,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Символ незалежности
  • 24 марта 2009 |
  • 12:03 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 19849
  • |
  • Комментарии: 12
  • |
0
Символ незалежности


Характеристики ПЛ "Запорожье"

Длина - 91,3 метра;
ширина - 8 метров;
водоизмещение -
1945 тонн (надводное);
2464 тонны (подводное);
скорость - 16 узлов;
глубина погружения:
- максимальная - 280 метров;
- рабочая - 200 метров;
- перископная - 12 метров;

автономность плавания - 90 суток;

дальность плавания - 16 тыс. миль;

экипаж - 77 человек.

Несмотря на очередное решительное намерение украинского военного ведомства реанимировать свою единственную подводную лодку, уверенности в том, что это действительно удастся сделать, пока нет. По словам источника "Ленты.ру" в украинских военных СМИ, моряки настроены оптимистично, но завершение ремонта возможно лишь при условии надлежащего и своевременного финансирования всех работ. Вместе с тем, у военного ведомства пока едва хватает денег даже на питание военнослужащих, а военный городок, в котором живет экипаж субмарины, периодически отключают от электроэнергии, несмотря на запрет президента страны.

В феврале 2003 года, накануне Дня защитника Отечества, стоявшую на приколе в Балаклаве субмарину торжественно спустили на воду после внешнего ремонта корпуса. На тот момент, по оценкам специалистов, ее можно было бы эксплуатировать еще около 15 лет. Украинские военные планировали завершить ремонтные работы в том же году, а летом, после окончания ходовых испытаний, субмарина должна была отправиться на первые маневры. Но реализовать эти планы не удалось.

Ранее, по данным украинского издания "Час", Украина приобрела в Греции аккумуляторные батареи для своей подлодки. Поставить эти комплектующие также предлагала Россия. Причем в два раза дешевле, хотя такой вариант Киев почему-то не устроил. В итоге, как уточняет источник, у греческих батарей оказались не те клеммы.

Позиция прежнего руководства Министерства обороны Украины по поводу судьбы "Запорожья" кардинально отличалась от намерений нынешнего. В 2006 году глава военного ведомства страны Анатолий Гриценко заявил, что подлодка не имеет перспектив в составе военно-морских сил Украины и ее следует продать, пустив вырученные деньги на развитие вооруженных сил. На тот момент, по сообщениям СМИ, "вялотекущее" восстановление субмарины продолжалось уже около восьми лет, а завершению этого процесса мешали финансовые трудности.

По сообщениям печати, цена подлодки составила бы примерно 50-70 миллионов долларов. Ее могли предложить странам третьего мира, нуждающимся в обновлении своих ВМС, или даже продать в частные руки для использования в качестве плавучего музея или ресторана. Подобная практика для украинского флота на тот момент уже была не новой. Причем, нередко в ремонт кораблей вкладывались значительные средства, а затем они продавались иностранным покупателям буквально за гроши. '

Символ незалежности

ПЛ "Запорожье" до ремонта.

Так, одним из первых в 1998 году после докового ремонта был продан на металлолом фрегат "Николаев". Отремонтированный танкер "Макеевка" украинцы уступили иностранной компании за цену примерно в 10 раз меньше реальной рыночной стоимости. За символическую стоимость пошло с молотка и судно комплексного снабжения "Керчь". Некоторые корабли ВМС Украины были отправлены после ремонта на утилизацию.

Но Гриценко довести "благородное" дело до конца не успел, и в результате субмарина хотя бы осталась в составе украинского флота. Зато сменивший его Юрий Ехануров решил вплотную заняться восстановлением военно-морских сил страны, хотя некоторые его идеи и по сей день вызывают сомнения из-за определенной нелогичности, а также традиционных перебоев с финансированием. Достаточно вспомнить, что руководство украинского военного ведомство недавно уже было вынуждено извиняться перед своими производителями за просрочки в оплате. За последнее время ситуация в этой сфере не особо улучшилась.

В числе основных прожектов Еханурова, от которых он пока официально не отказался, строительство собственных кораблей класса "корвет", а также намерение выпросить у США бывшие в употреблении фрегаты класса Oliver Perry. Последний проект также выглядит несколько авантюрным: сами американцы в свое время сочли конструкцию этих кораблей не совсем удачной, и к тому же на их модернизацию понадобятся значительные средства.

Восстановление "Запорожья", на которое, по данным на 2008 год, требовалось около 2,4 миллиона долларов, выглядит куда более реалистично, хотя целесообразность этого решения также вызывает сомнения. По мнению некоторых специалистов, морально и технически устаревшая подводная лодка не сможет выходить в мировой океан и может использоваться лишь для тренировочного погружения на глубину до 80 метров.

Но есть и другие мнения на этот счет. В 2006 году командующий украинским флотом Владимир Бескаравайный, занимавший отрицательную позицию по поводу намерений продать "Запорожье", заявил, что "техническое соответствие этой субмарины на современном этапе остается довольно существенным относительно тех задач, которые могут быть возложены на эту лодку". Он также подчеркнул, что подлодки, аналогичные "Запорожью" и даже более старые, до сих пор входят как в состав ВМФ России, так и других стран, в частности Турции и Польши.

Тем не менее, некоторые СМИ называют "Запорожье" чуть ли не старейшей подводной лодкой в СНГ. Субмарина проекта 641 была спущена на воду 29 мая 1970 года, а 6 ноября 1970 года вошла в состав Северного флота под обозначением Б-435. За 20 лет службы в составе советского флота субмарина совершила 14 дальних походов, включая визит в Гавану в 1971 году, а также посещение Туниса в 1977 году.

Летом 1990 года по внутренним водным путям подводная лодка была переведена в Черное море и вошла в состав Черноморского флота. После передачи субмарины украинской стороне она получила имя "Запорожье" в честь Запорожской области, оказывавшей шефскую помощь кораблю. Судя по всему, весьма скромную.

Всего в рамках проекта 641 было построено 75 подводных лодок, включая 17, направленных на экспорт вооруженным силам Польши, Индии, Ливии и Кубы. По данным Федерации американских ученых, в 2000 году лишь три подводных лодки проекта 641 оставались на вооружении, хотя в скором будущем и их должны были списать. Не исключено, что единственным обладателем находящейся на ходу подлодки проекта 641 останется Украина.

Увидеть этот достойный экземпляр отечественного кораблестроения в других регионах все же можно. В настоящее время, по данным печати, две подводных лодки проекта 641 выставлены в российских военных музеях в Санкт-Петербурге и Калининграде. Еще одна в 1994 году была продана Австралии и пришвартовалась в национальном военно-морском музее в Сиднее. В 1998 году она перебазировалась в США, где заняла место в числе экспонатов рядом с британским кораблем "Куин Мэри".

Символ незалежности

ПЛ проекта 641 в Калининграде.


В истории подводных лодок проекта есть и печальные страницы. 14 января 1962 года на военно-морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась субмарина Б-37, в результате чего погибли 122 человека. Подлодка готовилась к продолжительному походу, но после поднятия флага на ней произошел мощный взрыв. По словам очевидцев, Б-37 затонула за считанные минуты, повредив находившуюся по соседству субмарину.

По заключению комиссии, при погрузке боеприпасов была повреждена одна из торпед. После этого рядом с ней начали проводить сварочные работы, из-за которых торпеда загорелась, и в результате от детонации взорвались остальные. Из семи аварий, произошедших на базе Полярный в том году, четыре были связаны с Б-37.

Субмарина Б-33, также относящаяся к проекту 641, получила печальную известность в феврале 1987 года, когда в результате короткого замыкания во время выполнения задания на глубине около 10 метров на ней произошел пожар. Гибель подлодки удалось предотвратить, но инцидент унес жизни пяти моряков, еще пятнадцать получили ранения. После этого субмарина более не эксплуатировалась, а в конце 1990-х годов была продана на металлолом и отбуксирована в Южную Корею.

Очевидно, что для Украины ремонт "Запорожья" является, скорее, вопросом престижа, нежели укрепления боеспособности вооруженных сил. Формально Киев обладает подводным флотом, хотя на деле пользы от него пока никакой нет, а перспективы, что таковая появятся, тоже весьма призрачны.

Впрочем, если Юрию Еханурову все же удастся реализовать свою идею с восстановлением субмарины, у украинских моряков может появиться уверенность в том, что государство использует свой флот не только в качестве поставщика дешевого металлолома для зарубежных покупателей. А это уже немало.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх