,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


О геноциде в отношении коренных народов Урала в 30-х годах
  • 1 марта 2013 |
  • 21:03 |
  • Alive |
  • Просмотров: 1691
  • |
  • Комментарии: 4
  • |
-8
Наконец, последняя - и самая малоизвестная - страница в истории национального сопротивления на Урале связана с трагедией, разыгравшейся в 20-30 годы на земле обских угров - ханты и манси. Здесь есть своя предыстория.

Угры - древнейшее коренное население Северного Урала. Почти все географические названия севернее Екатеринбурга - угорские: Нейва, Таватуй, Тагил, Кушва, Каква, Сылва, Сосьва, Ивдель, Оус, Пелым. История контактов русских с уграми насчитывает более тысячелетия - начиная с Господина Великого Новгорода. В освоении Урала - От Строгановых и Ермака до петровской эпохи - роль угров всегда весьма заметна. Известен, к примеру, такой исторический (обросший легендами) факт, как открытие крещёным манси Степаном Чумпиным Гороблагодатского железорудного месторождения (он указал его Татищеву, за что - по легенде - был принесён в жертву языческим богам ).

И за всю эту долгую историю практически неизвестны случаи длительного вооружённого противостояния угров русским - даже во время ермаковского похода Угры один из первых в Сибири выказали Ермаку лояльность. Конечно, не всё было так идиллично: и новгородцы жгли городки "югры", и отряды остяцких и вогульских князей в составе войск сибирского хана Кучума атаковали форпосты Строгановых, и войска князя Семёна Курбского по повелению Ивана III вооружённой рукой приводили к покорности угорских владык (последние стойко сопротивлялись, за что заслужили от москвичей прозвище "кровавая самоядь"), и Борис Годунов - рукой царя Фёдора - повелевал "приманить Пелымского князя Аблегирима, да сына его, да племянников его, да внучат всех и лучших людей его, да, приманив, извести до смерти" (что и было исполнено в точности). И всё-таки настоящей непримиримой вражды не было.

Я об этом пишу стол подробно, чтобы оттенить совершенно небывалый в истории этих народов факт - их активное участие в гражданской войне, причём в основном на стороне белых. В чём же тут дело? Причин, на мой взгляд, несколько.

Во-первых, угры ещё с XVII века, со времён вхождения под русскую корону, имели на Северном Урале свои автономии. Так, ханты на современном Тюменском Севере создали Кодское, Ляпинское и Обдорское княжества , а манси объединились в Кондинское княжество со столицей в Ивделе - об этом ещё в "перестроечные" времена писал на страницах центральных газет известный пиатель-манси Юван Шесталов. По его словам, "даже такой деспот, как Николай I, не покусился на мансийскую автономию". Да, где уж там Романовым тягаться с большевиками - те ликвидировали государственные (да-да!) образования угров, не моргнув глазом. Думали, с "отсталыми" сибирскими инородцами сойдёт. И просчитались...

Во-вторых, и это главное, северные народы в царской России пользовались целым рядом законодательных привилегий, принятых ещё в XVII веке. Они не служили в армии, не платили налогов (кроме необременительного "ясака" пушниной), их нельзя было ни под каким видом казнить - даже если они совершили преступление или подняли восстание (а кто при таких привилегиях захочет восставать?). Результатом всего этого было фактическое сохранение традиционного уклада жизни аборигенов. Нет, конечно, их и обворовывали купцы, и притесняла местная администрация, и всё-таки их жизнь шла привычно.

Всё это советская власть, естественно, похерила как "неравноправие" и "угнетение". Результат сегодня известен: привычная структура бытия северных аборигенов разрушена до основания, они спиваются и вымирают. Вот почему тогда взялись за оружие и угры, и якуты, и хакасы, и буряты, и ненцы.

А чукчи - те протестовали пассивно: все, наверное, помнят дурашливый фильм "Начальник Чукотки", где, по сюжету, предприимчивый американец мистер Стентон, начхав на советскую власть, торгует с чукчами. Не все знают, что история сия - документальная. Этот предприниматель - его настоящая имя Олаф Свендсен, он был этнический швед - продолжал свой бизнес на побережье Берингова моря до... 1932 года, несмотря на официальные запреты советской власти. Это могло быть только потому, что чукчи были заинтересованы в этой торговле и предпочитали её "достижениям социализма". Но им, конечно, помогала удалённость от центра (и от карающей руки ОГПУ).

У угров такой возможности не было просто по причинам географического порядка: Урал - не Чукотка, не спрячешься... Выход один - браться за винтовку.

И они взялись. Сейчас почти никто не помнит о том, что угры не только сражались за "белое дело", но и продолжали сопротивление даже после того, как красные "на Тихом океане свой закончили поход". С 1918-го и практически по начало 30-х годов на Севере от Урала до Таймыра полыхала так называемая "мандолада" - всеобщее (то затухающее, то вспыхивающее вновь) антисоветское партизанское движение ханты, манси, селькупов и ненцев. Все эти народы приняли самое активное участие и в массовом восстании в Сибири и в Зауралье в 1921 году. Легендой, фольклором стал среди народа ханты участник "мандолады", руководитель партизанской борьбы с красными, колчаковский поручик, крестьянин из Сургута Леонид Липицкий: он провоевал с карателями НКВД до... 1944 года! А в 1932 году ханты с оружием в руках массово поднялись против советской власти - началось Кизимское восстание. Тогда земли обских угров в административном отношении подчинялись не Тюмени (как сейчас), а Свердловску - угры называли его "Катерины-Царицы-город". И именно из Свердловска направлялись на север карательные войска. Что они там творили - путь лучше за меня скажут слова хантыйской народной песни:

И кто был рулей сражён.

И кто был огненным камнем (гранатой - Д. С.) разорван.

И кто был осиновой дубиной-колотушкой забит.

И кто был на допросе замучен.

Никто до тюрьмы-лагеря не дожил...

Мне добавить нечего. Кроме, пожалуй, следующего: можно встретить в мемуарной литературе упоминания о разных народах, чьи представители пополняли ГУЛАГ. В. Шаламов, например, пишет о массовой гибели якутов на Соловках. Но нигде мне не удалось отыскать упоминания о заключённых-уграх: воистину - никто не дожил... И когда сейчас можно встретить утверждения о том, что имеет место изменение демографического и этнического облика Тюменского Севера (и Свердловского тоже), помните: это результат не только нефтяного бума позднекоммунистических времён, как иногда это объясняют. Это ещё и последствия геноцида 30-х годов.

Сейчас, когда мы видим на экранах телевизоров и на первых полосах газет информацию о национальных конфликтах в РФ (иногда катастрофических, как в Чечне), не стоит забывать: ядовитые семена трагедий были посеяны тогда, в страшные годы гражданской войны. Именно тогда, с одной стороны, были упрятаны вглубь метастазы нерешённых национальных конфликтов ещё имперской, дореволюционной закваски, а с другой - обильно пролитая кровь осталась в памяти всех народов, по головам которых прошло Красное Колесо.

Об этом необходимо помнить. И не тешить себя иллюзиями, что, если не помним мы, то и не помнит никто. Это не так! "Пепел Клааса стучит в сердце" потомков убитых, и долг тех, на ком лежит тяжкая ответственность принимать решения за многих - не забывать это. Хотя бы для того, чтобы всё то, о чём повествует эта глава, навсегда перешло в разряд истории и никогда не появлялось перед нашими глазами в качестве вечерних новостей голубого экрана...

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх