,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Вера Холодная: от «полтавской галушки» до королевы экрана
  • 23 августа 2011 |
  • 22:08 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 1389
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
0
Современному зрителю нелегко воспринимать картины немого кино: ведь кинематографическая эстетика совершенно изменилась, технологии давно ушли вперед. Созданные до нашей эры скульптуры древних греков, росписи египтян до сих пор поражают мастерством, а кинематограф, существующий немногим более столетия, уже совершил огромный эволюционный скачок.

Вера Холодная: от «полтавской галушки» до королевы экрана


Самой яркой звездой русского немного кино была Вера Холодная. О ее жизни ходили сотни легенд и сплетен. Точно неизвестно, во скольких фильмах она снялась, но историки уверяют, что их было не менее полусотни. А сохранились всего 5 – в известные времена фильмы не только запрещали и снимали с проката, но и смывали с пленок сотни дореволюционных лент.

В истории отечественного киноискусства остаются совершенно необъяснимыми фантастический успех этой актрисы, всеобщая зрительская любовь и поклонение. Интерпретация судьбы Веры Васильевны легла в основу известного фильма «Раба любви» Никиты Михалкова, где революционная Россия с ее жестокостями и кошмарами резко контрастировала с внутренним миром утонченной актрисы.

В. Холодная снималась в кино всего четыре года, с 1915 по 1919 гг., но ее слава жива по сей день. По словам Надежды Вайнер, Холодная была символом того странного времени, когда страна жила между войной и революцией, эпохи «распятых кокаином» поэтов, расцвета «Бродячей собаки».

Вера Холодная (в девичестве Левченко) родилась 5 августа 1893 г. в Полтаве. Когда девочке было два года, семья переехала в Москву, где жила ее бабушка по материнской линии. Многие подмечали, что с детства Вера была «не от мира сего», много времени проводила со своими куклами, перед которыми разыгрывала сценки. Будущая актриса всегда стремилась погрузиться в какой-нибудь образ из иных реальностей. Неслучайно и ее увлечение балетом. После посещения Большого театра юная Вера уговорила родителей разрешить ей поступать в балетное училище. Ей удалось поступить, несмотря на то что она была совсем не худенькой, и даже получила прозвище «Полтавская галушка». Но уже через год консервативно настроенная бабушка настояла на том, чтобы забрать Веру из училища, поскольку считала, что для молодой девушки балет – занятие весьма сомнительное и даже безнравственное.

Вскоре у Веры появилось новое сильное увлечение – театр. В 1908 г. на гастроли в Москву приехала из Петербурга известнейшая актриса Вера Комиссаржевская. Вера Левченко буквально заболела игрой своей великой тезки, стала грезить театром.

Гимназию она окончила в 1910 г. На выпускном балу познакомилась с Владимиром Холодным, молодым юристом. Он читал ей стихи Н. Гумилева и сразу завоевал сердце юной мечтательницы. Вскоре они поженились, несмотря на неодобрение родителей.

Владимир Холодный был одним из первых российских автогонщиков и издавал первую в России спортивную газету «Ауто». Заинтересовал гонками и жену, они вместе неоднократно попадали в аварии, чудом оставаясь в живых. Когда в 1912 г. у супругов родилась дочь Евгения, Вера перестала участвовать в гонках. Через год молодые родители удочерили еще одну девочку – Нонну.

Но семейное счастье вскоре было омрачено: наступила война и Владимира призвали на фронт. В поисках заработка Вера отправилась в мастерскую «Тимана и Рейнгарда», где в это время шли съемки «Анны Карениной». Вера снялась в двух эпизодах, но в большой роли ей отказали. Однако при просмотре материала на юную актрису обратил внимание совладелец мастерской Тиман. Он дал ей рекомендательное письмо к Евгению Бауэру, режиссеру-художнику конкурирующей фирмы «Ханжонков и К°», который в это время собирался снимать «Песнь торжествующей любви» по повести Тургенева. На главную роль ему требовалась женщина необыкновенной красоты; профессиональный опыт актрисы в этом случае играл второстепенную роль. Когда он увидел Веру Холодную, то был потрясен и сразу утвердил на роль.

Вера Холодная: от «полтавской галушки» до королевы экрана

Актриса Вера Холодная. 1910-е гг.


Искусствовед Виталий Вульф отмечает: «Ее красота с первого взгляда поражала всех – и мужчин, и женщин. Она была не просто красива, в ней было огромное обаяние, которое кинокамера только усиливала. Она была потрясающе киногенична, а на фотографиях получалась еще лучше. Особенно привлекали внимание ее огромные, с поволокой, серые глаза. Эти глаза буквально завораживали зрителей…»

Советский кинорежиссер, сценарист и актер Алексей Каплер оказался одним из тех, на кого в юности Вера Холодная произвела неизгладимое впечатление. В своих воспоминаниях он пишет: «Я уселся и приготовился иронически смотреть эту взрослую психологическую чепуху. Не помню уж сейчас названия картины, но оно было в стиле модных тогда "роковых страстей". Погас свет, пошла картина. И я впервые увидел на экране это незабываемое лицо, глаза Веры Холодной... Это не имело ничего общего с фотографиями, которые продавались в сотнях вариантов. Что-то мне совсем не смеялось. Я странно себя чувствовал. Когда героини не было на экране, я нетерпеливо ожидал нового ее появления. Первый антракт я неподвижно просидел в каком-то обалделом состоянии, уставившись на опустевшее полотно экрана. Теперь уж не помню не только названия, но и сюжета картины. Запомнилось только, что это была трогательная, мелодраматическая история несчастной, страдающей героини, которую было бесконечно жалко. Потом я почувствовал какое-то незнакомое, непонятное щекотанье в горле и пощипыванье в глазах… Примерно к третьей части я сидел, уже не шелохнувшись, и вместе со всем залом неотрывно следил за судьбой этой удивительной женщины. Состояние зала было похоже на какой-то массовый гипноз, и я невольно дышал единым дыханием со всеми, а выходя после сеанса, так же, как другие, прятал зареванные глаза. Куда вдруг девались мои Майн Риды и Нат Пинкертоны, "Тайны Нью-Йорка" и уличные драки!.. Что со мной случилось там, в темноте зрительного зала? Откуда появилась неотвязная мысль об этой удивительной женщине, потребность защищать ее, ограждать ее от опасностей?.. Не героиню картины, а ее – Веру Холодную... После этого дня правдами и неправдами я проникал в синематограф на ее картины, даже в тех случаях, когда детям вход бывал строго воспрещен. Кажется, я не пропустил ни одной ленты с ее участием. В анкетах, которые мне доводилось заполнять, стояли разные вопросы, но ни в одной из них не было вопроса о первой любви. А если бы он стоял, я должен был бы честно ответить: Вера Холодная. Да что я?.. Вся Россия была в нее влюблена!»

В августе 1915 г. пришло извещение о том, что поручик Владимир Холодный тяжело ранен в бою под Варшавой и находится при смерти. Вера немедленно оставила работу и поехала к мужу в госпиталь, где заботилась о нем, поражая своей самоотверженностью сестер милосердия. В Москву супруги вернулись вместе – Владимира отправили в отпуск «по ранению». За храбрость его наградили Георгиевским крестом и шпагой с золотым эфесом. А Вера была вынуждена срочно выехать с киногруппой в Сочи на съемки. Ей не дали отдохнуть – из-за ее отсутствия вся группа простаивала, а без нее съемки не могли состояться. Пока жена снималась, Владимир оставался дома один. В середине октября, даже не оправившись после ранения, он попросился обратно на фронт.

Веру стали называть «королевой экрана». На авторство этого титула претендовал Александр Вертинский. Он появился в доме Холодных осенью 1915 г. Младшая сестра Веры, Софья, так описывала их знакомство: «Впервые он появился у нас с письмом от Владимира Георгиевича – мужа Веры. Это было письмо с фронта. Я ему как раз открывала дверь. Вижу, стоит худющий-прехудющий солдатик. Ноги в обмотках, гимнастерка вся в пятнах, шея тонкая, длинная, несчастный какой-то. Он служил тогда санитаром в поезде – передвижном госпитале. Я провела его в гостиную. Он передал Вере письмо и стал приходить к нам каждый день. Садился, смотрел на Веру и молчал. Однажды попросил прослушать его. Это были какие-то никуда не годные куплеты. Вера честно сказала свое мнение. Потом он приносил еще и еще – и наконец Вере что-то показалось интересным. Она ведь сама очень хорошо пела старинные цыганские романсы, аккомпанируя себе на рояле… Вертинский посвящал ей одну за другой все свои песенки: "Лиловый негр", "В этом городе шумном...", "Где вы теперь?" и т.д.».

В 1916 г. Холодная ушла из киноателье Ханжонкова и перешла к Дмитрию Харитонову. В 1918 г. Московский кинокомитет порекомендовал хозяевам ателье в целях воспитания вкуса публики больше экранизировать классику. Следуя этому указанию, в ателье Харитонова сняли «Живой труп» по пьесе Толстого, этот фильм считается одной из лучших экранизаций классики в русском немом кино. Вера Холодная сыграла роль цыганки Маши. Успех был так велик, что Станиславский предложил ей роль Катерины в театральной постановке «Грозы» Островского, но актриса решила остаться в кино.

Вера Холодная: от «полтавской галушки» до королевы экрана

Вера Холодная с Осипом Руничем в фильме «Последнее танго». 1918 г.


В 1919 г. В. Холодная поехала в Одессу для завершения съемок фильма «Княжна Тараканова». Город был оккупирован немцами, но съемки шли полным ходом: кроме «Княжны Таракановой», были сняты еще несколько картин.

Софья вспоминала: «Наша жизнь в Одессе с момента прибытия была подчинена задаче ограждать Веру от поклонников и поклонниц. Если и в Москве Верина жизнь осложнялась этими людьми, то в Одессе это стало настоящей катастрофой. Вера бывала занята с утра до вечера. Зачем только мы в эту Одессу поехали! Может быть, Вера жила бы и жила. Там она заразилась этой ужасной "испанкой". В Одессе была настоящая эпидемия, и болезнь протекала очень тяжело, а у Веры как-то особенно тяжко. Все было сделано для ее спасения. Как ей хотелось жить! Перед домом нашим постоянно день и ночь стояла толпа молодежи. Вера говорила: "Володя там, в Москве, не чувствует, наверно, что я умираю". Все понимала, знала, что конец. Харитонов и Чардынин плакали, сидя на кухне. В половине восьмого вечера она умерла. Это было 16 февраля 1919 г. Хоронил ее весь город, буквально. Двадцать шесть ей было...»

Собор, где отпевали Веру, был переполнен. За гробом шли тысячные толпы. Похороны снимали на пленку, словно это был последний фильм Веры Холодной. Уже в марте ленту показывали во всех кинотеатрах.

Владимир Холодный пережил жену только на два месяца – умер от тифа. Через месяц умерла и мать Веры. Соня Левченко осталась в Одессе и стала балериной Одесского оперного театра, где танцевала с 1920 до 1937 гг.

В Одессе на Преображенской улице установлен памятник Вере Холодной.

Вера Холодная: от «полтавской галушки» до королевы экрана
Памятник Вере Холодной в Одессе



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх