,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Как Ющенко навстречу людям ходил
  • 3 сентября 2009 |
  • 11:09 |
  • MozGoPrav |
  • Просмотров: 15289
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
0
Как Ющенко навстречу людям ходил

Президент считает, что все шаги навстречу он сделал.


К концу срока правления президент решился на шаг, не слишком характерный для украинских политиков. Виктор Ющенко попунктно отчитался в выполнении предвыборной программы. Одни аргументы выглядят обнадеживающе, другие – порождают встречные вопросы.

В уже далеком 2004 году отдельным предметом гордости для предвыборного штаба и надежды – для лояльных избирателей – служила рабочая программа "Десять шагов навстречу людям", с которой Виктор Ющенко пошел в президенты. Среди многих аналогичных документов план-минимум будущего главы государства выделялся четкой структурой, адекватностью реальности, экономической направленностью и, на первый взгляд, относительной посильностью выполнения. Безусловно, ряд обещаний, вроде заглавного "Создать пять миллионов рабочих мест", привычно перекликались с характерной для подобного формата тягой к эпичности, не всегда хорошо сочетающейся с реальностью. Но, с одной стороны, программа оппозиционного кандидата выглядела доступной для реализации. С другой – к доскональному соблюдению всех предвыборных обещаний и украинские политики были не приучены, и народ им не избалован. А главное – на глазах возрождалась надежда на лучшее.

Спустя пять лет оптимизм многих сторонников гаранта стал заметно сдержаннее. За годы правления Виктор Ющенко успел выполнить далеко не все обещания (не зря ведь в своей речи в День независимости В.А. в основном понимал нацбанковские и премьерские, а не президентские достижения...), а попутно – растерять когда-то впечатлявшие объемы поддержки и одобрения населения. Программа-минимум успела превратиться в программу-максимум, к которой и нынешние кризисные (причем не только в экономическом смысле этого слова) обстоятельства могут оказаться весьма суровыми. Но когда речь идет об отчете по поводу выполнения давних обещаний, на первый план выходит не столько реальное положение дел, сколько умелая его интерпретация.

Желание главы государства отчитаться по поводу своих, порой несколько неоднозначных, "шагов навстречу людям" волей-неволей вызывает уважение самим фактом – в украинском политикуме подобные мероприятия еще далеки от превращения в традицию – и интерес по поводу того, как именно будут комментироваться пункты из разряда "не сумели, не смогли". Как и следовало ожидать, акта разоблачения просчетов не произошло. Хотя структура отчета, в общем и целом, соответствует форме "Десяти шагов…" делать из документа сравнительную таблицу его авторы не стали, сосредоточившись на подходе "что сделали – о том и отчитались". "Документ, опубликованный на сайте президента, содержит перечень того, что сделано. Это – отчет о выполненных шагах", - так концептуальные различия между программой и анализом ее выполнения пояснила руководитель главной службы информполитики СП Лариса Мудрак. В силу этого требования даже знакомые формулировки претерпели некоторые изменения, а заодно - сменена последовательность пунктов: те направления, в которых достижения выглядят весомее, поднялись выше по некоему внутреннему рейтингу…

В качестве аргументов в подтверждение выполнения Виктором Ющенко своей программы использованы тематически рассортированные достижения последних лет, которые в редких случаях сравниваются с обещаниями пятилетней давности. Среди них, как и следовало ожидать, наиболее убедительно выглядит социально-гуманитарная сфера, хотя изначально упор в "Десяти шагах…" делался на экономику. Но, как показала практика сотрудничества главы государства с правительствами и кризисные будни, в итоге поводов для гордости в сфере народного хозяйствования у экс-главы НБУ оказалось несколько меньше, чем предполагалось сначала.

В перечне заявленных побед Виктора Ющенко одно из первых мест занимает знаковый вопрос трудовой занятости и безработицы. И, если до начала кризиса борьба с последней велась с плавно подрастающим успехом, то в первом случае повод для гордости оказался не столько масштабным, как хотелось. Согласно Банковой за пять лет в Украине было создано 3,6 миллиона рабочих мест – не 5, как планировалось, но тоже неплохо. Среди остальных околоэкономических достижений главы государства упоминаются увеличение бюджетных поступлений, существенное увеличение потока иностранных инвестиций, рост объемов экспорта – тенденции, сопровождающие восстановление украинской экономики. Не забыл президент напомнить и о своих достижениях на ниве упрощения существования малого и среднего бизнеса (в том числе – в рамках оптимизации "профильного" налогообложения). Об отмене более широкого спектра налогов, льготном кредитовании и принципиальном отделении бизнеса о власти (как, впрочем, и об обещании увеличить приток инвестиций в десять раз, а не в четыре с лишним, как фиксирует документ) в отчете уже не упоминается. Зато свое почетное место заслуженно занял акт образцово-показательной реприватизации "Криворожстали", но дальнейшего развития тема эффективного использования государственных средств не получила – вероятно, в силу скромных приватизационных достижений последних полутора лет. Покороче перечень достижений, касающийся села – несмотря на подвижки к лучшему, одно из основных требований – создание земельного рынка так и не было выполнено, но в большей степени по вине упорствующих парламентариев…

Другим важным аспектом предвыборных обещаний Виктора Ющенко все годы его правления оставалась антикоррупционная составляющая. В перечне планов числился стандартный набор сдержанного революционера – уволить взяточников, осудить преступников, расширить права и провести реформы. Поскольку отменить неприкосновенность кого бы то ни было так и не удалось, в качестве антикоррупционной реформы вниманию публики предлагается внедрение практики всеобщего независимого тестирования выпускников – полезная инициатива, но вряд ли "делающая погоду" в общей массе служебных проступков… Доводом же по первым пунктам, по мнению составителей отчета, должны служить цифры, потому на первый план выходит статистика – сколько чиновников были привлечены к ответственности, сколько дел открыты по поводу злоупотребления представителей разных ветвей власти… При этом фактом остается невпечатляющее 134-е в мире место Украины в "антикоррупционном" рейтинге-2008, но его на тематическом сайте склонны пояснять побочным эффектом неудавшейся конституционной реформы, в силу которой президент потерял многие рычаги влияния на положения дел в стране. Справедливости ради, следует отметить, что перераспределение властных полномочий в 2006 году действительно существенно скорректировало президентского "желаемого и действительного". Но та же справедливость требует напоминания о взятии Виктором Ющенко на себя обязанности "прозрачно и законно" изменить Основной закон. В последнее время глава государства уделяет этой теме максимум внимания, но за пять лет можно было бы достигнуть и большего… Равно как и добиться больших успехов по пункту, сформулированному как "усиление верховенства права, обеспечивая выполнение принципа "закон один для всех". Украинским реалиям до такого положения дел очень далеко, что зафиксировал и Евросоюз, внеся нашу страну в "черный список" государств, в которых не выполняются решения суда. Зато обеспечением безопасности жизни украинцев: и с точки зрения уменьшения уровня преступности, и в рамках повышения безопасности на дорогах путем поднятия штрафов (о попытке ликвидировать ГАИ глава государства уже не вспоминает) президент, похоже, гордится. Как и планами поднять уровень отечественной медицины, которые во многом все еще остаются проектами – детской "Больницы будущего", например.

Наиболее привлекательно, как уже упоминалось выше, выглядят социально-гуманитарные достижения президента занявшие в структуре отчета почетные "верхние ступеньки". Действительно, за последние годы существенно вырос уровень минимальных зарплат и пенсий (инфляция, правда, тоже подросла). А одним из первых выполненных обещаний президента было повышение уровня помощи родителям новорожденных, а со временем – и семьям-усыновителям (хотя связывать рост рождаемости лишь с этим фактом, пожалуй, все-таки не стоит). Выполнил президент и свое обещание, касающееся сокращения срока военной службы – правда, обеспечение всех военнослужащих жилье так и не случилось, да и лозунг "Контрактную армию – к 2010 году" отброшен по причине нереализуемости. За годы правления Виктора Ющенко возросло финансирование образования и культуры, были предприняты шаги в попытке объединить ветви украинского православия (визит патриарха Варфоломея в перечне достижений проходит отдельной строкой), дипломаты активно работали над признанием Голодомора 1932-33 годов геноцидом, была расширена сфера применения украинского языка (как в случае с переориентацией кинодубляжа) и последовательно популяризировалась украинская культура. Кроме того, и это трудно отрицать, в последние годы украинское общество действительно стало немного ближе к гражданскому, в том числе и благодаря окрепших свободе слова и гражданской активности.

Большие надежды в 2004 году возлагались и на внешний вектор политики кандидата в президенты, которые в "Десяти шагах…" подробно не расписывались. К концу каденции значительную часть внимания составители документа привлекли к внешнеэкономическим достижениям, наиболее яркими моментам среди которых было вступление во Всемирную организацию торговли (в отчете отдельно оговаривается, что России, Беларуси и Казахстану – уже, скорее, гипотетическим партнерам по ЕЭС – сделать это пока не удалось) и отмена Конгрессом США дискриминирующей поправки Джексона-Веника. Как пример углубления сотрудничества с ЕС упомянуты успехи в ходе переговоров по поводу создания зоны свободной торговли и сделан намек на возможное членство в ЕС (взаимодействие с НАТО проходит по "армейской категории"). При этом отдельные строки посвящались действительным подвижкам – упрощением визового режима для украинцев и отмена виз для европейских и американских граждан, после чего увеличился поток туристов. А вот отношения с Россией, которые согласно программе предполагалось держать в рамках "взаимной выгоды, дружбы и стабильности" включены в отчет только в экономическом ключе – в рамках укрепления торговых отношений. Что справедливо – после недавнего обмена любезностями, инициированного Дмитрием Медведевым, говорить о теплом общении руководства двух стран было бы странно. А промолчать вовсе, когда речь идет о полномасштабном отчете, - нельзя.

Изначально инициатива глава государства вызывает некоторое недоумение. С одной стороны, сложившиеся в украинском политикуме некие правила этикета, по всей видимости, такого анализа собственной предвыборной программы не требуют. С другой стороны – практика показала, что под конец срока правления многие обещания президента были выполнены частично, а некоторые – не выполнены вовсе. В подобной ситуации и с подобным рейтингом шаг Виктора Ющенко выглядит достаточно смело. Но при этом – вполне оправданно.

Отчитываясь перед народом в своих действиях (вернее, в наиболее привлекательных тенденциях внутриукраинской жизни последних лет) президент одним махом убивает комплект весьма полезных перед выборами зайцев. Во-первых, этим деянием он позиционирует себя как подчеркнуто честный и последовательный политик – мало кто рискует идти подобный шаг. Во-вторых, отчет – еще один повод эффективно напомнить о себе как об успешном президенте в канун выборов. Как показал опыт торжественной речи от 24 августа, Виктор Андреевич вряд ли станет упускать возможность для саморекламы. В-третьих, избранный вольный (и несколько манипулятивный по сути) формат отчета позволил главе государства существенно расширить перечень своих побед, не сосредотачиваясь на поражениях (хотя в отдельных случаях признание своих промашек было сделано – например, в документе подтверждается, что поднять уровень доходов аграриев до среднего по стране не удалось). Наконец, в-четвертых, в виду слабости рейтинговых позиций гаранта подобное мероприятие можно считать неплохим стартом для серии упреждающих ударов. На Банковой заранее попытались если не обезоружить оппонентов, то хотя бы подготовиться к их атакам. И теперь, благодаря факту публикации отчета, сцена на дебатах в стиле: "Виктор Андреевич, а вот скажите, вы создали пять миллионов рабочих мест? – Нет, но создал свыше трех с половиной миллионов, посмотрите, уже отчитывался" – заранее теряет солидную долю эффекта остросюжетности.

По многим пунктам пресловутое "Выполнение программы" можно посчитать сочинением на вольную тему с привлечением в качестве аргументов в свою пользу всех позитивных трендов последних лет (включая и объективно существующие мировые тенденции, законодательные усилия Верховной рады и результаты деятельности правительств). К тому же, составители документа не слишком старались замаскировать его ориентированность на выборы. Иначе было бы трудно объяснить такие "близкие народу" примеры роста благосостояния вроде "в период с 2004 года в каждой семье появился телевизор". Тем не менее, в отчете достаточно четко отображается картина если не персональных достижений президента Ющенко В.А., то, во всяком случае, трансформации украинской действительности за прошедшие годы. Популяризацией результатов своей работы глава государства старался в очередной раз напомнить о том, какой длины путь он прошел навстречу людям. Но с равным успехом каждый из нас может оглянуться назад и сравнить, сколько шагов сделала страна.

Ксения Сокульская, Подробности



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх