,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


ГОСПЕЛ И НЕГРИТЯНСКОЕ СОЗНАНИЕ
Special 4kassandra, для ликвидации её безграмотности и расширения кругозора!

ГОСПЕЛ И НЕГРИТЯНСКОЕ СОЗНАНИЕ


Автор: Leonard Goines. Профессор музыки в Manhattan Community College в Боро, преподаватель истории афро-американской музыки и джаза в Нью-йоркском университете и научный сотрудник афро-американских исследований W.E.B. DuBois Institute для Гарвардского университета.


Черная музыка госпел вышла на рубеже 19-20 веков из народных церквей; по существу это продукт индивидуального и коллективного спонтанного творчества. Ее можно рассматривать как синтез западно-африканской и афро-американской музыки, танца, поэзии, устного творчества и драмы. Современное городское негритянское религиозное и музыкальное утверждение о деревенском происхождении госпела – это отзвуки христианских мотивов спасения и надежды. Согласно госпел-певцу и историку Pearl Williams Jones, это в то же время и «провозглашение негритянской индивидуальности, которая выражает себя при помощи личностного средства – музыки». Хотя госпел оказывает огромное влияние на формы и стили сегодняшней популярной музыки, большинство из шестидесяти лет своего существования он остается андеграундным и контркультурным музыкальным явлением. И как результат – одним из наименее понятых трансляторов негритянской культуры.

ГОСПЕЛ И НЕГРИТЯНСКОЕ СОЗНАНИЕ


В традиционной африканской культуре музыка служит мощным инструментом психологической интеракции, средством общения со сверхъестественным, а также средством выражения собственных истолкований внешнего мира и мировоззрения. Музыка понимается как ритуал или магическое действие, как комплекс психофизиологических практик, приводящий в состояние транса, и как способ достижения особого эмоционального климата (для успокоения или стимуляции). Разумеется, она основана на элементах, которые очень отличаются от тех, на которых базируется музыка "эстетичная", озабоченная своим "внешним видом". Совершенно невозможно судить одну из этих музыкальных концепций, используя критерии оценки другой.

Подобно своему предшественнику спиричуэлу, госпел – свидетельство сохранения важных элементов афро-американского мировоззрения и увековечивания сильнейшего чувства общности. В процессе создания этих видов музыки важную роль играет взаимодействие индивидуального и коллективного творчества. К тому же, их форма и цель способствуют индивидуальному и коллективному выражению одновременно. Структура антифона, двустороннее взаимодействие, которые так часто используются в африканской и афро-американской музыке, например, помещают личность в область постоянного диалога с ее сообществом. При этом сохраняются как голос личности как отдельного существа, так и общность с членами группы, и создается потенциальный выход личностных чувств и эмоций, пока исполнитель наслаждается теплотой и душевностью коммуникации.

ГОСПЕЛ И НЕГРИТЯНСКОЕ СОЗНАНИЕ

Хотя в сравнении госпела со спиричуэлом существует определенная доля некорректности, все же нелишне обозначить некоторые важные различия. Спиричуэл – это продукт рабства в США, передается он преимущественно по вербальным каналам. Госпел, каким мы знаем его сегодня, напротив, датируется серединой двадцатых годов и является написанной музыкой. Далее, в отличие от спиричуэла, госпел использует инструментальную аккомпанировку как существенный элемент выступления. Инструменты госпела разнообразны: от пианино и органа до перкуссионных установок: барабанов и тамбуринов. Существуют коллективы, использующие полный набор медных духовых инструментов.

Во многом так же, как классика и городской блюз заменили деревенский блюз, когда негры в большом количестве переселились из сельской местности в города, был создан и госпел - чтобы более адекватно отражать новую среду, психологию и религиозное сознание. После Первой Мировой войны, когда негры обживали города, стало понятно, что музыка, которая подходила для деревни, не смогла в полной мере удовлетворить их новым городским потребностям. В результате религиозную музыку типа гимнов и спиричуэлов вытеснил госпел, сверхвыразительный, веселый тип музыки, характеризующийся импровизацией и наличием инструментального аккомпанемента.

ГОСПЕЛ И НЕГРИТЯНСКОЕ СОЗНАНИЕ


Но из-за несформировавшихся размытых границ проблематично отделить «церковную музыку» от «уличной». Их разъединение не было важной частью африканского менталитета, как, например, на Западе.

Эти объединенные саунды впервые стали известными в конце столетия – их слушали в Святых церквях. Именно там звучали творения Charles Albert Tindley, не похожие ни на спиричуэл, ни на гимн - прототипы госпела послевоенных лет.

В то время как множество негритянских церквей добивались светского уважения при помощи запрета на выкрики и продвижения степенных гимнов и продуманных версий спиричуэлов, а также негативно относились к былому восторженному отношению к религии, Святые церкви поощряли целительство, духовную одержимость, разговоры на неведомых языках, предсказательство и религиозные танцы. В музыкальном отношении они вернулись в прошлое к традициям рабства и отреклись от ритмов нецерковного негритянского музыкального мира, который их окружал. Они стремились не только к звукам регтайма, блюза и джаза, но также и к инструментам, на которых это все исполняется. Как аккомпанемент пения (главного элемента церковной службы) использовалась игра на барабанах, тамбуринах, треугольниках, гитарах, саксофонах, трубах, тромбонах, и вообще всем, что издавало музыкальные звуки.

ГОСПЕЛ И НЕГРИТЯНСКОЕ СОЗНАНИЕ

Charles Albert Tindley, священник методистской церкви и первый создатель песен госпел, начал сочинять их в начале двадцатого века. Песни этого автора таких гимнов как «Stand by me» восходят к священным устным традициям и исполняются в различных вариантах черного госпела – соло, дуэтом, квартетом, ансамблем и хором.

Tindley оказал большое влияние на Thomas’а Dorsey, часто называемого отцом музыки госпел. Dorsey, или «Georgia Tom», как его прозвали во время его пианистского сотрудничества с Ma Rainey, начал писать религиозную музыку в 1921 году - после того, как стал членом чикагской Pilgrim Baptist Church. Зачарованный исполнением одной из песен Tindley, «I Do, Don't You», он преисполнился желанием сочинять похожую, чарующую музыку. И сочинил более четырех сотен песен (в том числе и «Precious Lord, Take My Hand», «We Will Meet Him In The Sweet Bye and Bye», «When I've Done the Best I Can»), множество свинговых композиций с энергичными ритмами, а также блюзоподобных мелодий, которые объединяли религиозную музыку с популярным стилем того времени. Через несколько лет он стал вдохновителем многих госпел-певцов; и благодаря ему появилось множество госпел-коллективов.

Хотя в 1929 году Dorsey покинул мир блюза, блюзовые основы заметны во всех его последующих работах. «Блюз – это часть меня» - говорил он, - «это то, как я играю на пианино, то, как пишу». «Я был блюзовым певцом, и я пронес это с собой в госпел». «Я начал вставлять в госпел немного того бита, какой был у нас в джазе. И также использовал рифф*, или повторяющуюся ритмическую фразу. Песни со всем этим продавались втрое быстрее, чем те, у которых не было риффов или повторений». Тексты Dorsey пропитаны надеждой на христианское послание; его музыка собрала вокруг него весь негритянский мир. Многие из его великих достижений стали популярными во время Великой Депрессии. «Я писал, чтобы дать что-то, что вытянет их из этого Уныния» - замечал он. «Да, они могли петь в церквях, но в их песнях не было жизни, духа… Мы намеревались превратить госпел в способ жизнерадостного общения с притесняемыми и сбитыми с ног. Музыка вытягивала людей из болота нищеты и одиночества, давала им некую надежду. Все, что не приносит хороших новостей – это не госпел».

Песенный стиль госпел – это искусство выступления. Это метод произнесения текста, требующий серьезных вокальных навыков и техники; он, подобно выступлению джазового музыканта, крайне спонтанен и интуитивен. Величайшие госпел-артисты обычно рождаются вблизи от источника традиции. Хотя высококачественные стандарты госпел-исполнения заметны в первую очередь в выступлениях таких гуру как поздняя Mahalia Jackson, поздняя Clara Ward, Reverend James Cleveland и Alex Bradford, их можно наблюдать и во множестве ничем не прославившихся, неизвестных американских госпел-церквушек.

В тридцатых годах госпел-движение сосредоточилось в Чикаго, где организацию групп и хоров поощряли многие церкви. Неграм, мигрировавшим на Север, не хватало средств на постройку или покупку церквей, и поэтому они превратили в них разжившиеся во время Депрессии магазинчики гетто, за аренду которых брали совсем немного.

К 1940 году госпел стал явлением в масштабе страны. Певицы Sister Rosetta Tharpe и Mahalia Jackson в сороковые выпустили множество записей. Это, наряду с появлением большого количества путешествующих госпел-коллективов типа «Kings of Harmony» и «Thrasher Wonders», весьма способствовало стремительному распространению госпела.

Наверное, самый известный из госпел-исполнителей – это Mahalia Jackson, к которой слава пришла после ее выступлений в Европе и США в 1953 году. Негритянская аудитория знала и любила ее и до того, как в пятидесятом на специальном собрании ньюпортского джаз-фестиваля Marshal Stearns представил ее критикам. Mahalia Jackson стремилась стать главной звездой госпел-записи и концертов международного уровня. Ее первый госпел-сингл «Move Up a Little Higher» 1953 года разошелся тиражом более восьми миллионов экземпляров. На афишах певицу стали называть «величайшим госпел-исполнителем мира».

В 1969 году музыкальную историю вершил хор из Калифорнии «Edwin Hawkins Singers», со своим интернациональным хитом – интерпретацией госпел-песни «O Happy Day». Их впечатляющий успех объяснялся тем, что их стиль был популярен не только среди обычной госпел-аудитории, но и у джазовых, -фолк и рок-фанатов.

Хотя у госпела религиозное происхождение, он оказал громадное влияние на многие стили поп-музыки: от соула до кантри-вестерна. Примерно в 1954 году Ray Charles смешал госпел с блюзом – и получилось одно из самых особенных соул-звучаний. А один из крупнейших его хитов родился, когда он взял госпел-гимн «My Jesus is All the World to Me» и переписал его под названием «I Got a Woman».

Песенный стиль госпел, со своими особенными тембрами и резонансами вокала, послужил глобальному развитию соул-музыки. Многие ведущие соул-артисты начинали музыкальную карьеру в качестве певцов госпела, пианистов или органистов в баптистских, методистских церквях и церквях Троицы. В этом списке James Brown, Aretha Franklin, Ray Charles, Lou Rawls, Sam Cooke и Otis Redding.

Эстетические идеалы госпел-пения проистекают из двух источников. Один из них – это коллективная импровизация в свободном стиле, исполняемая прихожанами негритянских цервей, другой – риторическая декламация негритянского госпел-проповедника.

С самого начала своей истории, с молитвенных лачуг на плантациях, черные проповедники используют народную поэзию и яркий речевой стиль, чтобы пробуждать эмоции и вовлекать свою паству во взаимодействие. Используя специальные ораторские навыки интерактивного характера вместе со стонами и жестикуляцией, эти мастера создают такую атмосферу возбуждения и надежды, которая не имеет себе равных.

Когда-то было сказано, что госпел преобразовал эстетическую сущность разнородных негритянских искусств в некое единообразное целое. Это верно. Люди могут познать госпел в его истинной форме, даже если им не удастся вникнуть в поэзию негритянской проповеди. Они сделают это, увидев трагедию в душевном выступлении негритянского госпел-хора, общающегося с паствой, или услышав, как в возгласах прихожан поют негритянские души.

Источник: www.artemis.austincollege.edu
Перевод: iDance
Фото: www.corbis.com, www.eastbaymusicscene.com, www.g-oasis.jp, www.leicesterjazz.org.uk


ЗЫ
2kassandra - прочитала? осмыслила? усвоила?
надеюсь, что в с след раз, ты больше не будешь нести чушь про сатанинские обряды, только на основании того, что ты что то не понимаешь в культуре и религии других народов!



Вверх