,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Полтава vs Конотоп: правда vs ложь
0
Полтава vs Конотоп: правда vs ложь

Отшумели празднества, устроенные в честь 300-летия Полтавской победы и 350-летия Конотопской «победы». Но не смолкает шум, поднятый вокруг этих дат. Украинские «патриоты» дружно бросились объяснять населению, почему нельзя праздновать 300-летие, а нужно едва не национальный праздник устроить в честь 350-летия, о котором украинскому народу, несмотря на потуги официальной пропаганды, так толком ничего и не известно. Полтавский юбилей в Киеве постарались замолчать, отправив на юбилейные мероприятия человека уровня Марины Ставнийчук, а в поля под Конотопом прибыл сам Виктор Ющенко со всей своей свитой и провозгласил высокопарную речь о победе.

Можно ли подводить итог этой исторически-пропагандистской кампании? Вряд ли. Ведь в отличие от реальной битвы, в пропагандистской битве победителя очень часто выявить нельзя, а во многих случаях он выявляется лишь спустя годы — когда под массивом фактов и «фактов» стирается грань между правдой и ложью, былью и небылью.

Социология от Шустера

Пример такой кампании в миниатюре продемонстрировал в прямом эфире ТРК «Украина» непревзойденный мастер пропаганды Савик Шустер. Меня всегда умиляли «социологические опросы», представляемые этим господином в телепередачах. Раньше, на ICTV, он хоть как-то пытался подчеркнуть их нерепрезентативность, а в последнее время эти оговорки произносятся все реже, зато постоянно звучат такие фразы: «народ так говорит», «как видите, это мнение народа» и т. д.

«Мнение» это просто поразительно. Так, в одной из передач каким-то непостижимым образом вышло, что 71% аудитории считают лозунг «Украина для украинцев» проявлением патриотизма. Самое веселое, что так считали 76% представителей запада Украины и аж 82% — востока! Думаю, уже из этих цифр можно судить о «репрезентативности» опросов и манипуляций, проводимых в студии передачи «Шустер-live».

Но если эти манипуляции, как правило, остаются за кадром, то в эфире 3 июля можно было воочию наблюдать, как мнение людей «ломается» буквально на глазах. На протяжении часа аудитории втолковывали, почему Украина не должна праздновать юбилей Полтавской битвы. Если в начале передачи 57% аудитории ответили, что Украина должна праздновать, а 43% выступали против этого, то в конце передачи, к удовлетворению Шустера, лишь 12% заявили, что Украина должна праздновать, а 88% — что она должна лишь «отмечать» этот юбилей.

Как это было сделано? Элементарно! К примеру, в студию был приглашен лишь один историк — официозный Виктор Брехуненко, публично выступивший накануне с политической декларацией по поводу Полтавской битвы, призвав «идеологизировать» ее значение.

Ему слово предоставлялось в ходе всей передачи, а политики вроде Владимира Яворивского постоянно отсылали своих политических оппонентов к мнению единственного в студии историка: «Вот профессор сидит, у него и спросите».

Знает ли Шустер, что мнением Брехуненко не ограничивается взгляд современных историков — как украинских, так и российских — на итоги и значение Полтавской битвы? Безусловно, знает. Почему не пригласил их, а если пригласил, почему не дал слово? Думаю, ответ понятен. Именно потому, что в конце передачи он должен был сделать вывод об итогах голосования: «Вот как меняется мнение, когда людям говорят правду об исторических событиях». Такова она — «правда» от современных пропагандистов.

Социология от народа

Чтобы понять, насколько результаты «опросов» в студии подобных передач разнятся с действительным общественным мнением, достаточно обратиться к опросу, проведенному накануне полтавского юбилея социологической компанией Research & Branding group.

Это был действительно репрезентативный опрос, в котором участвовали 2078 респондентов, а не 50—100, как в студии Шустера. Так вот, к сведению тех политиков и придворных историков, которые пытаются переломить сознание собственного народа: среди жителей Украины, определившихся с ответом, 64% считают итогом Полтавской битвы победу. И только 13,5% — поражение. Вот вам и ответ на постоянные заклинания, звучавшие в студии Шустера по поводу того, «как мы можем праздновать поражение Украины» — дело в том, что Украина-то считает это победой, в отличие от Шустера, Яворивского, Брехуненко и иже с ними.

Причем даже на западе Украины людей, считающих итогом Полтавской битвы победу, немного больше, чем противников этой идеи (22,5 против 21,3%). Я уж не говорю о востоке — это только у Шустера адептов националистических лозунгов и теорий на востоке Украины больше, чем на западе. Таково мнение украинского народа. Что не мешает историку Брехуненко заявлять в эфире: «Для России результатом Полтавской битвы была победа, а для Украины — безусловно, поражение». А депутату от Блока Литвина Олегу Зарубинскому поддакивать: «Победы празднуют, а поражения отмечают».

Яворивский в свойственном ему духе заявил на всю страну: «Мы не переписываем нашу историю, мы ее пишем. Потому что до сих пор мы не имели своей собственной истории. Потому что всегда наша история писалась чужаками». Интересно, кого имел в виду человек, непосредственно причастный к написанию советской, официозной истории Украины, точнее — к ее литературному обслуживанию? Или он себя того периода «чужаком» считает?

Когда Яворивского стали попрекать, что из предателя Мазепы он делает героя, бывший лауреат советских литературных премий рассмеялся: «Да он уже и так народный герой. Народ его сделал героем». Результаты опроса специально для бывшего советского писателя: из тех жителей Украины, кто определился с ответом, почти половина (49%) в случае, если бы они были современниками Полтавской битвы, воевали бы на стороне Петра I, а на стороне Мазепы — меньше трети (27,4%). Почти столько же (26,9%) наблюдали бы за битвой со стороны, ожидая ее итогов. Вот вам и «народная любовь» к гетману-изменнику!

«Ющенко — это Мазепа сегодня!»

Такое отношение украинского народа к Полтавской битве и ее участникам не остановило украинских националистов всех мастей — от тех, кто окопался в Секретариате, до всевозможных «Свобод». Последние не нашли ничего лучшего, как 27 июня, когда на поле Полтавской битвы звучали торжественные речи, чтившие победителей, устроить в центре Полтавы «траурный митинг» у креста погибшим украинским казакам. Я побывал на обоих мероприятиях и могу заверить: и здесь сторонники «пораженческой» идеи оказались в подавляющем меньшинстве.

Так и не объяснив, какие это украинские казаки погибли в ходе Полтавской битвы (известно, что мазепинцы, которым не доверял Карл XII, в бое не участвовали, а остались охранять шведские обозы, которые потом, после поражения короля, успешно ограбили), националисты провели панихиду по убиенным украинцам, водрузив на черно-красные стяги (неужто мазепинские?) траурные ленточки.

Особенно умилил некий народный депутат, который в ходе траурного митинга у креста торжественно провозгласил: «Ющенко — это Мазепа сегодня!» Вот фраза, которая, по моему мнению, объединит и немногочисленных адептов украинского президента, и его многочисленных противников. Во всяком случае когда я передавал эти слова представителям российской делегации, приехавшей в Полтаву, те соглашались, но удивленно переспрашивали: «Так это разве был комплимент?!»

Апофеозом праздника стало довольно жиденькое военно-театрализованное шоу, о котором уже написано немало. Кто знает, какую битву изображали фехтовальщики в различных мундирах, но почему-то после битвы мы не увидели ни ликующего Петра, ни бежавших Карла с Мазепой, а победу праздновали некто в российском мундире (говорят, Меншиков) и... три украинских казака, невесть на чьей стороне сражавшихся. Представители местных властей потом сконфуженно отвечали, что таким образом хотели никого не обижать, а закончить шоу как бы «вничью» (представляю, как бы удивились в Европе, узнав, к примеру, что итогом воспроизведения битвы у Ватерлоо стало не поражение Наполеона, а «ничья»).

А секрет устроителей шоу раскрыл опять-таки Савик Шустер, заявивший: «Замысел режиссера заключался в том, чтобы показать, что в этой битве все были жертвами»! Каково?! Совершенно революционная трактовка событий 300-летней давности! Петр-то как жертвой стал в итоге Полтавской битвы?

Исторические открытия от «Новынара»

В связи с историческими юбилеями на головы украинских обывателей обрушилась не только бешеная пропаганда, но и нагромождения лжи, неизвестно откуда возникших «фактов» и цифр. Так, к примеру, интернет-издание «Новынар» огорошило знатоков истории невероятным сообщением о том, что, дескать, в 1909 г. во время празднования 200-летия победы под Полтавой некая группа «Оборона Украины» (не смейтесь) «подорвала памятник Петру I, установленный на месте Полтавской битвы». «Фактически это было проявление реакции на политику Российской империи относительно интерпретации истории украинского народа», — утверждает интернет-журнал, видимо, так и не понявший, почему ему не удалось стать печатным журналом, а пришлось перебираться исключительно в виртуальное пространство.

Ошарашенный сим «историческим открытием», я опросил массу историков — как признанных в Украине и России, так и полтавских краеведов, общественных энтузиастов, включая тех, кто подробно изучает и популяризирует историю памятников, связанных с Полтавской победой.

Все они разводили руками, приводя подробный перечень различных памятников и памятных знаков, в том числе и безвозвратно утерянных, перебирая массу старых документов и журналов с подробным описанием действительно грандиозных юбилейных торжеств 1909 г., но нигде не нашли и строчки о событии, которое, безусловно, попало бы на первые страницы газет того периода.

Ведь не надо забывать, что на юбилейных торжествах присутствовал император Николай II. И любой взрыв где-то возле него и членов его семьи не остался бы незамеченным в условиях недавно затихшей русской революции и продолжавшихся терактов против высших деятелей Российского государства.

Но разве современных творцов украинской «правдивой истории» волнует тот факт, что события 100-летней давности запечатлены на фотографиях, на которых видны все памятники, в том числе Петру I? И на всех этих памятниках и руки, и носы на месте — не настолько дикими были представители тогдашнего украинства, как нынешние «украинские талибы», борющиеся с собственной историей и памятниками искусства.

Кстати, в описаниях юбилейных торжеств 1909 г. я нашел немало сведений о том, что всю Полтаву заполонили представители черносотенного «Союза русского народа» (в том числе представлявших местную, полтавскую, элиту), а вот о каких-то массовых мероприятиях украинских националистов той эпохи — хотя бы о траурных ленточках — упоминаний не густо. Даже рупор нынешних «национально озабоченных» журнал «Украинский тиждень», описывая события 100-летней давности в Полтаве, подробно разбирая торжества с участием императора, из «акций протеста» обнаружил лишь некий «Протест украинцев Бельгии»!

Однако можете не сомневаться: пройдет два-три года — и «факт» подрыва памятника Петру I «украинскими патриотами» в 1909 г. войдет сначала в «научно-историческую» литературу, а затем попадет и в учебники истории Украины. Так у нас последние годы и «пишут украинскую историю». Свои, не «чужаки».
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх