечественная сельхозтехника» на законодательном уровне для привлечения иностранного инвестора в отрасль. По его мнению, удельный вес расходов украинского происхождения в первый год освоения производства должен составлять не менее 10%, во второй — 15%, в третий — 20%, четвертый — 40%, пятый и дальнейшие годы — не менее 50% (http://www.apk-inform.com/showart.php?id=80809). Того же мнения придерживается глава Госдепартамента тракторного и сельхозмашиностроения Минпромполитики Владимир Саченко.

На практике такие прожекты означают иное. История с государственной «помощью» для утопающего ХТЗ скорее всего приведет к очередной смене собственников завода. Тогда идея совместного выпуска техники с «Клаас», «Джон Дир», «Нью Холанд» или другой крупнейшей ТНК обретет реальные очертания. Но в таком случае становится понятно, почему Кабмин все эти месяцы «топит» ХТЗ.

А вот отвечает ли это нашим национальным интересам — большой вопрос!

Виктор СИДОРЧЕНКО
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх