,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Лица Победы: Николай Гастелло
0
Героям Советского Союза посвящается...

Лица Победы: Николай Гастелло


В этом году награде «Золотая звезда», высшей степени отличия советского периода, исполняется 75 лет. Награду вручали за личные или коллективные заслуги перед государством.

Звание Героя Великой Отечественной войны присуждалось солдатам, офицерам, морякам, партизанам, пионерам. Все люди огромной страны стали на защиту своей Родины. Все отдавали свои силы на борьбу с врагом, и те, кто воевал на фронте, и те, кто работал в тылу. Только благодаря подвигам миллионов людей новое поколение получило право на свободную жизнь.

Мы обязаны помнить имена героев, которые отдали жизни в борьбе за освобождение: Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло и многие другие, о которых пойдет речь...


В наградном листе экипажа Гастелло написано:
"26 июня летчик капитан Гастелло Н. Ф. с экипажем - Бурденок, Скоробогатый и Калинин - повел ДБ-3 бомбить ворвавшихся фашистов по дороге Молодечно-Радошковичи. У Радошкович показалась вереница танков противника. Гастелло, сбросив бомбы на скопившиеся на заправке немецкие танки, и, расстреливая из пулеметов экипажи фашистских машин, стал уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, самолет, объятый пламенем, не мог уйти на свою базу. Гастелло развернул горящий самолет и повел его в самую гущу вражеских танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика героического экипажа"

Николай Гастелло

Лица Победы: Николай Гастелло
Николай Францевич Гастелло родился в мае 1908 года в Москве. Отец был немцем, долгое время проживающим в России. В 1933 году Николай стал выпускником Луганской летной школы и стал служить в авиации на бомбардировщике. Во время Советско-Финской войны принимал участие в воздушных боях. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол, за участие в которых был награжден орденом Ленина. И к началу Великой Отечественной войны уже являлся командиром эскадрильи в авиации.

Виктор Гастелло, сын летчика, неоднократно рассказывал о гибели своего отца и его экипажа. Эту версию публиковали в известных российских изданиях.

Данная версия выглядит следующим образом. 26 июня 1941 года, в самом начале войны, в течение всего дня 3-й корпус дальнебомбардировочной авиации наносил удары по противнику. Военные действия происходили в Белоруссии, в районе Радошковичи-Молодечино близ деревни Декшаны. 207-й авиационный полк выполнял второй за день боевой вылет. В составе полка было два самолета. Экипаж Николая Гастелло состоял из четырех человек: штурмана лейтенанта Анатолия Бурденюка, стрелка-радиста сержанта Алексея Калинина и стрелка адъютанта эскадрильи лейтенанта Григория Скоробогатого. О втором самолете мало что известно, только лишь то, что его пилотом был старший лейтенант Федор Воробьев, а штурманом был лейтенант Анатолий Рыбас. Спустя чуть более часа после начала полета с высоты была обнаружена колонна вражеской боевой техники. На базу вернулся только один самолет, пилотируемый лейтенантом Воробьевым. По прибытии он и штурман подали рапорт, в котором описали подвиг командира Гастелло и его экипажа. По их словам, подбитый самолет врезался в колонну бронетехники, и мощным взрывом была уничтожена основная часть бронетехники.

Много лет существовала только эта версия произошедшего в тот день. Но в 90х годах прошлого столетия начали выдвигать и другие. Так, в 1994 году в газете «Известия» вышла статья «Экипаж капитана Маслова достоин звания героев», в которой говорилось о том, что в тот день с боевого задания не вернулись два бомбардировщика. 1-й под командованием Николая Гастелло, а второй – капитана Александра Спиридоновича Маслова, командующего 3-й эскадрильей 42-й авиационной дивизии.

В статье также говорится о том, что когда в 1951 году, в день гибели летчика, останки членов экипажа решили перезахоронить в сквере поселка Радошковичи. Тогда и был обнаружен медальон, принадлежавший старшему сержанту Григорию Васильевичу Реутову, который во время войны был стрелком-радистом на бомбардировщике Маслова.

До этого экипаж Маслова считали пропавшим без вести. И самым главным являлось то, что в результате стало очевидным, что подвиг был совершен именно экипажем Маслова.

Эту статью написал майор ВВС в отставке Эдуард Васильевич Харитонов, который на протяжении многих лет исследовал события, произошедшие в первые дни войны у деревни Декшаны.

Через несколько лет в 2001 году в газете «МК-Московия» была опубликована статья «Тайна двух капитанов», автором которой был Харитонов. Автор также утверждал, что первым направил свой самолет на противника капитан Маслов, а затем уже самолет под командованием капитала Гастелло. Более того, Харитонов утверждал, что Гастелло успел катапультироваться с парашютом, считая это военным преступлением. По его словам, прежде всего капитан должен был помочь катапультироваться своему экипажу, а потом уже думать о себе.

В этой статье была подробно описана следующая версия случившегося 26 июня 1941 года. По словам автора, на боевое задание было отправлено три бомбардировщика, под командованием капитанов Николая Гастелло, Александра Маслова и старшего лейтенанта Федора Воробьева. Около полудня все три самолета нанесли удары по немецкой колонне бронетехники. Первым нанес удар самолет Воробьева и, совершив разворот, направился на аэродром за линию фронта. Два других самолета успели подбить противники, когда те возвращались обратно. Один подбитый самолет, по его словам, потерпел крушение. А другой, капитаном которого являлся Маслов, успел совершить разворот и врезался в колонну противника.

В своей статье Харитонов ссылался на некоторые факты, которые якобы подтверждали его слова. Так, при исследовании, в 1996 году им были найдены документы в Подольском Центральном военном архиве Министерства обороны, в которых был приведен список погибших с 22 по 28 июня 1941 года, в том числе и в составе 42-й авиационной дивизии. В списке был приведен полный состав погибших экипажа Николая Гастелло: Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый, Алексей Калинин и сам капитан. Ниже имелось примечание, в котором было сказано, что один человек экипажа успел катапультироваться перед взрывом, но кто это был, неизвестно.

По материалам статьи, в 1941 году крестьянами был обнаружен самолет Гастелло на Мацковских болотах, которые находятся немного в стороне от предполагаемого крушения. Крестьянами, по словам автора, среди обломков бомбардировщика был найден труп солдата, в кармане которого было письмо, адресованное жене Григория Скоробогатого. Он не успел его ей отправить. А также был найден медальон, на котором были выгравированы инициалы А.А.К. Такие же инициалы были у стрелка-радиста Алексея Александровича Калинина, который также являлся членом экипажа капитана Гастелло.

Также в статье снова затрагивалась тема перезахоронения останков экипажа Николая Гастелло в сквере поселка Радошковичи. До перезахоронения в 1951 году останки экипажа покоились в том месте, где в 1941 году их похоронили жители в деревне Декшняны. Тогда, ночью, чтобы не заметили немцы, местные жители захоронили останки летчиков, завернув их в парашюты. В статье отмечается, что в результате послевоенного расследования выяснилось то, что самолет врезался не в колонну бронетехники, а в зенитную батарею. А колонна осталась в 180 метрах от места падения самолета.

Автор пишет, что 26 июня 1951 года вскрыли братскую могилу при огромном количестве людей. И якобы в планшетке одного из членов экипажа нашли документы Александра Маслова, а также летные очки и расческу. Также нашли медальон, принадлежавший стрелку-радисту Григорию Реутову, который также являлся членом экипажа капитана Маслова.

Но это еще не все аргументы, которые были приведены в статье. Здесь также приводится рассказ жителя соседней деревни, которому в 1941 году было пятнадцать лет. По словам жителя, в тот день он видел, как с крыла горящего самолета спрыгнул человек с парашютом. После приземления его захватили в плен немцы. И ссылаясь на технические характеристики самолета, с крыла которого мог, по всей вероятности, спрыгнуть только пилот, автор подводит итог того, что капитан Гастелло, скорее всего, был пленен врагами.

Неудивительно, что столь сенсационное заявление не осталось незамеченным. И в следующем 2002 году, в майском выпуске газеты «Московский комсомолец» было выдвинуто опровержение словам Харитонова. Автором статьи выступал журналист Кирилл Экономов. Статья под названием «Искушение св. Эдуарда» полностью опровергла все утверждения, заявленные в своей статье Харитоновым.

В качестве основных документов, которыми он руководствовался при написании статьи, выступали «Общий учет боевых вылетов 207 авиаполка по дням за период с 22.6 по 1.9.1941 г.» и официальное письмо от директора Белорусского государственного музея ВОВ Баркуна Г.И. на имя Громова Б.В. В них шла речь об одном и том же, что в тот день, 26 июня 1941 года совершили боевые вылеты не три самолета, как писал Харитонов, а 3 звена бомбардировщиков по 2 в каждом. К тому же вылеты были совершены не в одно и то же время, а с интервалом в 1,5 – 2 часа. Командирами звеньев выступали капитан Маслов, вылет которого был первым в 8:30 утра; за ним в 10 часов утра вылетел со своим звеном старший лейтенант Висковский; и последним был вылет звена капитана Гастелло и ст. лейтенанта Воробьева, который пришелся на полуденное время.

Получается, что уже в этом наблюдаются несовпадения с заявлением Харитонова. К тому же Кирилл Экономов в своей статье указывает, что главным доказательством гибели Гастелло и его экипажа являлся рапорт Воробьева и Рыбаса, которые написали его, как только вернулись на базу в тот день. В страшные первые дни войны ни у кого и в мыслях не было скрывать информацию. К тому же вскоре и они сами погибли, выполняя боевой вылет. Более того, информация, занесенная в рапорт, была проверена на следующий же день после трагического подвига. Тогда командованием был отправлен самолет-разведчик, который сфотографировал место крушения самолета. На фотографии четка была воронка от падения самолета и много сгоревшей вокруг боевой техники противника.

В новой статье также были опровергнуты многие другие утверждения Харитонова. Так, например, утверждение Харитонова о том, что капитаны Гастелло и Маслов являлись друзьями, также не имеет под собой реального основания. Это уже доказывает то, что в Боровское капитана Гастелло направили только в мае 1941 года.

В данной статье также много внимания уделяется экипажу капитана Маслова. По утверждению Харитонова, капитан Маслов 26 июня 1941 года направил подбитый самолет не на колонну бронетехники, а на батарею вражеских зенитных установок, которая находилась в отдалении от колонны. Но на самом деле это вряд ли было возможно. Все дело в том, что в начале войны немцы не размещали специальных зенитных батарей вдоль дороги. Роль прикрытия для колонн бронетехники выполняли так называемые самоходные малокалиберные установки (ЗСУ), которые перемещались в общих колоннах.

Полное несоответствие действительности, по словам Экономова, выявляется в описании захоронения останков экипажа местными жителями, которые завернули их в парашюты. Экономов пишет, что при взрыве бомбардировщика невозможно было найти тела, к тому же, как известно, в тот день был огненный таран. Автор делает вывод, что местными жителями была захоронена команда Маслова. Тогда этот факт выступает главным доказательством того, что именно экипаж Гастелло совершил героический подвиг, направив самолет в колонну противника. А бомбардировщик Маслова был подбит несколькими часами ранее и упал в лесу, в стороне от дороги.

Орден Отечественной войны стал наградой для трех членов экипажа капитана Н.Ф. Гастелло, совершивших вместе со своим командиром знаменитый огненный таран. По последним данным, 503 раза был повторен подвиг капитана Николая Гастелло и его экипажа, который 26 июня 1941 года совершил наземный таран, направив свой подбитый горящий самолет на скопление боевой техники фашистов. В документах военных лет зафиксировано 600 воздушных таранов. 34 летчика применяли воздушный таран дважды, а Герои Советского Союза Л. Борисов, В. Матвеев, Н. Терехин, А. Хлобыстов - трижды.

СЛАВА ГЕРОЯМ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх