,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Кацапы
  • 24 июля 2011 |
  • 18:07 |
  • bayard |
  • Просмотров: 158490
  • |
  • Комментарии: 38
  • |
+1
ГЛАВА 1

Кем были предки современных кацапов? На этот вопрос современные этнографы дают следующий ответ: предками кацапов являются сразу несколько народов. Об этом свидетельствует прежде всего кацапстанская материальная культура, имеющая в себе прежде всего две составляющие: степную и лесную. Собственно, кацапы и сейчас не являются исключительно степным или лесным народом. Часть из них живёт в срубах и землянках, затерянных в лесной чаще, другие же предпочитают юрты и весьма мобильные кибитки. Даже в кацапстанском войске издавна существует разделение на конницу, состоящую из степовиков, с раннего детства умеющих держаться в седле и при этом умудряющихся стрелять своими кривыми стрелами из коротких луков и лапотную пехоту, состоящую в основном из чащобных кацапов.

На этом основании учёными был сделан вывод, что первым предком кацапов был какой-то лесной народ, изобретший лапти и матрёшку - истинные достижения кацапской культуры. Изобретение балалайки, ещё недавно приписываемое также ему, соглaсно последним научным данным принадлежит степным предкам кацапов. Но вернёмся к лесным, от которых нынешние кацапы унаследовали любовь к водке, в настоящее время являющейся традиционным кацапстанским напитком наряду с кумысом, а также народную забаву, называющююся "медвежий танец", на взгляд цивилизованного человеку ужасно дикую и жестокую.

От степного же народа, второго своего предка, кацапы унаследовали прежде всего любовь к степным просторам, да и само название страны "Кацапстанский Улус". А также напиток всех степняков - кумыс, народную забаву в виде ежегодных соревнований по скачкам на сайгаках, охоту в сухой степи на тех же самых сайгаков, а также выносливую породу низкорослых лошадей, используемых ими как боевые кони, и многое другое.


ГЛАВА 2

Ранее, до того как стало использоваться в науке название, употребляемое самими кацапами - "Кацапстан", принято было называть те земли ЛАПТЛАНДИЕЙ. От слова "лапти", традиционной обуви кацапов, которая не имеет аналогов нигде в мире. Поскольку кацапы-лапотники живут ближе к цивилизованным странам, а великая кацапстанская степь находится дальше, в глубине страны, то о существовании великой степной кацапстанской культуры мало кто знал.Посему и прижилось в науке название "Лаптландия", используемое иногда и сейчас.

Несомненно одно - название "Кацапстанский Улус" происходит из языка степных предков кацапов. Из этого же языка по-видимому заимствована и воинская терминология, в том числе и звания офицеров и военачальников. Главой всех кацапов является хан, ему помогают верные нойоны, а само войско держится на храбрости составляющих его батыров. Любой нойон или кацап-батыр воспитаны в духе фанатичной преданности своему хану, впрочем как и все остальные кацапы. Любопытно, что у кацапов принято носить большие окладистые бороды, что по-видимому было не принято у их степных предков в силу непроизрастания бороды на их скуластых лицах. Однако в то же время кацапы тоже имеют,как правило, узкие косые глаза и выдающиеся скулы. Кривые ноги указывают на жизнь в седле.

У кацапов проживающих в лесах скуластость выражена не так резко, а подчас и вовсе отсутствует. Они носят длинные бороды, одеваются в грубые рубахи или выделанные меховые шкуры, зачастую имеют светлые волосы в отличие от большинства кацапов в степи. Они коренасты, медлительны в движениях, речи, и даже мыслях, довольно бесхитростны и наивны.


ГЛАВА 3

Кацапстан - большая страна. Много дней пути на верблюдах (основном в Кацапстане средстве передвижения, называемом ими "корабль пустыни") занимает дорога до их главного селения - название его трудно воспроизвести, ибо кацапский язык очень сложен, но в переводе оно означает "Гнилая Вода". Надо заметить, что кацапы считают свою столицу слишком близкой к западной границе и потому подверженной "тлетворному влиянию" цивилизованных стран Запада. К тому же она действительно довольно отдалена от Великой Кацапстанской Степи, сердца и основы кацапского народа.

Любой уважающий себя кацап обязан по достижении зрелой молодости, как только обзаведётся окладистой бородой, спадающей на грудь, совершить свои обязательные подвиги, которые делают его достойным слугой Великого Хана всея Кацапстана. Во-первых, молодой кацап должен приручить одного сайгака, который станет его другом на всю оставшуюся жизнь(сайгака или кацапа - это уж как повезёт, так как кацапы часто гибнут целыми ордами в тех войнах, на которые их посылает Великий Хан, а войн очень много, так как нет в мире народа воинственнее), во-вторых, убить одного медведя в глухой тайге, имея при себе только балалайку и колотушку и конечно верхом на верном сайгаке.

Следующим подвигом считается проведение стада оленей от таймырских стойбищ до поселения Икуцек на великой реке Лиенна. Это большое поселение, где насчитывается более 200 больших юрт. Оно находится на дальнем краю Великой Кацапстанской степи, посему мне не довелось побывать там. Но со слов знающих кацапстанцев мне удалось разузнать, что в Икуцек на Лиенне (в точности приведённых названий тяжело быть уверенным, о этот невозможный язык кацапов!) добраться только на верблюдах невозможно. Сперва нужно пересесть на собачьи упряжки, затем на оленьи, а потом вниз по течению Лиенны тринадцать дней пути на бурдюке, бревне или грубом плоте (лодками кацапы пользуются крайне редко, в основном для перевозки грузов, так как считают их использование первым признаком трусости). Но вернёмся к обязательным подвигам молодого кацапа.

После оленей кацап обязан из тундры, где он водил этих оленей, совершить пеший переход в полупустыни на южной окраине кацапстанской земли, где он совершает очередной подвиг - протягивает арык. Эдакий примитивный акведук, в котором очень любят плескаться кацапские дети. Один старый кацап рассказал мне о таком несостоявшемся подвиге одного из выдающихся кацапов прошлого - Хрущилки, который вознамерился пустить воды из великих кацапстанских рек по гигантским арыкам, которые он начал строить. Но старейшины кацапов вовремя осознали всю опасность этого замысла, который мог прогневить Великих Духов Пустыни. В результате Хрущилка был отловлен во время достройки своего арыка и отправлен в ссылку в одну из чащ, где и доживал свой век под надёжным присмотром.

После совершению четырёх подвигов - приручения сайгака (в степи), охоты на медведя (в тайге), "оленьего пути" (в тундре), прокладки арыка (в пустыне) кацап становится полноправным и взрослым. Отныне он имеет право ставить собственную юрту (если он из степи) или строить землянку (если он лесовик), он может брать себе жену, а также зачисляется на ханскую службу - теперь он верный слуга хана и его раб. Теперь никто не может заставить его собирать кизяк для костра (этим у кацапов занимаются в основном дети), исключая конечно Великого Хана всея Кацапстана, в чьей руке находится жизнь и смерть всех кацапов.
Все эти испытания издавна зовутся у кацапов "школой жизни".


ГЛАВА 4

О языке кацапов известно гораздо меньше, чем о языках цивилизованных народов. Этот язык весьма сложен и досконально его вряд ли кто знает, исключая, конечно же, самих кацапов. Происхождение языка довольно туманно. Все известные ныне версии строятся прежде всего на кацапстанском эпосе, древних сказаниях, мифах и легендах кацапского народа. И лишь в самое последнее время один из профессоров Йельского Университета выдвинул на первый взгляд невероятную, но тем не менее весьма обоснованную им самим версию. Главной неожиданностью версии является утверждение об ИСКУСТВЕННОСТИ языка, который был положен в основу нынешнего языка кацапов.

Учёный утверждает, что этот праязык был исключительно книжным, письменным. К тому же к моменту его прихода к предкам кацапов (только лесным, язык степных предков совершенно иной, как и родной язык лесовиков) он уже испытал влияние какого-то другого языка, вероятнее всего языка юго-западных соседей кацапов, чей язык был отдалённо родственным по отношению к вышеуказанному книжному языку. Поскольку лесные предки кацапов в те времена письменности явно не имели, то этот уже и без того видоизменённый "книжный язык" был ими невероятно исковеркан. К тому же в него были добавлены многочисленные лексемы из родного их языка. Естественно, оттуда же и было заимствовано столь тяжёлое произношение. Спустя короткое время этот уже наново сформированный язык испытал влияние языка степных предков нынешних кацапов. Степняки привнесли множество своих понятий и даже ненормативную лексику. Таким образом, современный язык кацапов имеет грамматику того древнего книжного языка, лексику из по крайней мере четырёх языков (т.н. "книжный", язык юго-западных соседей, древний язык лесных предков, язык степняков), не считая позднейших наслоений, произношение - унаследованное от лесных предков, и, наконец, общие формы и всю терминологию, связанную с властью, - из языка степных предков кацапов.

Т.е. язык кацапов, имеющий столь запутанное происхождение, связан непосредственно с событиями, происходившими в очень давние времена. Об этих событиях сохранились весьма отрывочные сведения, да и те можно почерпнуть в основном из кацапстанских легенд, мифов и героических сказаний, передаваемых из поколения в поколение народными кацапстанскими акынами. Кроме этих источников, вызыващих сомнение в своей достоверности, как и любые мифы и легенды, передаваемые изустно на протяжении столетий, существуют и другие, но их слишком мало для того, чтобы создать целостную картину. В основном это записи древних хронистов цивилизованных стран, которые запечатлели эти события или из-за связанности их с событиями того времени на их родине. Либо же это записки случайных путешественников, которых было довольно немного,так как нынешний Кацапстанский Улус весьма обширен и отдалён от цивилизованных стран. Но тем не менее попытаемся восстановить картину прошлого этой необъятной и дикой страны. Об этом - следующая глава.


ГЛАВА 5

До определённого времени никто в цивилизованных странах и не слышал о лесном народе, обитающем в непроходимых чащах нынешнего северо-западного Кацапстана (за этой областью и поныне сохранилось старое название "Лаптландия"). Скорее всего всё это время, в течение тысячелетий этот народ не давал о себе знать в силу своей дикости и отдалённости места его обитания. Первые упоминания о нём появляются около тысячи лет назад в связи с наложением на них дани королём одной из цивилизованных стран. Об этом вскользь упоминается в хрониках Видукинда.

После этого имеем пробел по крайней мере в 200 лет. Видимо все эти годы предки кацапов исправно платили наложенную на них дань и волнений среди них не было. Младший сын короля вышеупомянутой страны Мономаха, именуемый в греческих источниках Георгиос Макрохейр, а в персидских Уруш Лонгиман (в кацапских преданиях он фигурирует как "Длинная Рука") был изгнан за неподобающее поведение из столицы и отправлен в качестве наместника над предками кацапов. В ссылке он ужасно тосковал по столичному блеску и посему постоянно заливал своё горе крепкими напитками, любви к которым он научился у местных кацапов-лесовиков. Эти напитки и стали прообразом современного исконно кацапского напитка - ВОДКИ, которую ни один человек из цивилизованного мира не может пить неразбавленной. Во время одного из таких вот приступов-запоев, как рассказывает легенда, он почувствовал столь ужасную тоску и одиночество (ведь предки кацапов были людьми крайне дикими), что повелел срубить большой дом подле реки Гнилая Вода с целью пригласить к себе одного из дальних своих родственников, питавшего к нему дружеские чувства. Так было основано нынешнее главное селение Кацапстана.

Прошло ещё несколько лет, и все братья упомянутого принца, сменяя друг друга на престоле, умерли. Длинная Рука бросил своих верных кацапов и рванул назад в столицу, желая отыграться за все бесцельно прожитые в лесной глуши годы. В лесах же он оставил своего сына, прижитого им от одной знатной кацапки. Этот сын, прозванный Любящим Бога, был первым истинно кацапским правителем. История донесла до нас и имя следующего правителя - Большое Гнездо.

В дальнейшем у лесных предков кацапов выдающихся правителей, по-видимому, не было, поскольку имена их в преданиях не сохранились. Известно лишь, что спустя поколение после смерти Большого Гнезда в те земли пришла орда степняков - тоже предков кацапов. В одной битве, перед которой тогдашний правитель лесных предков кацапов вместе со своим войском страшно напился, степняки одержали сокрушительную победу, сразу же после которой лесовики им безоговорочно подчинились.

Начался новый период в кацапской истории, именуемый в некоторых источниках "ИГО". Именно в этот период и сложилась основа нынешнего Кацапстана и его народа.


ГЛАВА 6

Как уже было сказано, лесовики безоговорочно подчинились степнякам. Контакты между ними и положили начало кацапскому народу. Они оказались весьма и весьма полезными во всех смыслах. Поскольку степняки успели завоевать к тому времени огромные территории, то для вновь покорённых провинций назначались кураторы-сборщики дани. Их называли баскаками. Местным же жителям провинций степняки назначали правителей из их числа. Совместно с баскаками, которые имели в подчинении нойонов Великого Хана вместе с войском, эти правители отвечали за сбор дани. В случае проявления жителями провинций недовольства (а такое случалось довольно редко, ибо правление Хана было справедливым и разумным с точки зрения подавляющего большинства покорённых) ближайший к хану баскак созывал подчинённых ему нойонов и пресекал бунт на корню. Делалось это очень жестокими методами, ибо благородные степняки ненавидели любое предательство, а уж тем более предательство Великого Хана, могущество и разумность которого с их точки зрения неоспоримы независимо от его личных качеств. Поэтому провинции приучали к покорности не жалея сил и средств. Надо отметить, что лесовики оказались весьма способными учениками. И уже через одно-два поколения они сами стали вернейшими слугами хана. Среди их правителей и знати величайшим почётом считалось породниться с ханским нойоном, а уж взять себе в жёны дочь баскака считалось просто недостижимым идеалом. Простой народ тоже увидел в степняках друзей. Женщины лесовиков с удовольствием выходили замуж за простых воинов Великого Хана, ибо он был привелегированым человеком, которому всюду оказывали почёт. Лесовики-мужчины тоже не терялись. Они поступали к хану на службу и становились отважными батырами или даже нойонами.

С течением времени старая столица хана Сарай-на-Волге (нынешнее селение Сарайта, или Саратов - около 400 юрт) приходила в упадок, а жизнь закипала в лесных краях Лаптландии. По прошествии двух с половиной веков с момента
прихода степняков столица образовашегося несколько ранее зародыша будущего Кацапстанского Улуса находилась уже в селении Гнилая Вода, основаном некогда ветреным принцем Длинная Рука.

В течение следующих двух столетий и был создан Кацапстанский Улус, каким мы его знаем и поныне. В нём объединены и земли бывших степняков, и бывших лесовиков, на севере его вдоль Ледяных Морей простирается тундра, в которой тамошние кацапы гоняют своих бесчисленных оленей. На крайнем юге лежит опалённая зноем пустыня, в которой поколения кацапов проложили многочисленные арыки, на северо-западе от Гнилой Воды, что близка к западной границе Улуса, и до гор, называемых Каменный пояс, лежит исконная кацапская земля - Лаптландия, откуда происходят лесные предки кацпов. За Каменным поясом - непроходимая тайга, где водится множество медведей. Ну а к югу от Лаптландии и тайги находится Великая Кацапстанская степь - сердце земли кацапстанской.

Она простирается через весь Кацапстан. Именно со степью неразрывно связана жизнь любого кацапа. Здесь кацапы устраивают скачки на верных и быстрых сайгаках, здесь ставят свои юрты. Воистину, неповторим Кацапстан в своей необъятности, разнообразии природы и душе своей - простой, отважной, отзывчивой и дремучей.


КАЦАПСКАЯ МИФОЛОГИЯ Кацапы - очень древний народ и этим, видимо, объясняется тот весьма прискорбный факт, что мифология кацапов известна лишь во фрагментах, сохраненных в древних памятниках соседних народов. Проведенная реконструкция архаического наследия кацапов позволяет выделить прежде всего так называемый ОСНОВНОЙ КАЦАПСКИЙ МИФ, повествующий о смертельном поединке двух загадочных мифических животных - Левиафана и Бегемота. По предположению ученых, Бегемот является звериным тотемом Кацапстана, происхождение которого до конца не выяснено и ждет своих исследователей. Животное имеет сухопутную природу, что ставит его в непосредственную связь с бескрайними степными просторами Кацапстана. Одной из трансформаций этого образа является также Слон, в связи с чем хочется отметить широко распространенное в среде кацапов древнее поверие о Кацапстане - родине слонов, и, в некоторых случаях, медведь, которому также отводится исключительная роль в мифологической системе образов кацапов. По представлению кацапских шаманов сухопутная цивилизация, связанная с Бегемотом, военно-героическая, что прекрасно согласуется с доблесными подвигами кацапских кочевых воинов-степняков на диких огнедышащих сайгаках, а также с не менее героическими подвигами лапотной пехоты, представленной таежным племенем.

Сложность геральдического построения кацапстанского флага бросается в глаза. Прежде всего флаг является триколором, состоящим из трёх полос - белой, синей и красной. Белый oзначает Белого Царя (т.е. Хана) и верность Хану, красный - обильно пролитую из любви к Хану кровь кацапских батыров, синий же - синие лица кацапских шаманов, перепившихся священного кумыса с целью вхождения в транс, необходимый для общения с Духами-покровителями Кацапстана. В центре флага мы наблюдаем стилизованное изображение кацапского воина-батыра. Сами кацапы называют эту фигуру "кацап-батыр в пути". В верхнем правом углу флага виднеется окрылённая бутылка кумыса, настраивающая своей стилизованной балалайкой - воплощением микрокосма кацапа - душу храброго батыра на нужный лад.

Герб Кацапстана представляет собой птицу. напоминающую орла, но почему-то с двумя головами. Видимо, птица сия произвела некогда большое впечатление на предков кацапов, которые и решили сделать её своим тотемным знаком. Что не удивительно, ибо подобные мутации встречаются среди орлов крайне редко. Крылья птицы расправлены настолько сильно, что невольно возникает мысль, что птицу за эти самые крылья прибили гвоздями к стене. То есть фактически распяли. Возможно, так когда-то и поступили предки кацапов с этим необычным орлом, прибив в его в кацестве тотема на стену ханской юрты. По крайней мере, существует среди кацапов такое тайное поверье, о котором исследователям сего загадочного народа удалось узнать совершенно случайно.

Но вернёмся к внешнему виду столь необычного герба. В одной из своих лап двухголовый орёл-мутант держит сосуд с каким-то кацапским напитком, а в другой — рыбу. Для этого существует несколько вариантов объяснения и все они по-своему обоснованны и логичны.
Высказывают такое предположение, что сосуд и рыба символизируют собой выпивку и закуску, которые всегда были крайне важны для кацапов. В то же время, имея сразу две головы, орёл может одновременно закусывать и выпивать, что с одной головой сделать крайне сложно. То есть орёл таким образом представляет собой своеобразный недостижимый идеал для кацапа.
Другое же предположение состоит в том, что рыба в лапе орла символизирует символического врага кацапстанского Бегемота —
морское чудовище Левиафана. В то время как орёл — победительного Бегемота, держащего в своей цепкой лапе поверженного Левиафана-рыбу. Сосуд же в другой лапе является кубком, выпиваемом в честь славной победы.

Содержимое кубка не поддаётся разгадке, поскольку это считается у кацапов великой тайной, которую иностранцам разглашать нельзя даже под страхом смерти. Некоторые исследователи подмечают также, что рыба имеет довольно засушенный вид, что было объяснено некоторыми учёными — сторонниками "теории Левиафана" — следующим образом:
Левиафан-рыба повержен давно и труп его в засушенном виде Бегемот-Орёл сохранил с целью устрашения других врагов, которым он демонстрирует мумию Левиафана, держа её в одной из своих лап.

Необъятен улус кацапстанский
Много в нём и лесов и полей
Тундра есть и пустыня жаркая
Где без привязи бродит олень.
Как прекрасно в степях Кацапстана!
И на ноги лапти обув,
Я шагаю страной необъятной
Воздух чист и прозрачен, и сух
И вдохнув его грудью впалою,
Покачнувшись на ножках кривых,
Оседлаю сайгака верного
И в тайгу на медведя пойду
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх