,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Олег Янковский, народный артист СССР
0
ДОСЬЕ

Олег Янковский, народный артист СССР


Утром 20 мая в одной из московских клиник скончался выдающийся советский и российский актер Олег Янковский. По сообщениям СМИ, в течение длительного времени артист страдал раком поджелудочной железы.

Ведущему актеру московского театра «Ленком» Олегу Янковскому было 65 лет. Он снялся в таких картинах, как «Обыкновенное чудо», «Крейцерова соната», «Убить дракона», «Влюблен по собственному желанию», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт» и многих других.


Анкетные данные

Сын сгинувшего в лагерях штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка Олег Иванович Янковский родился в 1944 году в казахском городке Джезказгане: рудник, специфический контингент — семьи ссыльных интеллигентов и уголовников. Там Олег гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, ее элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке... Дворянские корни были тогда не в чести... Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи. Не уцелели ни дворянская грамота, ни отцовский Георгиевский крест. Жили впроголодь, ходили в обносках, впятером ютились в четырнадцатиметровой комнатушке, но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей — такую же ссыльную интеллигенцию. Со временем Янковские перебрались в Саратов — город с богатыми культурными корнями, город театралов...

В юности Марина Ивановна просто бредила балетом, но родители запретили ей и думать о балетной карьере. Зато своим детям она сумела передать тягу к сцене.

Старший из братьев Олега – Ростислав, окончив Саратовское театральное училище, уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных хотя бы часть материальных забот. Там Янковский-младший дебютировал на сцене — нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица». Марина Ивановна тосковала в разлуке со Славиком и Олежкой, и, как только появилась возможность, младшего вернули домой, в Саратов. Школьные годы подходили к концу, пора было решать, что делать дальше. Засобирался он в медицинский институт, чтобы выучиться на стоматолога и со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Но чья-то невидимая рука снова направила Олега на театральную дорогу.

Как-то летним днем покупая на рынке картошку, он увидел на столбе затертое объявление о приеме в театральное училище. Вспомнил свой минский опыт и решил: «Зайду-ка, посмотрю».

В училище произошла совершенно фантастическая и судьбоносная история. Узнав о том, что экзамены давно закончены, Олег осмелился зайти к директору — узнать об условиях приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, спросил:

— Как ваша фамилия?

— Янковский.

Директор заглянул в какие-то списки у себя на столе:

— Хорошо. Вы приняты. В сентябре приходите учиться.

Олег вернулся домой ошарашенный: его судьба сама собой определилась. Почему его приняли без экзаменов — он не знает, наверное, в театральном недобор... А в медицинский, может, он еще и по конкурсу не пройдет... Осенью он просто пришел на занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело.

Оказывается, брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечта о сцене не давала ему покоя. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав,— сдал все экзамены, прошел все туры... А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью — маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.

Трудовая биография

После окончания учебы в 1965 году Янковского зачислили в труппу Саратовского драматического театра, где на первых порах ему доводилось играть в основном эпизодические роли. Но в его судьбу вмешался случай.

Театр гастролировал во Львове. Артист зашел в гостиничный ресторан и уселся обедать. А недалеко за столиком случилось сидеть Владимиру Басову с женой Валентиной Титовой и другими членами съемочной группы будущего фильма «Щит и меч». Обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: «Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша». Басов согласился, что этот человек подошел бы ему идеально, но... «Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом». Слава богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому...

Благодаря фильму «Щит и меч» и следующей картине — «Служили два товарища» — Янковский стал суперпопулярным. В театре пошли серьезные большие роли, в кино — масса предложений: фильмы «Зеркало» и «Ностальгия» А.Тарковского, «Полеты во сне и наяву» Р.Балаяна, «Крейцерова соната» М.Швейцера, «Мой ласковый и нежный зверь» Э.Лотяну, «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен» М.Захарова.

Всего О.Янковский снялся более чем в 100 фильмах, в том числе: «Жди меня, Анна» (1969), «Я, Франциск Скорина» (1969), «О любви» (1970), «Расплата» (1970), «Операция «Хольцауге» (1971), «Гонщики» (1972), «Гнев» (1974), «Под каменным небом» (1974), «Премия» (1974), «Сержант милиции» (1974), «Мой дом — театр» (1975), «Полковник в отставке» (1975), «Чужие письма» (1975), «72 градуса ниже нуля» (1975), «Длинное, длинное тело» (1976), «Доверие» (1976), «Сентиментальный роман» (1976), «Сладкая женщина» (1976), «Слово для защиты» (1976), «Обратная связь» (1977), «Открытая книга» (1977-1979), «Поворот» (1978), «Мы, нижеподписавшиеся» (1981), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» (1981), «Шляпа» (1981), «Влюблен по собственному желанию» (1982), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1986), «Филер» (1987), «Убить дракона» (1988), «Паспорт» (1990), «Цареубийца» (1991), «Сны о России» (1992), «Тьма» (1992), «Я — Иван, ты — Абрам» (1993), «Немой свидетель» (1994), «Первая любовь» (1995), «Роковые яйца» (1995), «Ревизор» (1996), «Райское яблочко» (1998), «Китайскiй сервiзъ» (1999), «Приходи на меня посмотреть...» (2001, режиссер, актер).

Как-то на съемках фильма «Гонщики» Олег Янковский попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины. Евгений Леонов, тоже снимавшийся в этом фильме, был так поражен, что, приехав в Москву, без конца рассказывал всем о «счастливчике Янковском». Так это имя услышал режиссер театра «Ленком» Марк Захаров... Вскоре Янковский вышел на сцену «Ленкома» — сцену, со временем ставшую ему ближе родного дома.

На сцене «Ленкома» наиболее значительными его работами стали роли в спектаклях «Автоград XXI», «В списках не значился» по Б.Васильеву, «Ясновидящий» по Л.Фейхтвангеру, «Синие кони на красной траве» и «Диктатура совести» М.Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского, «Карманный театр» Ж.Кокто, «Гамлет» В.Шекспира, «Школа для эмигрантов» Д.Липскерова, «Чайка» А.Чехова, «Варвар и еретик» (по роману Ф.М.Достоевского «Игрок»), «Шут Балакирев» Гр.Горина.

Любимые герои Янковского всегда тосковали по полету за пределами обыденной реальности. Веревочная лестница в небо, обыкновенный сумасшедший дом, дуэль — крайние точки их непредсказуемых маршрутов.

Крепкие профессионалы, они, равно как и сам артист, не боялись сойти с дистанции, потому что не хотели рисковать куда более важным — своей судьбой. Олег Янковский всегда был и до сих пор остается заложником времени. По его ролям можно составить коллективный портрет человека 1970-1980-х годов, тех, кто умно, без ложного пафоса проявлял лояльность к системе («Премия», «Обратная связь»); тех, кто выпадал на обочину жизни («Влюблен по собственному желанию»); тех, кто плевал на все условности («Полеты во сне и наяву»), но при этом никогда не врал, даже если, как Мюнхгаузен, любил присочинить, пофантазировать.

Свои роли Янковский делит на декоративные, эксплуатирующие его редкую фактуру, породу, его умение держать спину, носить костюм (недаром он должен был сыграть Тургенева в фильме Сергея Соловьева), и на те, в которых удалось высказаться по сути, задеть болевые точки уникального универсального состояния, как это было в «Полетах во сне и наяву», «Крейцеровой сонате», «Ностальгии».

Сведения о родственниках


Олег Янковский родился в дворянской семье. Его отец Иван Павлович, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка, происходил из польских дворян. Он был близко знаком с Тухачевским, за это и поплатился. По сфабрикованному обвинению отца арестовали, и он сгинул в сталинских лагерях. Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи. Чтобы как-то прокормить трех сыновей и престарелую мать, она выучилась на бухгалтера.

Личная жизнь

Когда-то мать учила сыновей: «Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо». Все трое братьев Янковских женились до 21 года — и именно на всю жизнь. Олега его недремлющая судьба настигла на втором курсе училища (Людмила училась на курс старше). Она была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой. Однажды за хорошую учебу их обоих премировали поездкой в Москву. Олег Иванович с удовольствием вспоминает, как они вышли тогда из поезда, купили на Павелецком вокзале саечки по шесть копеек... Они сидели на скамейке, ели булочки и мечтали о будущем. Они и не думали тогда, что их будущее здесь, в Москве!

После училища Зорину сразу пригласили в Саратовский драмтеатр, и она мгновенно выдвинулась в звезды. Смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: «Это — муж самой Зориной». Да только однажды Людмиле, как когда-то Николаю Янковскому, пришлось пожертвовать своей карьерой ради Олега. Бросив все, она последовала за мужем в Москву, с головой ушла в семью — развитию таланта такого ранга, как у Янковского, требовались «крепкие тылы». Олег Иванович — приверженец семейных ценностей — говорит о том, что, если бы ему пришлось выбирать между семьей и творчеством, он не задумываясь пожертвовал бы карьерой.

Увлечения

Янковский на протяжении нескольких десятилетий коллекционирует трубки. К ним у Олега Ивановича особое отношение: «Трубка — это целый ритуал: почистить, набить, раскурить. Она живая, теплая, бывают утренние, вечерние трубки. Они, как люди, имеют характер, начинают порой капризничать. А вреда меньше, чем от сигарет,— трубку же больше держишь во рту, чем куришь».

Враги

В свое время Олега Янковского вынудили уйти с поста президента Открытого российского кинофестиваля в Сочи (МКФ «Кинотавр»). Для него это решение было очень непростым. Вот как сам Олег Иванович прокомментировал свой уход: «Не от хорошей жизни я получил эту свободу. Устали мы с Рудинштейном бороться за существование фестиваля. Это как родители вынуждены отдать ребенка в другие руки, потому что не могут его содержать. Надеюсь, что новые хозяева не дадут ему умереть. Хорошее ведь дитя получилось. Может, в будущем, с развитием кинорынка, даже станет приносить доход своим опекунам. Но без нас».

Марк Рудинштейн же в свою очередь заявил, что «Кинотавр» был нашей миссией, с которой мы справились. Но сегодня вынуждены признать: мы очень устали, и морально, и физически, устали ходить по минному полю кинематографа, где у каждого есть свои претензии и амбиции». Рудинштейн подчеркнул, что прежде всего их «не устраивает равнодушное отношение к фестивалю государственных структур».

Соратники

Настоящим соратником по жизни для Олега Янковского стал Марк Захаров. О ролях, сыгранных Олегом Янковским в фильмах Марка Захарова, стоит рассказать отдельно. Первой их совместной работой в кино стала картина «Обыкновенное чудо» (1978) по пьесе Шварца. Янковский очень тонко, искрометно сыграл там Волшебника. Фильм и по сей день пользуется огромной популярностью у зрителей.

Затем последовал фильм-притча «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Кстати, этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актере чудака-барона. «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей — характеры, выдающие его происхождение,— вспоминает Григорий Горин.— Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера».

В 1983 году Олег Янковский снялся в роли Свифта в сатирической комедии «Дом, который построил Свифт». Эта картина получилась менее удачной, чем предыдущие работы Марка Захарова. Фильм был снят в духе «Обыкновенного чуда» и «Мюнхгаузена» с тем лишь отличием, что смотрелся с гораздо меньшим интересом. Что же касается Янковского, то его герой и вовсе вышел калькой с уже известных Волшебника и Мюнхгаузена.

Гораздо интереснее вышел следующий герой Янковского — Дракон в фильме-притче «Убить дракона» (1989). Хотя фильм получился откровенно конъюнктурным, это ничуть не умаляет замечательную игру актера.

Также Янковского и Захарова связывает многолетняя театральная работа. «Знаете, у меня с Марком Захаровым отношения сложились, как в хорошей семье. Много на свете красивых женщин, но разрушать семью все же не надо. Я как-то не очень верю в студийность. Это часто быстро разваливается. Это как первые годы брака. А у нас не студийность, а стабильность. Мы столько лет уже вместе, а не переругались. И это при том, что тут потрясающая команда. Думаю, ни в одном другом театре такого нет. И старшее поколение, и среднее, и молодежь. И все уживаемся как-то. Так что я не уходил из этических, скорее, соображений. Это была бы измена»,— признается актер.

Слабости

У Янковского, как и у любого нормального человека, есть свои маленькие слабости. Как и большинство актеров, он склонен к суеверию. Он привык воспринимать мир мистически. Он запоминает сны, верит в приметы: обходит черных кошек стороной, то и дело стучит по дереву...

Сильные стороны

Олег Янковский — один из самых загадочных отечественных артистов, вошедший в историю кино как выразитель своего поколения. Он стал избранником смутной, «застойной» эпохи, на которую приходится пик его творческой биографии. Именно тогда сформировался противоречивый образ Янковского: то ли рационального артиста, то ли эмоционального, то ли Интеллигента, то ли плейбоя.

Закрытость Янковского — это способ защиты от ненужных искушений, это редкая способность не расплескать свою натуру в суете, в навязанных извне поступках. Уникальность Янковского — в его знаменитых «зонах молчания», его магнетическом взгляде, виртуозной внутренней пластичности и, наконец, в изощренной интуиции, благодаря которой он удержал опасное равновесие. Не задохнулся в беге времени.

Заслуги и провалы

Заслуги Янковского в кино и театре отмечены следующими наградами и премиями:

• Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11 августа 2007 г.) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
• Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 декабря 1995 г.) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
• Лучший актер 1984 года (за фильм «Влюблен по собственному желанию») по опросу журнала «Советский экран»
• Лауреат Государственной премии СССР (1987 г., за участие в фильме «Полеты во сне и наяву»)
• Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1989 г., за участие в фильме «Крейцерова соната»)
• Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за лучшие актерские работы» за 1983 год
• Премия «НИКА» в номинации «Актер» за 1991 год

Компромат


На съемках фильма «Гонщики» Олег Иванович Янковский чуть не сгорел заживо. Актер попал в страшную аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины. Евгений Леонов, тоже снимавшийся в этом фильме, был так поражен, что, приехав в Москву, без конца рассказывал всем о «счастливчике Янковском».



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх