,


Наш опрос
За последние 30 лет ваша жизнь в Украине
Улучшилась
Изменилась, но не особо заметно
Ухудшилась
Я покинул Украину
Я не проживал в Украине последние 30 лет


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов
0
Тысячи километров автодорог, мосты, заводы, восемь предприятий нефтедобывающей промышленности, газопроводы, учебные заведения – начиная с 1960-х, СССР построил в Афганистане 142 экономических и инфраструктурных объекта.

Строительство многих из них было завершено еще до ввода советских войск в декабре 1979-го. Советский Союз вкладывал огромные средства в экономику этой восточной страны.

В 2006-м Россия, правопреемница СССР, реструктурировала долг Афганистана в 11 миллиардов долларов. Раздираемое войной государство просто не могло его выплатить. Позднее Кабул обратился к Москве с просьбой восстановить ряд наиболее важных советских объектов.

Sputnik рассказывает историю советско-афганских строек и показывает, в каком состоянии эти объекты сегодня.

Мост "Дружба" – "Пули Дусти"

"Пули Дусти" или "Хайратон" известен во всем мире – именно по этому мосту с 15 мая 1988 выводились советские войска. Вывод был закончен 15 февраля 1989, когда через переправу проследовали последние подразделения.

Этот железнодорожно-автомобильный мост через Амударью позволяет провозить грузы из узбекистанского Термеза в Мазари-Шариф, второй по величине город Афганистана. Это единственная артерия, связывающая Афганистан и Узбекистан. Длина объекта – 816 метров. Сегодня по нему проходят все грузы с севера Афганистана – около половины экспорта страны.

Советские специалисты начали строительство постоянной переправы между портами Термез и Хайратон после ввода войск СССР в Афганистан, в начале 1980-го. Шестнадцатый отдельный понтонно-мостовой полк 25 декабря 1979 навел понтонный мост через Амударью. По нему переправлялись части 40-й армии. На станции Хайратон была сооружена крупная перевалочная база советских подразделений.

Одновременно строилась четырехкилометровая железнодорожная ветка до Хайратона. Через мост также были проложены трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов. Первые военные и гражданские грузы отправились из Узбекистана в Афганистан уже спустя два года, весной 1982. На церемонии открытия присутствовал генеральный секретарь ЦК НДПА Бабрак Кармаль.

В июле 1997-го после захвата провинции Балх талибами, движение по мосту было прекращено. Открыть "Пули Дусти" удалось лишь после их разгрома в этом регионе в 2001-м. Первоначально разрешалось провозить по нему только гуманитарные грузы, медикаменты и продукты питания. Сейчас ограничений по движению грузов нет.

В ноябре 2010-го Узбекистан завершил строительство железной дороги Хайратон - Мазари-Шариф, связавшей пограничную станцию с центром провинции Балх. В 2017-м по афгано-узбекскому соглашению мост "Дружба" был реконструирован.

Тоннель Саланг

Перевал Саланг находится на границе провинций Баглан и Парван в 90 километрах от Кабула. Сегодня этот тоннель протяженностью 2,6 тысячи метров пропускает до десяти тысяч автомобилей в сутки.

Строительство началось в 1958-м – основные работы производили специалисты "Московского метростроя" по советскому проекту. В СССР они имели наибольший опыт прокладки подземных путей. Прокладывая горный коридор, строители взрывали горные породы, а затем облицовывали проход бетоном. Для защиты порталов от лавин были построены галереи.

На открытии объекта 2 сентября 1964 присутствовали председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин и король Афганистана Захир-шах. Позднее сквозь тоннель были проложены два трубопровода.

В годы присутствия войск СССР в Афганистане Саланг стал одной из главных линий коммуникаций 40-й армии. В районе перевала постоянно шли бои с отрядами моджахедов Ахмад Шаха Масуда. Его отряды ежедневно обстреливали порталы горного коридора.

После вывода войск СССР из Афганистана, объект контролировался отрядами "Северного альянса" (объединение ряда полевых командиров северного Афганистана – ред.). Саланг был взорван в 1998-м, восстановление началось уже после поражения талибов в конце 2001-го силами российской и французской экспедиций. Тоннель был открыт 19 января 2002 и 20 января пропустил первый автомобильный конвой МЧС РФ с гуманитарным грузом.

Правительство Афганистана с 2012-го разрабатывает проект строительства второго тоннеля протяженностью 12 км в южной части перевала Саланг. В 2017-м австралийская компания Smeck Consultants выиграла конкурс на разработку проекта и технико-экономического обоснования проекта нового горного корридора.

ГЭС Наглу

Наглу стала одной из крупнейших электростанций в Афганистане и главным поставщиком электроэнергии в Кабул. Она оснащена четырьмя гидроагрегатами, мощность составляет 100 МВт. ГЭС расположена в сорока километрах к востоку от афганской столицы на реке Кабул, плотина образовывает водохранилище.

Строительство началось в 1960-м, и уже спустя семь лет были запущены гидроагрегаты. Гидроэлектростанция была возведена по проекту института "Гидропроект" (советская, а затем российская организация – ред.), работы велись объединением "Технопромэкспорт" (с 2009-го входит в состав ГК "Ростехнологии" – ред.).

В годы войны Наглу охранялась войсками СССР. После 1989-го ее контролировали отряды командира моджахедов Гульбеддина Хекматиара, с приходом к власти талибов гидроэлектростанция перешла в их руки. Талибы сохранили технический персонал, однако из-за отсутствия запчастей и ремонта к 2010-му работали только два гидроагрегата из четырех.

После падения власти талибов, правительство Афганистана стало искать способы преодоления энергетического кризиса в столице. В 2005-м афганские электростанции – Наглу, Махи-Пар и Сароби – не выдавали необходимого количества электроэнергии из-за снижения стока реки Кабул, и только ГЭС Наглу могла работать круглогодично. В столице Афганистана только 5% населения могли использовать электроэнергию.

Восстановительные работы на двух неработающих гидроагрегатах начались в 2007-м. Контракт афганские власти подписали с российской компанией "Технопромэкспорт", финансирование проводилось на средства Всемирного банка, который выделил правительству Афганистана 32,5 миллиона долларов.

В 2010-2012 годах были запущены два отремонтированных гидроагрегата и заменены трансформаторы. В январе 2016 Всемирный банк выделил еще один грант на 83 миллиона долларов на дальнейшую модернизацию.

Политехнический университет Кабула

В 1960-х советские специалисты построили в Кабуле еще один стратегический объект: политехнический университет, рассчитанный на 1,2 тысячи студентов. На реализацию этого проекта СССР потратил внушительную по тем временам сумму: более 6 миллионов рублей.

Сегодня в Кабульском политехническом университете учатся более четырех тысяч студентов и работают около двухсот преподавателей.

Это престижное высшее учебное заведение, ведущий технический вуз Афганистана. Единственный вуз страны, где главный иностранный язык – русский.

Университет называют островком советской культуры. Большинство преподавателей – выпускники советских вузов, русский язык изучают около 70% студентов. Учащиеся используют русско-персидские словари, чтобы подготовиться к лекциям и семинарам.

Здесь открыты восемь факультетов, в том числе строительный, электромеханический, геологический и автостроительный.

Во время войны в университетскую библиотеку попала бомба, многие книги сгорели, и теперь вузу не хватает учебных материалов. Студенты до сих пор используют старые советские учебники. Здание отремонтировано, но нет необходимого оборудования для выполнения практических работ.My Webpage


Последняя советская оккупация. Афганистан


-->


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх