,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Гуляй, казна, за все заплачено! Как «уходят» миллиарды направо и налево «Чиновник против коррупции» — это как «рок против наркотиков»
0
Чиновник против коррупции» — это как «рок против наркотиков»

Могу предположить, что как таковая процедура госзакупок вообще бы канула в Лету, если б не то, что воистину способно подсластить пилюлю.

А именно — «откат».

И если не «наваришь» — рисковать нет резона.

Ксения Ляпина, до 2007 года первый вице-президент Тендерной палаты Украины, а теперь зампредседателя парламентского Комитета по вопросам промышленности, регуляторной политики и предпринимательства, сказала мне:

«Принцип конкурентности при проведении тендеров — основополагающий для стран — членов ВТО. Как для «внутреннего» пользования, то есть для внутреннего рынка каждой державы, так и для внешних торговых отношений.

Украина в мае этого года задекларировала, что и она — заметьте, добровольно! — присоединяется к этому межгосударственному соглашению. То есть пообещала законодательство адаптировать к общепринятому. И что же? А ничего! Скоро осень, за окнами август, а конь, конечно, и не валялся!

Если говорить об «откатах», то хоть об этом официально никто из предпринимателей не станет заявлять, поскольку лишится выгодных контрактов, никто и не отрицает, что регулярно «откатывает»!

Потому что «чиновник против коррупции» у нас звучит так же нелепо, как «рок против наркотиков». Со сцены можно петь что угодно, а за кулисами та-а-ко-о-е вытворять!..»

Интересно, почему ж Минздрав под руководством г-на Князевича (человека, преданного президенту и силе НУНС) предпочитает закупать лекарства у иноземцев — подороже? При том, что свои, украинские (которые подешевле), в упор не видит?

«У ході здійснення планової перевірки державних закупівель, проведених МОЗ України, — цитирую письмо КРУ, — з метою визначення суми збільшення вартості лікарських препаратів внаслідок залучення посередницьких структур було досліджено рівень цін, за якими МОЗ України у 2009 році укладено договір на закупівлю вакцини для профілактики гемофільної інфекції типу b монодозної бельгійського виробництва за ціною 79,04 грн. за дозу.

І це тоді, як ціна вітчизняного виробника ЗАТ «Харківське підприємство по виробництву імунобіологічних та лікарських препаратів «Біолік» на зазначену вакцину складала 70,0 грн. за дозу».

Наш Минздрав бельгийцам подсобил. Теперь казна их родной Бельгии может неплохо пополниться за счет налогов с масштабной сделки: 450 000 доз хотят закупить.

А КРУ подсчитало: если Минздрав осуществит таки задуманное, то это «призведе до зайвого витрачання МОЗ України понад 4 млн. бюджетних коштів».

Хотя... Что такое 4 миллиона для нашего здравоохранения при условии, что и так (по данным экспертов, опубликованным http://www.experts.in.ua/baza/analitic/) «гражданин Украины получает на охрану своего здоровья от государства меньше, чем в Евросоюзе, в 150 раз, и меньше, чем в России, в 12 раз»?

Что ж там эти 4 млн. грн. всему 46-миллионному населению дадут в плане улучшения финансирования больниц, поликлиник и ФАПов?

Если разделить 4 млн. грн. на всех, то получится сущий пустяк — по гривеннику на нос. Лучше миллионы на ветер, чем такое унижение в 10 коп.! Так что правильной дорогой идет Минздрав, в смысле — мудро надумал. Даешь контракт с бельгийцами, а не с Харьковом!

Базар у ваших ног

Быть щедрым за счет государства — приятно. Иначе с чего бы упомянутый Фонд социальной защиты инвалидов решил закупать у посредников продукцию на сумму 3,5 млн. грн. при условии, что если б то же самое, но по среднерыночной цене, — получилось бы где-то на 1,3 млн. дешевле?

Но стоит ли мелочиться, если хочется кого-то облагодетельствовать!

Возьмем государственное предприятие «Іллічівський морський торговельний порт». Что крамольного усмотрело там КРУ?

Оказывается, порт накупил «паливно-мастильних матеріалів за цінами, що перевищили середньоринкові на 1,0 млн. гривень». Эка невидаль! На железной дороге — если покопаться — можно, как говорит г-жа Ляпина, «та-а-ко-о-е» найти!

Или взять хотя бы «Придніпровську залізницю». Она умудрилась приобрести «у посередницької структури кришки люків піввагону за ціною, яка вдвічі перевищила ціну виробника, що призвело до зайвих витрат державних коштів на загальну суму 3,3 млн. гривень».

Вы только представьте эту сцену (покупки-продажи) в лицах:

«Покупатель (просяще): — Ну что это за цена?! Креста на вас нет! Накинь еще чуток!

Продавец (упрямо): — Или покупай, или уходи!

Покупатель (умоляюще): — Повысь цену в конце концов хотя бы втрое!

Продавец (вздыхая): — Ладно, уступлю... Повышу. Но только вдвое. Больше не проси!»

Господа! Вчитайтесь в сообщение КРУ: как еще можно было купить — за государственный счет дороже на 100% — по сравнению с ценой продавца?

А теперь попробуйте повторить эксперимент на рынке при покупке кило черешни. Вам говорят: отдам по 20 грн. А вы просите по 40. Думаете, сочтут за умалишенного? Вполне. Но если это случится, в качестве примера назовите одно из подразделений «Укрзалізниці». Расскажите про крышки люков.

Если пример с крышками не возымеет действия, скажите про «Нафтогаз».

«Дочірньою компанією «Укргазвидобування» НАК «Нафтогаз України», незважаючи на проведені у 2008 році процедури відкритих торгів на закупівлю присадки метил-трет-бутиловий ефір, — укладено договори з посередницькими структурами за цінами, вищими від справедливих ринкових на загальну суму майже 29 млн. грн, що навіть при неповному виконанні договорів в частині поставки та оплати вже призвело до втрат фінансових ресурсів на суму 2,3 млн. гривень», — сообщило ведомство г-на Сивульского.

Можно еще перечислить некоторые поражающие воображение факты: когда покупали подороже (подчеркиваю — за деньги госказны), отклоняя предложения с ценами, которые были значительно ниже.

К примеру, «При проведенні МОЗ України процедур закупівель загальною очікуваною вартістю 8 млн. 19,4 тис. грн. встановлено безпідставне обрання переможцями торгів учасників з найбільшою ціною — через відхилення учасників, що відповідають кваліфікаційним та іншим вимогам, передбаченим тендерною документацією, та мають найнижчу цінову пропозицію. Внаслідок чого зайво використано державних коштів на суму понад 1 млн. 454 тис. гривень».

Испытайте на себе (во время посещения овощного базара) процедуру уговаривания — «продать подороже».

Если станут упираться, ссылайтесь на то, что берете пример с гиганта отечественной науки и техники — «Энергоатома», благодаря которому «за процедурами відкритих торгів внаслідок безпідставного відхилення тендерних пропозицій з меншими цінами додатково — витрачено державних коштів на суму 53 млн. 609,9 тис. грн».

Что-что, а «53 миллиона «на ветер», должны подействовать. Базар у ваших ног! Без уговоров цену не то что удвоят — упятерят.

«Жирные» предложения

Те, кто уверяет, что понятие «блат» осталось в советском прошлом, — либо наивны, либо лукавят. Поскольку история современной Украины доказывает: «традициям» верны, как никогда!

Можно ли, допустим, поучаствовать в «жирном» (т. е. прибыльном) тендере, так сказать, заявившись на конкурс «с улицы»?

«А как же! — воскликнет любой высокопоставленный чиновник того же Минздрава, имеющий отношение к процедуре государственных закупок. — Любой желающий может участвовать, если предоставит экспертной комиссии документы, отвечающие требованиям действующего законодательства». Красиво сказано, не правда ли?

В таком случае — вопрос: а как же получается, что «під час проведення МОЗ України 4 процедур відкритих торгів загальною очікуваною вартістю 17,85 млн. грн. не відмінено торги через допущення до участі учасників, які є пов'язаними особами»?

Поехали дальше. «Аналогічно ДК «Укргазвидобування» до проведення процедур відкритих торгів із закупівлі цементу тампонажного очікуваною вартістю 21,6 млн. грн. та акумуляторних батарей очікуваною вартістю 3,2 млн. грн. допущено до участі учасників, які є пов'язаними особами».

Что уж говорить о ведомстве, которое до недавнего времени возглавлял Иосиф Винский?

«...Державним підприємством «Міжнародний аеропорт «Львів», — говорится в письме ГлавКРУ, — застосовано процедуру закупівлі робіт з будівництва та реконструкції аеродрому... лише за вказівкою міністра транспорту та зв'язку України Вінського Й. В., без наявних підтверджуючих документів, — на загальну суму 863,4 млн. гривень».

Или госпредприятие «Вугілля України». В нынешнем году «безпідставно застосовано процедуру закупівлі у одного учасника послуг з контролю якості та кількості рядового вугілля і продуктів його збагачення на всіх етапах виробництва — загальною вартістю 10,95 млн. гривень».

Повезло участнику. И даже допускаю мысль, что, кроме него, больше никто из предпринимателей не изъявил желания сотрудничать с «Вугіллям України»... Может, даже этот «единственный» и был как раз тот, кто «с тюбетейкой».

Но все же верится с трудом, что он пришел «по объявлению».

Гложут сомнения и по поводу Госкомитета ветеринарной медицины. Там «для придбання ветзасобів та обладнання без наявних на те підстав застосовано процедури закупівель (опять-таки! — Авт.) у одного учасника на загальну суму понад 22 млн. гривень».

Других предложений не было? В стране никто не изготавливает глауберову соль — лучшее средство от запоров у коров?

Хотя причина «облагодетельствовать» того самого одного 22 миллионами из казны может показаться тривиальной, но и единственно верной.

«Откат» (от 5 до 30% — по статистике из разных регионов Украины — такие суммы «отстегивают» «назначенные» победители своим тендерным благодетелям) того стоит.

Хотя, как известно, рыба гниет с головы. Так что по сравнению с «головами» (которые в Киеве) районная «рыбья требуха» со своими скромными процентами меркнет.

Процитирую фрагмент статьи Сергея Шилова (сайт compromat.ru.). «Президент Украины Ющенко очень активно примеряет на себя мантию борьбы с коррупцией. Наиболее актуальный вектор — ситуация вокруг госзакупок... Гарант и его клерки пытаются найти виноватых, забывая о том, что именно они и их соратники являются крестными отцами «тендерной мафии».

Ни один орган государственной власти или самоуправления не может провести тендер, чтобы не заплатить «откат»... Система государственных госзакупок Украины находится полностью в руках тендерной мафии, которая получает минимум 6% от каждого заказа в стране. Контролирует сетку из более чем 200 компаний, которые как спрут охватывают всю систему госзакупок, всего лишь несколько лиц... Общий ежемесячный доход этих господ составляет 300 миллионов гривен».

«Тратьте, мы еще напечатаем!»

Чиновничьи аппетиты растут. И в 2009-м уже вряд ли кого-то можно удивить «мерсом» S-500 с креслом, массажирующим филейные части тела, которое «боком вылезло» бывшему главе НАК «Нафтогаз», куму президентскому и по совместительству — главе Конгресса украинских националистов (КУН).

Впрочем, скандал с массажным креслом, если помните, длился недолго, г-н Ивченко пересел тогда в другую машину, на том и порешили...

Но тяга к «прекрасному» (в смысле «наикрутейшему» служебному транспорту) осталась приоритетной для руководителей главков, не говоря о мэрах, губернаторах и прочей чиновничьей братии.

Несмотря на то что согласно постановлению КМ №332 от 2001 г. цена на авто для губернатора не может превышать 300 тыс. грн., этот пункт нарушается вдоль и поперек.

Вопрос к читателям. Много ли вы встречали «крутых» машин, обслуживающих высшую элиту страны (области, района), купленных за 300 тыс. грн., что в переводе в конвертируемую валюту равно 40 тыс. долл.?

Например, херсонскому губернатору собирались приобрести Volkswagen Touareg. Но стартовая цена (не самой крутой модели — той, что до 200 лошадиных сил) — 50 тысяч долларов! И мы тут даже не рассматриваем модель в 350 «лошадей», поскольку стоит — без накруток — аж 88,239 (http://volkswagen-touareg.infocar.ua/price).

«...С начала 2009 года 50 министерств и ведомств активно использовали услуги сторонних организаций по перевозке своего руководящего состава, — пишет «Дело». — По данным Министерства экономики, на эти цели было проведено тендерных закупок почти на 40 миллионов гривен.

Больше всего бюджетных денег использовали киевские чиновники. Различные управления столичной госадминистрации и районные власти в сумме потратят на поездки своих чиновников свыше 15 миллионов. К примеру, только Управление делами Киевского горсовета провело тендер по закупке автотранспортных услуг на сумму 8 миллионов гривен».

Еще не забыта информация, просочившаяся в прессу, о том, сколько планирует Фонд госимущества потратить на поездки по городу для своих сотрудников. В то время ФГИУ возглавляла г-жа Семенюк-Самсоненко.

«На такси» предприимчивая Валентина Петровна предусмотрела где-то 800 тыс. грн. Но это только часть. Потому что на второе полугодие — еще столько же. Так вот, вероятно, можно б было и поскромнее таксистов найти. Но тендер выиграла фирма, рожденная самим ФГИУ. К тому же, согласно договору, обязалась предоставить в аренду Фонду восемь автомобилей Opel Omega и Nissan Maxima.

Но вернемся к экскурсу по «автомобильным тратам» чиновников министерств (информация, почерпнутая из цитируемого уже материала «Дела»).

«... Лидирует Минрегионстрой, который намерен потратить на перемещение своих сотрудников 1,1 миллиона гривен. За ним следуют Минприроды (0,84 миллиона гривен) и Минагропром (0,57 миллиона гривен)... Весной этого года Укрэксимбанк взял в лизинг автомобиль Nissan Teana V 6 A-G Luxury за 400 тысяч гривен, — цитирую http://delo.ua. — Филиал госкомпании «Укртрансгаз» (структура НАК «Нафтогаз Украины») в январе оформил на себя японский джип Toyota Land Cruiser 120 Prado. Он обошелся в 354 тысячи гривен».

На фоне таких трат автопарк СНБО, должно быть, выглядит сиротским. Даже можно сказать — нелегкие времена настали для Совбеза: в 2008-м на транспортное обслуживание у них было 3 млн. грн., а в 2009-м — «урезали». Всего-навсего выделено 2,2 млн. За такие деньги не погуляешь, как прежде. Поэтому на 2 млн. 200 тыс. СНБО планирует содержать автопарк — из 11 машин Volkswagen и Ford.

Да уж, кризис! Что говорить о «сошках» помельче, то есть о чиновниках рангом пониже? Но они смотрят на старших товарищей и наследуют их.

Вот провел Киевский горсовет, вернее — его управделами нешумный тендер «по закупке автотранспортных услуг». И закупили этих самых «услуг» на 8 миллионов гривен. Киев, конечно, не обеднеет. Хотя...

Обидно! Ведь за наши же деньги шикуют.

Впрочем, если верить Виктору Пинзенику, экс-министру финансов, с начала года в Украине уже напечатали 24 миллиарда гривен!

Чиновникам должно хватить.

А не хватит — напечатаем еще.

Р. S. Редакция благодарна за помощь в подготовке этого материала Николаю Сивульскому, начальнику Главного Контрольно-ревизионного управления Украины, а также пресс-службе ГлавКРУ.

Лидия ДЕНИСЕНКО
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх