,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Бюджетный флот
  • 2 декабря 2008 |
  • 20:12 |
  • Vitail |
  • Просмотров: 14006
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
0
О намерении строить собственные корабли класса "корвет" президент Украины Виктор Ющенко объявил во всеуслышание в прошлом году, хотя предварительно такое решение было принято еще в 2006-м. Из уст главы государства прозвучало и другое обещание: ежегодно увеличивать оборонный бюджет на 20-25 процентов, в том числе - в интересах Военно-морских сил.

Последнее худо-бедно выполняется. Только за прошедшие 4 года расходы на перевооружение украинской армии увеличились в 14 раз. А в 2009-2011 годах Министерство обороны планирует израсходовать на оружие 2,4 миллиарда долларов. В 2009 году затраты на модернизацию, закупку новых вооружений и военной техники должны составить 600 миллионов долларов, в 2010 - около 800 миллионов, а в 2011 - около 1 миллиарда.

Цифры, на первый взгляд, внушительные. Хотя для страны с почти 50-миллионным населением и к тому же на протяжении многих лет стремящейся в НАТО, они весьма и весьма скромные. Тем более что, согласно оценкам экспертов Донецкого национального университета, полноценное переоснащение украинского войска по стандартам Североатлантического альянса обойдется примерно в 27 миллиардов долларов. Это более половины бюджета страны за 2008 год. Несложно подсчитать, что такими темпами адаптироваться к новым стандартам Украина сможет разве что лет через 20-30. И то лишь в том случае, если не будет и дальше "проедать" свое оружие.

Если же говорить конкретно про флот, то всем, что она сегодня имеет, Украина обязана советскому наследию, от которого так рьяно старается откреститься. Адмирал Владимир Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом, заявил недавно в интервью "Российской газете", что после раздела флота Украине досталось около 30 боевых кораблей. На официальном сайте ВМС Украины приводится более точная цифра - 43 боевых корабля (по состоянию на 1997 год, когда раздел Черноморского флота был окончательно завершен), а также 132 небольших судна и катера.
Реально же, по утверждениям СМИ, сегодня только 4 украинских боевых корабля находятся в строю. Это флагман ВМС "Гетьман Сагайдачный", большой десантный корабль "Константин Ольшанский", а также корветы "Луцк" и "Тернополь". Кораблей дальней морской зоны в украинском флоте фактически нет, но поскольку показывать свою морскую мощь будущему члену НАТО необходимо, в международных учениях задействуют то, что есть. Причем, нередко просто от безысходности, за неимением альтернативы.

О том, в каком состоянии в большинстве своем находятся украинские корабли, говорить излишне. Тот, кто хотя бы раз бывал в Севастополе и имел удовольствие прокатиться на катере или лодке по заливу вблизи пришвартованных судов, наверняка заметил, что отличить украинский флот от российского можно даже не глядя на флаги. Украинские корабли, как правило, даже визуально выделяются из общей массы своей запущенностью, изъеденными ржавчиной бортами и, можно так выразиться, чем-то напоминают старенькие "Запорожцы" и "Жигули" в сельской местности.

Впору еще раз удивиться этому, поскольку, по словам члена Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николая Тулаева, в советское время Украина обладала прекрасной кораблестроительной и ремонтной базой. В Николаеве, Херсоне, Керчи, Феодосии когда-то делали большие корабли, в том числе авианосцы. Теперь же Киев, как считает Тулаев, попросту "неспособен самостоятельно даже поддерживать национальный флот".

Вполне резонно на сей счет задаться вопросом - что же стало с доставшимся Украине советским "наследством"? Да ничего хорошего. Из 30 с лишним кораблей, согласно упоминающейся в СМИ статистике, их осталось 28, включая одну-единственную дизельную подводную лодку 1970 года выпуска, которая находится в плачевном состоянии. Хотя реально выйти в море сможет теперь разве что каждый третий корабль, не говоря уже про серьезные боевые операции.

В статье, опубликованной на сайте независимого украинского аналитического агентства "Главред", севастопольский журналист Алексей Бессарабов утверждает следующее. Одним из первых после завершения в 1998 году докового ремонта был продан на металлолом фрегат "Николаев". Отремонтированный танкер "Макеевка" сбыли иностранной компании за цену примерно в 10 раз меньше реальной рыночной стоимости. Также за символическую стоимость пошло с молотка судно комплексного снабжения "Керчь". Фрегат "Днепропетровск" и корвет "Херсон" были выведены из состава ВМС и отправлены на утилизацию. Пошел на металлолом и фрегат "Севастополь", который в свое время рассматривался в качестве претендента на роль флагмана украинского флота. В ремонт большинства из этих кораблей официально были "вбуханы" весьма значительные средства. Хотя теперь уже никто не разберется, действительно ли они пошли по предназначению
Справедливости ради стоит сказать, что ставить в упрек плачевное состояние украинского флота нынешней украинской власти несправедливо. Апогей этого процесса Виктор Ющенко застал разве что в качестве премьер-министра и вряд ли мог на что-то существенно повлиять. Потому сегодняшнее желание Киева возродить ВМС Украины выглядит более чем похвальным. Тем более что прямо под носом украинских властей базируется Черноморский флот России, не в пример коллегам действительно боеспособный. Только вот способы, которые пытается выбрать для этого пошатнувшаяся от разногласий "оранжевая" коалиция, вызывают сомнения.

Первый из них, заключающийся в желании Украины поживиться дармовым американским "сэконд-хэндом", кажется перспективным и реалистичным. Правда, только на первый взгляд. США действительно пообещали подарить Украине какое-то количество кораблей. Однако сколько и каких именно, уточнено не было. По мнению эксперта Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, которое он высказал в интервью РБК daily, речь может идти о нескольких фрегатах класса Oliver Perry. Конструкция этих судов была признана не слишком удачной, и американцы, по выражению эксперта, "распродают и раздаривают их направо и налево". Действительно, из 51 фрегата класса Perry, поступившего на вооружение ВМС США, более 20 уже проданы или подарены флотам Турции, Египта, Бахрейна и Польши.

Очевидно, что оказать большое влияние на боеспособность украинского флота "шефская помощь" вряд ли сможет. Тем более, как утверждают специалисты, что американские корабли в силу возраста и состояния смогут прослужить максимум от 3 до 7 лет, в зависимости от времени передачи. Причем на саму эту процедуру уйдет минимум несколько лет, и за это время украинские военные могли бы добиться финансирования национальной программы.

О последнем как раз и объявил на этой неделе директор Агентства оборонных новостей Сергей Згурец. Запустив и разбазарив советское наследство, Украина, наконец, опомнилась и решила стать великой морской державой, строящей собственные боевые корабли. Впрочем, украинскими эти корветы будут только частично, поскольку в проекте также должны участвовать французские, немецкие, итальянские и голландские компании. А Министерство обороны Украины так и вовсе заявило о целесообразности строительства кораблей за рубежом, что уже вызвало гневную реакцию председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолия Гриценко.
В свете последних событий данная инициатива выглядит более чем смелой. Тем более что финансовое положение Украины ощутимо пошатнулось под влиянием глобального экономического кризиса. "На поддержание экономической и финансовой стабильности" эта страна даже вынуждена была попросить у МВФ кредит на сумму 16,5 миллиарда долларов, или примерно треть собственного годового бюджета. Часть этих средств, надо полагать, пойдет на досрочные выборы Верховной Рады, от которых окончательно перессорившиеся "союзники" уже вряд ли откажутся. Что-то придется пустить на хлеб насущный. Причем не только для армии.

Останутся ли в таком случае средства на строительство корветов и воплотятся ли в итоге амбициозные планы в жизнь - весьма спорный вопрос. Иностранные специалисты, которых планируют привлечь к участию в проекте, уж точно не будут довольствоваться многочисленными извинениями Юрия Еханурова по поводу вынужденных задержек оплаты оборонного заказа. Сытость украинского солдата иностранных партнеров явно волнует меньше, чем своих судостроителей.

И тут, как ни прискорбно, украинским морякам остается разве что одно: по примеру капитана Хабарова из "Казенной сказки" самим попробовать обеспечить себя провиантом. Ежели на картошку тратиться не придется, то, быть может, и на корветы деньги останутся...



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх