Обычно причины хронической бедности тех или иных стран объясняются двумя способами. Первая теория гласит, что подобные государства не обладают "стартовым капиталом", необходимым для того, чтобы начать нормально развиваться, а кредиты приводят только к увеличению долгов. Исходя из этого, бедным государствам следует помогать путем предоставления им экономической помощи и списания долгов.
Вторая теория предполагает, что главной причиной бедности государства является плохое правительство. Коррумпированные чиновники и политики заинтересованы в личном, но не общественном процветании. В результате, международная помощь не достигает своей цели, поскольку попадает в карманы местной элиты, а не нуждающихся. Поэтому, чтобы бедное государство выбралось из нужды, требуется обязательное проведение комплексных реформ и лишь после этого - экономическая помощь.
Фисман и Мигел предложили третью теорию. Они объясняют бедность государств склонностью их жителей к традиционному насилию и несоблюдению законов.
Авторы обратили внимание, что уровень насилия в Африке резко возрастает в периоды засухи и голода. Логика здесь простая: когда крестьянин не в состоянии заниматься сельским хозяйством - резко увеличивается вероятность того, что он выйдет на большую дорогу, чтобы ограбить ближнего. Рост числа грабежей лишает смысла работу других крестьян и сокращает размеры инвестиций (к примеру, никто не строит новый дом, опасаясь, что он будет ограблен или сожжен). Таким образом, возникает замкнутый круг: голод порождает насилие, а насилие - голод.
Традиционно считается, что от насилия более всего страдают многонациональные государства - разные этносы таким образом воюют за влияние. Однако показательно, что население Сомали исповедует одну религию и принадлежит к одной этнической группе - тем не менее, насилие там не останавливается уже несколько десятилетий. По мнению Фисмана и Мигела, этот парадокс объясняется воздействием засух.
Таким образом, по логике Фисмана и Мигела, в бедных государствах существует древняя традиция насилия и несоблюдения закона, в том числе, проявляющегося в распространении коррупции.
Именно этим авторы книги объясняют следующий феномен: полиция Нью-Йорка, где расположена штаб-квартира ООН, регулярно штрафует иностранных дипломатов за парковку в неположенном месте. Однако полиция не имеет права взимать эти штрафы, так что парковка оказывается для нарушителей бесплатной, в то время, как для обычных жителей Нью-Йорка ее стоимость может достигать $500 в месяц. Наиболее это нарушение распространено среди дипломатов, представляющих государства, где коррупция стала нормой жизни.
Вторая теория предполагает, что главной причиной бедности государства является плохое правительство. Коррумпированные чиновники и политики заинтересованы в личном, но не общественном процветании. В результате, международная помощь не достигает своей цели, поскольку попадает в карманы местной элиты, а не нуждающихся. Поэтому, чтобы бедное государство выбралось из нужды, требуется обязательное проведение комплексных реформ и лишь после этого - экономическая помощь.
Фисман и Мигел предложили третью теорию. Они объясняют бедность государств склонностью их жителей к традиционному насилию и несоблюдению законов.
Авторы обратили внимание, что уровень насилия в Африке резко возрастает в периоды засухи и голода. Логика здесь простая: когда крестьянин не в состоянии заниматься сельским хозяйством - резко увеличивается вероятность того, что он выйдет на большую дорогу, чтобы ограбить ближнего. Рост числа грабежей лишает смысла работу других крестьян и сокращает размеры инвестиций (к примеру, никто не строит новый дом, опасаясь, что он будет ограблен или сожжен). Таким образом, возникает замкнутый круг: голод порождает насилие, а насилие - голод.
Традиционно считается, что от насилия более всего страдают многонациональные государства - разные этносы таким образом воюют за влияние. Однако показательно, что население Сомали исповедует одну религию и принадлежит к одной этнической группе - тем не менее, насилие там не останавливается уже несколько десятилетий. По мнению Фисмана и Мигела, этот парадокс объясняется воздействием засух.
Таким образом, по логике Фисмана и Мигела, в бедных государствах существует древняя традиция насилия и несоблюдения закона, в том числе, проявляющегося в распространении коррупции.
Именно этим авторы книги объясняют следующий феномен: полиция Нью-Йорка, где расположена штаб-квартира ООН, регулярно штрафует иностранных дипломатов за парковку в неположенном месте. Однако полиция не имеет права взимать эти штрафы, так что парковка оказывается для нарушителей бесплатной, в то время, как для обычных жителей Нью-Йорка ее стоимость может достигать $500 в месяц. Наиболее это нарушение распространено среди дипломатов, представляющих государства, где коррупция стала нормой жизни.