,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Труженники фронтовых дорог. Автомобиль"Студебеккер"
  • 12 апреля 2012 |
  • 10:04 |
  • Nabludatel |
  • Просмотров: 1406
  • |
  • Комментарии: 23
  • |
Труженники фронтовых дорог. Автомобиль"Студебеккер"


История появления «студебеккеров» на свете довольна любопытна. В предвоенные годы попытка как то стандартизировать многомарочный автомобильный парк американской армии не принесли заметных успехов. И только уже в разгар второй мировой войны, в 1940 году, были определены основные классы машин – 2,5-тонные, трехосные, со всеми ведущими колесами. Производство же их из-за различных бюрократических проволочек развернули лишь год спустя.

Для военно-морских сил и корпуса морской пехоты автомобили такого типа стала строить фирма «Интернэшнл Харвастер». А самый крупный заказ – оснащения сухопутных войск – достался корпорации «Дженерал Моторс» (сокращенно GMC), которой в те времена частично принадлежала чикагская фирма «Еллоу трак энд коуч». Ей и поручили выпуск трехосок. Производство машин началось с января 1941 года. Они базировались на узлах и агрегатах коммерческих грузовиков GMC и обозначались как тип СОЕ (сокращение от Cabine over engine – кабина над двигателем).

В сентябре того же года фирма подписала контракт и на производство грузовиков с обычной компоновкой, то есть с кабиной, расположенной позади двигателя, что, как известно, обеспечивает распределение веса по осям и, следовательно, более высокую проходимость. Вскоре спрос на автомобили намного превысил производственные возможности фирмы. Пришлось делится с другими. Выбор пал на известную фирму «Студебеккер».

Ее основали братья Генри и Клем Студебеккеры, выходцы из голландских поселенцев, еще в середине прошлого века организовали в США производство повозок для армии. Первые опыты с автомобилями фирма начала в 1987 году, а через семь лет наладила их серийное производство.

В середине 20-х годов фирма входила в первую десятку крупнейших производителей автомобилей, однако и в 30-е годы она еще не фигурировала в числе поставщиков армии США.

С началом второй мировой войны положение изменилось. Во француз кую армию была поставлена большая партия трехтонных «студебеккеров» серии К-30. А вскоре последовал заказ и на трехосные машины.

Эти армейские автомобили US-6, за выпуск которых фирма взялась в конце 1941 года, несколько отличались от машин GMC, прозванных «джимми», формой капота и крыльев. И, самое главное, на них установили совершенно другой двигатель – нижнеклапанный «Геркулес» JXD рабочим объемом 5,24 л вместо верхнеклапанного 4,42-литрового мотора GMC-270. Поэтому было решено основным грузовиком армии США сделать «джимми», а «студебеккеры», как не вполне стандартные, отправлять в армии союзников.

В 1943 году к выпуску «студебеккеров» подключилась еще одна фирма – REO, названная так в честь своего основателя, конструктора Р. Е. Олдса.

Всего за годы войны выпустили свыше 197 тысяч грузовиков типа «студебеккер»; большое количество их было поставлено в СССР. Часть машин поступала в разобранном виде, и их сборку осуществляли на автопредприятии ЗИС в Москве.

Семейство грузовиков «Студебеккеров» US-6включало почти полтора десятка модификаций – от U-1 до U-13. Машины U6, U7 и U8 имели не ведущую переднюю ось (колесная формула 6х4), а вот все остальные модели были полноприводными (6х6). Автомобили выпускались как с длинной – 4120 мм, – так и с короткой – 3760 мм – колесной базой. Часть из них оснащались лебедками, на некоторых вместо металлической платформы устанавливали деревянную. Кроме этого, выпускались самосвалы, цистерны-заправщики и седельные тягачи.

За время войны фирма «Студебеккер» разработала также два опытных образца специальных низкосилуэтных грузовиков – LD 6х6 и LB 6х6. Интересно, что у последнего для снижения общей высоты сиденье водителя было размещено сбоку рамы. Однако эти машины так и остались экспериментальными.

В Красной Армии чаще всего применялись длиннобазные «студебеккеры» типа US-6 с цельнометаллическими кабинами. Такая машина в варианте без лебедки с колесной формулой 6х6 весила 4505 кг. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения развивал мощность 95 л. с. при 2500 об/мин. Максимальная скорость автомобиля с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе, запас хода составлял 390 км.

Во фронтовых условиях «студебеккеры» (или, как их еще называли, «студеры») зарекомендовали себя достаточно надежными и прочными машинами. Хотя их номинальная грузоподъемность составляла 2,5 т, по дорогам с твердым покрытием они успешно перевозили до 5 т. Правда, в отличии от наших грузовиков, они требовали более качественных топлива и смазки. Новыми для советских автомобилистов в «студебеккере» били пятиступенчатая коробка передач с пятой ускоряющей передачей, двухступенчатая раздаточная коробка без прямой передачи, тормоза с гидроприводом и вакуумным усилителем.

Нельзя не остановится на той особой роли, которую сыграли «студебеккеры» в нашей реактивной артиллерии. Первые серийные «катюши» БМ-13 монтировались на шасси трехосных грузовиков ЗИС-6 (6х4). Позже для этой же цели использовались и другие шасси: легкие танки Т-60, транспортные тракторы СТЗ-5, импортные грузовики GMC, «шевроле», «интернейшнл» и прочие. Чтобы покончить с разнобоем, в апреле 1943 года взамен десяти разновидностей был принят на вооружение унифицированный образец БМ-13Н (индекс Н означал «нормализованный»). Базой для него выбрали «студебеккеры». На них монтировали и другие советские реактивные системы залпового огня : 82-мм БМ-8-48, 132-мм БМ13СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало кучность стрельбы) и, наконец, 300-мм БМ-31-12 – самую мощную реактивную установку того времени, прозванную на фронте «андрюшей». На Курской дуге под Корсунь-шевченковском, в Белоруссии и Польше, под Берлином и Прагой наши воины на «студебеккерах»-ракетоносцах громили ненавистного врага.

Импортные танки, самолеты, автомобили, в том числе и «студебеккеры», поступавшие во второй половине войны по ленд-лизу, стали не плохим подспорьем в нашей армии. Но все-таки основную тяжесть боев на советско-германском фронте вынесла отечественная техника. Не нужно забывать главного: воевала не техника сама по себе – с помощью техники воевали героические советские люди, ковавшие в огне боев нашу Великую Победу!



My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх