,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Дмитрий Корчинский: украинский президент не способен на переворот
0
Дмитрий Корчинский: украинский президент не способен на переворот


Последние дни года ушедшего и первые дни наступившего ознаменовались газовым конфликтом между Украиной и Россией. Не секрет, что в этом противостоянии существует не только экономический аспект, а и политическая подоплека. Своим видением ситуации в интервью АМИ "Новости-Украина" поделился лидер Всеукраинской политической партии "Братство", президент Института проблем региональной политики и современной политологии Дмитрий Корчинский.

Дмитрий Александрович, решение газового вопроса между Россией и Украиной в очередной раз продемонстрировало неумение обеих сторон договариваться в ситуации, требующей компромисса, и еще раз обнаружило нестабильность в отношениях между нашими государствами. Кто же спровоцировал резонансный конфликт?

Как и любой конфликт, этот конфликт имеет много аспектов. Естественно, что это политика. Потому что любые манипуляции с энергоносителями – это в большей степени политика, чем экономика. Это с одной стороны.
С другой стороны, осуществляется изменение в системе дележа. На российском газе зарабатывало не только российское государство, но и российская, и украинская элита. Страдал при этом российский народ.
Сейчас схемы раздела прибыли от перепродажи относительно дешевого российского газа за рубеж Украиной разрушены. Если раньше от этого получало доходы руководство "Газпрома", руководство Российской Федерации, а также некоторые должностные лица в Украине, то сейчас эта система поломана. И новой системы не возникает. Вот поэтому возникают большие проблемы.

Так же в этом вопросе существует аспект исчерпания ресурсов. Видимо, Россия уже не способна поставлять газ в том объеме, на который заключены контракты с Европой. И поэтому выбирает путь организации экстраординарной ситуации, на которую можно будет списать недоставку газа или трудности транспортировки. Все это можно использовать с тем, чтобы в дальнейшем пересмотреть контракты и тем самым отвести от себя претензии.

Одним словом, аспектов очень много в этом конфликте, но основной – это неадекватность украинской политической элиты, которая до сих пор так и не научилась на равных разговаривать с российской политической элитой на такие темы.

Некоторые российские политики, в частности депутат Госдумы Сергей Марков, видят заинтересованность украинских политиков в затягивании газового конфликта с целью достижения корыстных политических целей, например государственного переворота и узурпирования власти. Можно ли в таком ракурсе рассматривать "неумение" украинской власти решать стратегически важные для государства вопросы? И не является ли внутренний политический конфликт еще одним фактором газового кризиса?

Все украинские чиновники со стороны выглядят более солидными, чем изнутри, из самой Украины. К сожалению, украинский президент не способен на государственный переворот, установление автократического правления, на некие масштабные действия. И поэтому слова господина Маркова не имеют под собой никакой почвы.

Выглядит все так, что украинскую политическую элиту в первую очередь интересует воровство бюджетных средств и заработок на кризисе. То есть, если элиты других стран пытаются заработать на подъеме, то наши зарабатывают на падении. К сожалению, так в Украине сложилось. Но в каких-то масштабных политических или геополитических планах подозревать украинскую элиту невозможно.

С определенной стороны это свидетельствует о слабости или несостоятельности такой государственной элиты. И здесь можно вспомнить пресловутый вопрос о сильной руке, которую в последнее время нам так настойчиво пророчит дружеская держава, да и все чаще вспоминает о ее позитивном опыте сам народ. Грозит ли нам "сильная рука" в ближайшее время, или порядок в стране будет установлен демократическим путем?

Существует такая вещь, как дух народа. И проявляется этот дух на протяжении столетий. Так вот в Украине никогда не удавалось навести порядок собственными силами. В Украине всегда порядок устанавливался извне: придут поляки наведут порядок, или придут россияне наведут порядок, или татары, или немцы, или большевики. Но когда украинцы оказываются наедине с собой, то они постоянно имеют ситуацию, которая усложняется.

Современная украинская политика не прогнозируема, не определенна, но явно, что внутри нее не существует сил, способных к узурпации власти и наведению порядка. Кроме того, у нас существует конкуренция между силовыми органами в Украине. Скажем, явно существует конфликт интересов между руководством Министерства внутренних дел и руководством Вооруженных сил и так далее. Скажем, другие общественные силы, которые могли бы теоретически осуществить государственный переворот, еще не сформированы. То есть Украина – это европейский Ливан. В Ливане невозможно наведение порядка и невозможен консенсус элит. Это государство всегда будет в состоянии холодной или горячей гражданской войны. Но в Ливане возможно появление "Хезболлах", и позиция "Хезболлах" значительно важнее, чем позиция ливанского правительства. То же самое в Украине. Украинские политические элиты никогда не будут способны выдвинуть из себя силы, которые смогут узурпировать власть. Но в Украине возможно появление такой себе православной "Хезболлах", которая займет свое место в распределении сил в Украине.

Возвращаясь все-таки к Украине сегодня... Мы имеем в наличии демократию, политическую конкуренцию или другой эпитет к государственному строю?

Я бы сказал так, у нас некое соединение всех процессов. У нас элита наслаждается всеми прелестями анархии, а простой человек живет в условиях довольно жесткой диктатуры со стороны мелкого чиновника, милицейского сержанта, начальника ЖЭКа. Вот в чем проблема на самом деле.

То есть у нас верхушечная анархия, но внизу существуют довольно жесткие рамки для гражданина. И спасает гражданина только повсеместность коррупции. Если бы не было коррупции, мы бы все давно сидели в тюрьме.

Так все-таки наша доморощенная коррупция или российская принципиальность завели нас в газовый тупик? Кто оказался врагом нашей экономической стабильности?

Россия для нас намного хуже, чем враг. Россия – наш конкурент. Она занимает нашу экологическую нишу. С врагом можно договориться время от времени. Никогда нельзя договориться с конкурентом. Именно поэтому мы никогда не договоримся с Россией. Конкуренция есть конкуренция.

Еще совсем недавно президент своим указом создал Межведомственную стратегическую группу, которая должна была заняться улучшением российско-украинских отношений. Не станет ли газовый конфликт последней точкой в плане "улучшения" российско-украинских отношений и не возникнет ли угроза давления со стороны России на Украину и по другим спорным вопросам?

Конечно, существует такая угроза, тем более что у России существует постоянный соблазн самоутверждаться за счет Украины. Видимо, это проявится не только в такой газовой, экономической войне, возможно, нас еще ожидают приключения в Крыму, с попытками аннексии, и многие другие вещи.

Будем надеяться на благоразумие государственных деятелей и выдержку народа. Что позитивного в поддержку украинского духа можете сказать в данном случае?

Позитивно то, что, видимо, Бог за нас. Смотрите, ведь мы получили независимость не потому, что за нее боролись, а потому что вот так случилось. Мы не утратили независимость не потому, что способны были ее отстаивать, а потому что такая международная конъюнктура сейчас.

Очень долгое время, в истории, Украине не везло. Сейчас, видимо, везет. Именно на это и стоит надеяться. Но самое главное, если в прошлом большие централизованные структуры имели преимущество перед дисперсными, нецентрализованными обществами, то сейчас наоборот. Сейчас во всем мире сетевые структуры, децентрализованные побеждают жесткие бюрократические механизмы. Ну, скажем, Израиль постоянно, несмотря на какие-то временные, может быть, успехи, но идет на уступки общественным организациям и сетевым сообществам арабским. Ни одно мусульманское государство не является значимым фактором в международной политике, а такая сетевая структура как исламистское сообщество является самым значимым фактором в международной политике.

То есть Украина, которая всегда тяготеет к анархии, децентрализации, дисперсности, объективно имеет преимущества перед жесткой архаичной централизованной структурой как Россия. И это преимущество будет увеличиваться с каждым годом.

Ольга Муранова, Киев
Источник: АМИ "Новости-Украина"



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх