,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


"Катюша" без передёргиваний.
+15
Разработка реактивных систем залпового огня в Германии была начата в 30-е годы, когда были созданы пороховые ракеты калибров 100, 150 и 210-мм, обозначавшиеся термином "Nebelwerfergranate" - "дымовая мина". Массовое производство реактивных миномётов, использовавших в качестве боеприпаса пороховую ракету калибра 150-мм было начато с марта 1940 года под названием 15-cm Nebelwerfer 41 (15-cm-Nb.W.4).

Возрождение неуправляемых реактивных снарядов как оружия связано с разработкой в СССР Реактивным научно-исследовательским институтом (РНИИ) в период 1927—1937 годов реактивных снарядов РС-82 и РС-132, которые были приняты на вооружение РККВФ. РС-82 летом 1939 года на истребителях И-16 и И-153 впервые успешно применялись по воздушным целям в боях на реке Халхин-Гол. В ходе советско-финской войны (1939—1940 годы) 6 двухмоторных бомбардировщиков СБ были оснащены пусковыми установками для ракет РС-132. Пуски ракет РС-132 производились по наземным целям.

В Германии существовало достаточное количество предприятий, которые специализировались на производстве реактивных снарядов ( как правило, с ТРД) и ракетных двигателей (ЖРД), изредка твердотопливных ракет с вертикальным стартом. Число проектов в области исследования, создания и развития реактивной техники было достаточно велико (100-140), однако лишь немногие из них получили планомерное развитие. В немалой степени такое положение дел складывалось из-за недооценки германским политическим и военным руководством потенциала ракетной техники.

К лету 1939 года РНИИ разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, полу­чивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имел большую даль­ность полета и значительно более мощную боевую часть. Увеличение дальности полета было достигнуто за счет увели­чения количества ракетного топлива, для этого потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаря­да на 48 см. Снаряд М-13 имел несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило полу­чить более высокую кучность.
"Катюша" без передёргиваний.

В сентябре 1939 года были проведены испытания установки МУ-2 и по результатам она была принята Главным артилле­рийским управлением для полигонных испытаний. После доработок в 1940 году первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня успешно прошла заводские и полигонные испытания. Она получила армейское обо­значение БМ-13-16, или просто БМ-13, и было принято решение о ее промышленном производстве. РНИИ получил заказ на изготовление пяти таких установок и партии реактивных снарядов для проведения войсковых испытаний. Кроме того, артиллерийское управление Военно-Морского флота также заказало одну пусковую установку БМ-13 для испытания ее в системе береговой обороны. Наркомат боеприпасов не замедлил приступить к организации поточного производства ре­активных снарядов с учетом крупных масштабов их расходования.

К 1 ноября 1941 года заводами им. Коминтерна, «Компрессор» и «Красная Пресня» было изготовлено 456 пусковых уста­новок БМ-13 на шасси ЗиС-6 и 15 пусковых установок для реактивных снарядов М-13 на шасси автомобиля ЗиС-5. По­пытка монтажа пусковых установок для М-13 на шасси автомобиля ЗиС-5 оказалась неудачной, и производство их было прекращено. В конце сентября 1941 года СКБ завода «Компрессор» приступило к созданию пусковой установки для М-13 на шасси трактора СТЗ-5 (производства НАТИ), обладающего большой грузоподъемностью, хорошей проходимо­стью и большим моторесурсом.
"Катюша" без передёргиваний.

Ошеломляющий для противника дебют реактивного оружия побудил нашу промышленность форсировать его серийный выпуск. Однако для «катюш» вскоре стало не хватать самоходных шасси - через несколько месяцев после начала вой­ны выпуск ЗиС-6 был прекращен. Однако зимой 1941-1942 годов в СССР начали поступать американские, канадские и британские автомобили. В связи с этим было создано несколько типов пусковых установок на шасси автомобилей «International», «Austin», «Ford» (канадский), «GMC», «Chevrolet», «Dodge», «Ford-Marmon» и др. Некоторые автомобили оказались негодными для использования их в качестве боевых машин. Так, например, в заключении комиссии СКВ при заводе «Компрессор», подписанном В.П. Барминым, А.Н. Васильевым, Н.Ф. Конойко, об осмотре установок М-13, смонти­рованных на шасси «Dodge», прибывших с фронта в июле 1942 года, фиксировалось, что автомашины «Dodge» не долж­ны в дальнейшем использоваться под монтаж установки М-13 вследствие повреждения лонжеронов при эксплуатации. Подобное заключение было сделано и по автомобилю «Chevrolet», и по некоторым другим. Это привело впоследствии к уменьшению количества типов применяемых автомобилей иностранных марок для монтирования на них пусковых устано­вок
"Катюша" без передёргиваний.

"Катюша" без передёргиваний.

"Катюша" без передёргиваний.

Для зимних условий были предусмотрены установки БМ-13 на санях и лыжах. Создавались горные, зенитные и противо­танковые специальные пусковые установки.


Поскольку ни одна германская реактивная система залпового огня не достигала дальности стрельбы "катюш", Верховное Главнокомандование вермахта приняло решение о детальном изучении конструкции советских ракет и создании аналогичной системы.

Реализация этой задачи была поручена заводу "Waffenfabrik Brunn" (бывшие заводы 'Ceska Zbrojovka' в Брно), который до конца 1943 года разработал модифицированный образец оперенного реактивного снаряда М-8 калибром 80-мм. ТТХ ракеты были сходны с М-8, но точность стрельбы благодаря вращению, сообщаемому стабилизаторами (установленными под углом к корпусу снаряда), была выше, чем у советского образца (хотя ниже чем у немецких турбореактивных мин).

Подверглась изменениям, и конструкция головной части ракеты. Электрический запал был вынесен на один из ведущих посков, что благоприятно отразилось на надежности ракеты. В целом 8 cm Wurfgranate Spreng (такое обозначение получил новый тип реактивного снаряда) оказалась более удачной, чем её советский прототип.

Фактически была скопирована и сама советская пусковая установка: 48 направляющих непривычного для немцев рельсового типа ( официальное название: 8-cm Raketen-Vielfachwerfer) монтировались на бронетранспортере, для которого использовались различные шасси.
Но это уже не имело ни какого значения,вовремя сконструированные и введенные в эксплуатацию "Катюши",внесли свой вклад в разгром фашизма

по материалам
reibert.info
army.lv



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх