,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other

Алюминиевые фасады, Производство алюминиевых конструкций. Изготовление алюминиевых фасадов .
redwins.ru

Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Красные крылья «сталинского маршрута»
  • 27 июля 2011 |
  • 23:07 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 32703
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
0
К 75-летию чкаловского перелёта: Москва — остров Удд

На днях исполняется 75 лет выдающемуся событию в истории отечественной авиации — чкаловскому перелёту протяжённостью почти 10 тысяч километров по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд. Командир экипажа В.П. Чкалов, второй пилот Г.Ф. Байдуков и штурман А.В. Беляков были удостоены за этот подвиг звания Героя Советского Союза.


Красные крылья «сталинского маршрута»


Настоящий герой советской авиации

50 лет назад Ю.А. Гагарин открыл эру освоения космоса человеком. Для поколения молодых летчиков, составивших первый отряд космонавтов, кумиром был В.П. Чкалов — настоящий герой советской авиации. «Мы, летчики-космонавты, — говорил Ю.А. Гагарин, — многим обязаны Валерию Павловичу. Хотя лично его мы не знали, но считали своим долгом быть чкаловцами».

Тридцатые годы прошлого века были временем становления и расцвета авиации Советского Союза, это была эпоха, ставшая важнейшей ступенькой для движения человечества в космос.

В музее В.П. Чкалова на его родине — в городе Чкаловске Нижегородской области — можно увидеть тот самый краснокрылый самолет АНТ-25, на котором был совершен беспосадочный перелёт в США. Летчик-космонавт Г.С. Титов, посетивший этот музей после своего полета в космос в августе 1961 года, оставил в книге отзывов такую запись: «Вот этими великими подвигами и проложили советские люди первые дороги в космос. Своей работой, своим самоотверженным трудом создали они условия для нас, для нашего поколения, дали нам возможность подняться в космос».

Еще в 1935 году экипаж под командованием С.А. Леваневского, в составе которого был и Г.Ф. Байдуков, на самолете АНТ-25 пытался совершить перелёт в США через Северный полюс, но по техническим причинам экипаж вынужден был вернуться в Москву. Для такого сложного перелета Леваневскому было поручено искать надежную машину за рубежом.

Но идея перелёта через Северный полюс в Америку именно на отече-ственном самолете не оставляла Г.Ф. Байдукова (замечу, что в 1935 году Георгию Филипповичу было лишь 28 лет).

С этой идеей он обратился к В.П. Чкалову — уже в то время известному военному летчику-испытателю (Валерию Павловичу исполнился в то время 31 год).

Они долго обсуждали будущий полет. Со своим проектом обратились к тогдашнему наркому (министру) тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Тот поддержал смелый замысел и обещал своё содействие. Однако перелёт через Северный полюс в США был временно отложен. Правительство решило, что рисковать жизнью людей, не зная во всех подробностях метеорологических условий Северного полюса, не следует. А вот рекордный перелёт на дальность над территорией своей страны — до Петропавловска-Камчатского — был разрешен.

К тому же, по воспоминаниям Г.Ф. Байдукова, в то время сверхдальний перелёт должен был продемонстрировать милитаристской Японии, что авиация Советского Союза способна, в случае необходимости, оказать помощь в защите дальневосточных рубежей нашей Родины (в те годы между СССР и Японией отношения были очень напряженными).

Началась подготовка к перелёту на одномоторном самолете АНТ-25 (конструктор самолета — А.Н. Туполев, мотора — А.А. Микулин). Мне как человеку, который встречался с Г.Ф. Байдуковым и занимался подготовкой и проведением торжественных мероприятий, посвященных 50-летию этого перелёта, хочется напомнить читателям, особенно молодому поколению, о некоторых подробностях замечательного, но сейчас полузабытого события.

Такого не было никогда

Экипаж был утвержден в составе трёх человек: командир экипажа — В.П. Чкалов, второй пилот — Г.Ф. Байдуков, штурман — А.В. Беляков.

Самолет стартовал ранним утром 20 июля 1936 года с московского аэродрома и направился через Кольский полуостров к Земле Франца-Иосифа, оттуда — к Северной Земле, где пришлось почти пять часов обходить арктический циклон на высотах более 4000 метров в многоярусной облачности.

Затем самолет пролетал на большой высоте над горами Якутии. Дышать было трудно, но запас кислорода приходилось беречь для перелёта над еще более коварным Охотским морем. Вечно покрытое туманами и облаками, оно действительно оказалось самым опасным участком пути. Пришлось лететь на высоте 6000 метров. На подступах к Камчатке прорвалась облачная пелена, и с самолета стали видны море и корабли. Пролетая над городом Петропавловск-Камчатский, экипаж самолета сбросил вымпел, зафиксировав таким образом своё пребывание в небе Камчатки.

А далее АНТ-25 продолжил полет вновь над Охотским морем через Сахалин в сторону Хабаровска. Крайне неблагоприятная погода сопровождала летчиков на протяжении почти всего остального пути. Дождь и туман застилали пространство. Видимость была очень плохой. Пришлось лететь над облаками. Но на большой высоте самолет стал обледеневать. Решили пойти на снижение. Самолет теперь летел низко над водой, непосредственно над гребнями волн бушующего моря. На Дальнем Востоке наступал уже вечер 22 июля. Становилось всё темнее, а впереди, в устье Амура, высились горы. В таких условиях невозможно было лететь над горами Приамурья. Летчики краткой радиограммой сообщили в Москву обстановку и получили приказание Серго Орджоникидзе: прекратить полет, приземлиться при первой возможности.

Экипаж стал искать место приземления, что было очень непросто, так как берега в устье Амура скалистые и почти сплошь покрыты лесом.

Надо заметить, что в городе Николаевск-на-Амуре, через который должен был пролегать дальнейший маршрут самолета на Хабаровск, еще не было удобного аэродрома. В то время для посадки небольших гидросамолетов использовалась акватория бухты около города, у впадения реки Камора в Амур.

Летчикам АНТ-25 пришлось искать место для посадки в прибрежной полосе лимана Амура. Пилоты увидели один остров, но он оказался слишком мал (впоследствии остров Белякова). На следующем острове — Лангр также не оказалось площадки для посадки (теперь это остров Байдукова).

Но вот в уже сгущавшихся сумерках Чкалов приметил узкую полоску земли — остров Удд (ныне остров Чкалова). Позже Валерий Павлович вспоминал: «Отдал приказание выпустить шасси. В самый последний момент передо мной открылся овраг с водой. Я успел дать газ, перетянул машину через овраг и сел на отмель, покрытую морской галькой».

При этом следует заметить, что благодаря мастерству В.П. Чкалова при посадке в экстремальных условиях было повреждено только шасси самолета — из-за очень мягкого грунта.

Приземление было зафиксировано в бортовом журнале — 13 часов 45 минут по московскому времени (местное время — 20 часов 45 минут). Как вспоминал Г.Ф. Байдуков, за 56 часов 20 минут лётного времени прошли без посадки 9374 километра. Здесь, на острове Удд, на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс.

Эта величайшая победа пилотов, победа отечественной авиации была воспринята всей страной как победа науки и техники нашего социалистического Отечества и отмечалась как общенациональный праздник, подобный тому, каким был встречен полвека спустя полет в космос Ю.А. Гагарина.

24 июля экипаж АНТ-25 получил из Москвы приветствие руководителей партии и правительства. В тот же день В.П. Чкалову, Г.Ф. Байдукову и А.В. Белякову было присвоено звание Героев Советского Союза.

Местные жители оказали всю необходимую помощь экипажу. В течение нескольких дней был произведен ремонт поврежденного шасси и построена деревянная взлетная полоса, по которой Чкалов сумел поднять в воздух свою машину и направиться в сторону Хабаровска 2 августа Валерий Павлович выступил перед хабаровчанами на митинге, посвященном уникальному перелёту.

По пути в Москву были посадки в Красноярске и Омске, встречи с трудящимися. А потом и Москва восторженно приветствовала своих героев. Вот слова из речи Серго Орджоники-дзе на митинге при встрече экипажа: «Три советских летчика на советском самолете, с советским мотором, по-строенном из наших материалов нашими инженерами, нашими рабочими, покрыли огромнейшее пространство в невероятно тяжелых условиях. Никогда еще в истории авиации не было такого перелёта».

Об исключительной его важности для того времени говорит тот факт, что возвратившийся в Москву самолёт приехал встречать на аэродром лично И.В. Сталин. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

Памяти верны

Жители Нижнеамурья, в частности города Николаевск-на-Амуре и Николаевского района, бережно хранят память о том знаменательном событии, чтут героев беспримерного перелёта. Их именами названы улицы и микрорайон в городе, острова в Амурском лимане и посёлки. На привокзальной площади аэропорта в Николаевске-на-Амуре высится стела, воздвигнутая в честь 45-летия чкаловского перелёта, венчает ее изваяние самолета АНТ-25, на месте посадки на острове Удд тоже возвышается аналогичная стела. В 1986 году, когда отмечалось 50-летие чкаловского перелёта, здесь был открыт памятник отважным летчикам с барельефами Чкалова, Байдукова и Белякова. На его открытии выступили Г.Ф. Байдуков (ему было тогда 79 лет) и дети В.П. Чкалова — Игорь Валерьевич и Ольга Валерьевна. К этой же дате по заказу Николаевского-на-Амуре горкома КПСС и горисполкома на Комсомольском авиационном заводе был изготовлен памятный значок с силуэтом знаменитого тогда уже на весь мир АНТ-25. Значки эти вручались всем участникам торжеств.

Хочется сказать добрые слова в адрес работников Николаевского-на-Амуре объединенного авиаотряда, которые в течение многих лет сохраняют память о знаменитом перелёте, ухаживают за памятниками, содержат музей авиации под открытым небом, рассказывают подрастающим поколениям о героических традициях российской авиации.

А в 1937-м тот же героический экипаж совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный полюс в США, в город Ванкувер (не путать с Ванкувером канадским). В следующем, 2012 году будет отмечаться 75-летие и этого «сталинского маршрута».

My Webpage
Отредактировал irenasem (28 июля 2011)



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх