,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Формулы русской идеи(Часть 2)
  • 8 мая 2012 |
  • 09:05 |
  • anhy |
  • Просмотров: 804
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
0
....Продолжение.

Сегодня недавние теоретики классовой борьбы видят всюду национальные отличия, даже там, где их нет, отрывают одну часть народа от другой. Н. Лосский, осуждая украинских сепаратистов, писал в свое время: "...Чувствуется как нравственно предосудительное – предпочтение ими провинциальных обособленных ценностей совместному творчеству всех трех ветвей русского народа, создавшего великую державу с мировой культурой. Сама замена многозначительного имени Малороссия именем Украина (то есть окраина) производит впечатление утраты какой-то великой ценности: слово Малороссия означает первоначально основная Россия в отличие от приросших к ней впоследствии провинций, составляющих большую Россию" (50). Иван Ильин писал: "Мы должны быть готовы к тому, что расчленители России попытаются провести свой нелепый и враждебный опыт и в послебольшевистском хаосе, обманно выдавая его за высшее торжество "свободы" и "федерализма" российским народам и племенам на погибель, авантюристам, жаждущим политической карьеры, на процветание, врагам России на торжество" (51). Ильин при этом уверен: "Россия не погибнет от расчленения, но начнет воспроизведение всего хода своей истории заново" (52).

Большая Россия – это Великороссия, Малороссия, Белоруссия. Есть еще Червонная Русь, о которой в энциклопедическом словаре сказано, что это всего лишь "историческое название Галиции в зарубежных источниках ХVI – ХIХ веков". Но за Карпатами живут люди, которые и сегодня продолжают считать себя русскими: депо, видимо, не в источниках, а в истоках. Кстати, зарубежный источник ХХ века – энциклопедический словарь Брокгауза 1927 года сообщает, что русские состоят из великороссов, малороссов, белорусов и русин – обитателей Галиции и Прикарпатья. Русины – такого слова нет ни в одном нашем справочнике, разве что в этимологическом словаре русского языка, составленном немцем Фасмером.

Итак, русские в узком значении слова – это великороссы, в широком – совокупная Русь.

О неразрывном коренном единстве русских народов свидетельствует история казачества. Запорожцев Карамзин называл "малороссийские казаки". Пополнялась Сечь и выходцами из Московии. Но вот Екатерина II перевела сечь на Кубань, то есть в Новороссию, которая являлась частью Великороссии. Остались ли казаки украинцами? Мои предки – кубанские казаки считали себя великороссами. Русь изначально возникла как многонациональное государство, как братство народов не только славянских, не только христианских. Раздвигались границы (иногда с помощью оружия), но никто из присоединенных народов не был ущемлен в правах. Сохранялась традиционная культура, уважались верования и каждому представлялась возможность преуспеть в любой области.

Татарские военачальники занимали крупные посты в русской армии, грузин Багратион – великий русский полководец; во главе русской церкви стоял мордвин Никита Минов (патриарх Никон); армянин Лорис-Меликов занимал высший государственный пост империи, а немецкая принцесса Софья фон Цербст стана русской царицей Екатериной Алексеевной.

Новая Русь на древних устоях

Сегодня родина в беде. Как и три с половиной века назад, Россия ввергнута в смуту. Народ бедствует, страна расчленена и подавлена иноземцами и мнимыми русскими (говорят и пишут по-русски, а мыслят и ведут себя как враги России). В ходу иноземные деньги, на экране – чужая речь. Преступно расточаются наши богатства. Живем, как в условиях оккупации. Чего фашисты не добились силой оружия, навязано нам силой денег и антинациональной политикой. Люди озлоблены и развращены.

Уместно ли в этих условиях вспоминать о русской идее? Рассуждать о всемирном единении и космическом преображении человечества, когда повсюду льется кровь и многие живут за гранью нищеты? Какая там всемирная отзывчивость, когда не отзываются на призывы помочь в беде и восстановить справедливость!

И все же, кто во мраке ночи не стремится к солнечному свету? Я напомнил о смуте XVI века с тем, чтобы наглядно предстала и картина ее преодоления. Только силою национального единства и соборного согласия Россия выздоровела тогда и стала могучей державой. Так должно быть и теперь. Именно так понимал русскую идею И. Ильин. Он указал на актуальный патриотический смысл ее в современных условиях. До космического преображения человечества далеко, а спасать Россию нужно сегодня. Спасти Россию может только национальное возрождение и сплочение. Нас много. Мы – большинство в стране. Неужели нам не найти общую программу действий? Мы – русские. Россия – это не только Великороссия, Малороссия и Белоруссия, но также и Новороссия, Червонная Русь, казачьи земли на юге и востоке, земли, освоенные русским трудом и не уступленные по договору другому государству (как была продана Аляска). Все территориальные акты коммунистов и посткоммунистов, искромсавшие Россию, незаконны и недействительны.

Русская нация полиэтнична, имеет много корней. Поэтому она так многочисленна. Русская нация вообще – не родство "по крови", важно здесь – не происхождение, а поведение, тип культуры. Русским можно не родиться, важно стать. Но вовсе не обязательно становиться. В России множество народов, но русских всегда отличала национальная терпимость, именно она превратила Россию в мощное государство, каким была наша страна в течение веков. Хватит болтать об отсталости России! Наша родина была цветущей страной, опорой европейской культуры. Кто кормил Европу хлебом? Кто дал Европе лучшую литературу? Кто спас Европу от нашествий Наполеона и Гитлера? Русских славили – в начале прошлого века немцы, французы – в середине нынешнего. Так проникнемся же гордостью за нашу родину, возлюбим ее, сделаем все для ее возрождения.

В русской идее нет стремления утвердить свою исключительность и покорить другие народы. Социальные порядки, насаждавшиеся Сталиным от имени русского народа и силою русского оружия, противоречили духу русской культуры и историческим традициям России. Пришла пора вернуться к истокам. Что нужно для этого?

Необходимо прежде всего возродить единое национальное самосознание, истребленное, задавленное, опозоренное и униженное коммунистами и посткоммунистами. Необходимо возродить уверенность русского народа в своих силах, в способность самим устроить свою жизнь, охраняя и развивая собственную самобытность. Русская философская мысль, изгнанная на многие десятилетия из нашего обихода, возвращается к нам сегодня как путеводная звезда, призванная вывести нас из мрака и запустения. Не признавать ее значения сегодня невозможно. Задача состоит в более глубоком ее освоении и дальнейшем развитии.

Другая важнейшая задача – укрепить государство. Государство – воля нации, пробуждающая, организующая ее материальные и духовные силы. Самым большим пороком для государства является слабость. Россия всегда была сильна своим государством. На нас без конца нападали; отбивалось государство, оберегая независимость и свободу. Казаки раздвигали пределы русской земли. Но всегда сохраняли верность престолу и вере, знали, что за их спиной стоит держава, оплот которой составляет русская нация. Русские не создавали колоний, не уничтожали местное население; возникали новые края с равными правами. Русскому государству по писаной истории – тысяча лет, на самом деле оно много старше. Наш долг перед предками – не допустить развала России, воссоздать национальную государственность.

Какую форму правления нам избрать? Есть среди нас сторонники монархического строя, о преимуществах которого сказано в начале книги. Есть сторонники социалистического выбора, убежденные в том, что после 1917 года ошибочно был избран путь насилия, а направление указано верно. Есть народоправцы, сторонники демократии. Не станем в спорах растрачивать силы, сейчас главное – национальное сплочение в духе той соборности, которую вынашивали теоретики русской идеи. В конце концов внешние формы государства не определяют его сущность. Последняя проявляется в том, как государство оберегает национальные интересы, действует ли оно на пользу или во вред народу. Нищий народ – укор правительству. Пусть народ сам решит вопрос, какую форму правления установить в России, как управлять страной.

Гражданином России является каждый, кто связал себя с судьбой родины, кто считает себя россиянином независимо от национальности, родного языка и вероисповедания, кто, достигнув совершеннолетия, назвал себя россиянином. Наши соотечественники за рубежом при их желании обладают всеми правами граждан России.

Россия – не националистическое и не нацистское государство. Все нации равны, ни одна не имеет преимущественных прав на территории России. Каждая нация имеет право развивать свою культуру, иметь школы на родном языке, прессу, литературу, театр. Но не более того: государство должно быть единым, делиться по территориальному признаку (области или губернии). Русское государство не вмешивалось в частную жизнь. Подобное вмешательство называется тоталитаризмом и заведено было у нас Лениным, Троцким, Сталиным. Но государство и не просто цепной пес у порога, лишь охраняющий спокойствие дома, как считают либералы. Государство разумно устраивает общественную жизнь: регулирует экономику, проявляет заботу о занятости, обеспеченности, здоровье населения, его просвещении. Государство охраняет собственность – частную, общинную, общенациональную (все три вида собственности имеют право на существование, каждая должна выявить свои преимущества).

Православная религия – стержень русской культуры. Православная церковь — единственный социальный институт, оставшийся в России неизменным на протяжении тысячи лет. Без веры нельзя: обожествляют вождей и материальные блага, мнимые русские насаждают эту псевдоверу. Истинно русский человек, даже атеист (двум поколениям русских людей прививали безбожие), тянется к национальным святыням, а, следовательно, и к православию. Русская идея укоренена в православии, но говорит философским языком, а поэтому доступна человеку рационалистически мыслящему.

Век ХХ-й оказался губительным для России. Большевизм и борьба с фашизмом оплачены в первую очередь русской кровью. Нынешний сатанизм – тяжелейшая беда, но путь к спасению обозначен. Если верить О. Шпенглеру, ХХI век принадлежит христианству Достоевского. Таков путь нашей надежды, надежды на возвращение к духовным истокам.

Постсовременность являет собой не похоронный звон, а благовест, возвещающий возрождение утраченного.


Гулыга Арсений Владимирович (29.04.1921—10.07.1996)


Литература:

(1) Янов А. Русская идея и 2000 год. Нью-Йорк, 1988, с. 321. На обложке книги – карикатурное изображение православной иконы: нимб святого выкроен из советского герба; в глазах автора "русская идея" – программа экспансии, где церковь и власть действуют заодно.
(2) Хорос В. Русская идея на историческом перекрестке. "Свободная мысль,, 1992, № 6. с, 36.
(3) "Новый мир". 1993, №1, с. 9.
(4 ) "Вопросы философии", 1994 Хо 1, с. 66 и 72.
(5) Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч., т. 18, с. 37.
(6) Соловьев В. С. Соч. в 2-х гг., М., 1989, т. 2, с. 24б. О русской национальной идее как воплощении христианского идеала писал Вяч. Иванов (См. Иванов Вяч. Разное и вселенское. М., 1994, с. 371). О православных корнях русской идеи см. Аксючиц В. Бог и отечество – формула русской идеи. "Москва", 1993, № 1, с. 120 – 127.
(7) Бердяев Н. Русская идея. Париж, 1971, с. 96 и 202.
(8) Флоровский Г. Евразийский соблазн. "Новый мир", 1991 №1, с. 206.
(9) Достоевский Ф. Полн. собр. соч., т. 26. с. 131.
(10)Солоневич И. Народная монархия. М., 1991, с. 16.
(11) Бердяев Н. Русская идея, с. 6.
(12) Там же, с. 41.
(13) Iljin I. Wesen und Tigenart der russischen Kultur. Zuerich, 1944, S. 101. Ср. у Достоевского: "вроде Белинского: сначала решим вопрос о Боге, а уж потом пообедаем" (Неизданный Достоевский. М., 1971, с. 289).
(14) Iljin I. Op cit., S. 83.
(15) Бердяев Л. Русская идея. с. 48.
(16) "Свободная мысль", 1992, № 6, с. 46.
(17) Житие протопопа Аввакума. Иркутск, 1979, с. 166.
(18) Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1918, с. 16.
(19) Там же, с. 54.
(20) Лосский Н. Условия абсолютного добра. М., 1991, с. 246.
(21) "Еврейская газета", 1991, 12 марта.
(22) Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности."Вопросы философии", 1992 Хо 1, с. 55.
(23) "Столица", 1991 №27 (33), с. 63.
(24) Струве Н. Православие и культура. М., 1992, с. 181.
(25) Кант – Герцу, 21 февраля 1772 года.
(26) Хомяков А. Избранные сочинения. Нью-Йорк, 1955, с. 266.
(27) Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994, с. 20.
(28)Moehler J. A. Die einheit in der Kriche oder das Prinzip des Katolizismus. Darmstadt, 1957, S. 114.
(29) Бердяев Н. Русская идея, с. 166.
(30) Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994, с. 100 – 101.
(31) Трубецкой С. Собр. соч., т. 2. М., 1994, с. 498.
(32) "Gemeinschapht und Gerechtigkeit". Hrsg. von М.Brumlik und Н. Brunkhorst. Franrfurt/М., 1993, S. 10.
(33) Флоренский П. Сочинения. М., 1990, т. 2, с. 343.
(34) Ильин И. О грядущей России. Джорданвилл, 1991, с. 123
(35) Лосский Н. Условия абсолютного добра. М., 1990, с. 323.
(36) Розанов В. В. Среди художников. М., 1994, с. 347.
(37) Beta Katharina. Die russische Seele, Wien, 1988, S. 76.
(38) Ebenda, S. 104. "Если ныне любая церковь примет эти понятия. желанное церковное единство прийдет к нам" (там же, с. 159).
(39) Ильин И. О грядущей России. С. 105.
(40) Хомяков Д. Православие. Самодержавие. Народность. Монреаль, 1983, с. 152. Достоин внимания термин И. Солоневича "соборная монархия".
(41) Kant I. Akad. Ausgabe. Bd. VIII, S. 352.
(42) "Литературная учеба", М., 1991 № 3, с. 97.
(43) Ильин И. О грядущей России. С. 144.
(44) Там же, с. 147.
(45) Вышеславцев Б. Кризис индустриальной культуры, Нью-Йорк, 1982, с. 220
(46) "Литературная учеба", М., 1991 № 3, с. 98.
(47) Ильин И. О грядущей России. Джорданвилл, 1991, с. 266.
(48) Бердяев Н. Судьба России. М., 1918, с. 97.
(49) Булгаков С. Из размышлений о национальности. М., 1914, с, 3.
(50) Лосский Н. Воспоминания. Мюнхен, 1968, с. 15.
(51) Ильин И, О грядущей России, с. 177
(52) Там же, с. 180

http://www.ruska-pravda.com



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх