,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Экономические воспоминания о будущем
  • 14 апреля 2011 |
  • 21:04 |
  • OkO55 |
  • Просмотров: 252440
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
0
Наряду со спросом на японскую бытовую и электронную технику в США и других странах в последнее время появился спрос на литературу о японском производственном опыте. Его обобщённым образом стала система, созданная на предприятиях концерна «Тойота», прочно занявшего мировое лидерство в автомобилестроении. Отец системы Т. Оно начал её разрабатывать ещё в середине сороковых годов прошлого века, когда фирма представляла собой довольно скромное автомобильное производство.

Сегодня система распространилась по всему миру, включая Россию, где она стала распространяться под названием «Бережливое производство», и сразу показалось схожим с приснопамятным брежневским «Экономика должна быть экономной».

Что поражает в системе, так это, во-первых, простота её принципов, равнодоступная всем, от директора до уборщика мусора. Во-вторых, — нескрываемое заимствование ряда её положений из американской фордовской системы, а еще больше из нашей советской научной организации труда НОТ, разработанной в пору, когда Россия училась работать, как тогда говорили, с американской деловитостью и большевистским размахом. Затем, увлекшись иным размахом, про систему забыли столь же легко, сколь и незаслуженно.

Сегодня те из русских, кто бывает на заводах «Тойоты», не без удивления обнаруживают там немало до боли знакомого. Вот, например, впечатления директора группы компаний «Ругион» Ю. Шевченко:

«Тойота» возвращает нас в советские времена. В её цехах можно увидеть утопический фильм про наш Союз образца ХХI века. На стенах — лозунги, напоминающие о долге и личной ответственности, плакаты «Я горжусь своим цехом!», доски почёта с лучшими рационализаторами. Ежегодные итоговые собрания всех работников концерна в огромных залах Дворца культуры с выходом на сцену лучших и вручением грамот из рук высшего руководства. В головах — предпочтение групповых интересов частным, принцип большой семьи, культа труда...»

Одно из простых, но обязательных правил системы: «Не бери дефективные изделия для обработки, не делай такие изделия, не передавай их дальше по ходу процесса». Рабочий, столкнувшись с несоблюдением этого правила, обязан специальным сигналом остановить конвейер. Такие случаи исключительно редки, но они бывают.

Непрерывно сокращать время между получением заказа и окончательным расчётом с потребителем, — так выражал суть своей системы её отец Т. Оно. Следует отметить, что слово «потребитель» в системе употребляется гораздо чаще, чем «прибыль».

А в семи основных правилах сокращения потерь во время работы о прибыли вообще нет ни слова. Зато есть восьмое правило, особо выделенное Т. Оно и повторяемое его учениками: уважение к человеку, к его творческому началу. Они будто А. Вознесенского начитались: «Все системы реакционны, если рушится человек».

А рушится он, как давно известно, не от работы, а от дерготни и пустоты. Оттого, что с ним не считаются, и он не в силах что-либо изменить. Раньше это называлось отчуждением человека от труда. Как называется теперь, не знаю, но приведу такое сравнение: если работник ведущих автомобильных концернов мира вносит в год в среднем по четыре рационализаторских предложения, то на заводах «Тойоты» — двенадцать. Не потому ли на рынке «Тойоту» догнать пока никто не в состоянии?

Забавная деталь: после работы каждый может зайти в фирменный бар пивной бар рядом с предприятием и там за стойкой поговорить. Правильно, о работе.

В России продвижением системы «Бережливое производство» занимаются несколько японских центров. В соответствии с президентской программой подготовки управленческих кадров около четырёх тысяч специалистов из нашей страны прошли практическое обучение на предприятиях Японии. Первыми в России систему БП стали осваивать на предприятиях компаний Русал, Магнезит, Северстальавто, УАЗ, ГАЗ.

Информация об эффективности применения БП на Нижегородском заводе «Автокомпонент» сравнима со сборником легенд. Всего за год после банкротства предприятие превратилось в преуспевающее и стало лучшим поставщиком изделий не только для ГАЗа и АвтоВАЗа, но и уверенно завоёвывает еврорынок.

Его продукцию охотно покупают и «Даймлер», и «Вольво».

Ну, а самый масштабный пример освоения БП — в Татарстане, где система стала делом не отдельных хозяйствующих субъектов, а важным направлением экономической политики, которое курирует сам президент РТ Р. Минниханов.

В апреле прошлого года Кабинет министров принял Распоряжение о распространении «Бережливого производства» в республике, о подготовке кадров, выделении на эти цели бюджетных средств и привлечении средств частных. Распоряжением назначен круг ответственных из министерств и ведомств, определены опорные центры распространения системы. Это Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева и Торгово-промышленная палата — ТПП города Набережные Челны и региона «Закамье», председатель которой Ю. Петрушин выше процитирован как сторонник не шоуменов от экономики, а людей — организаторов дела, предпринимателей и учёных. Почему он так ставит вопрос? Потому что это его среда. Он вырос в ней, на стройке, где сооружались и КАМАЗ и город. С ними налаживали быт, учёбу сначала в школах, а потом и в организованных в городе вузах, досуг, спорт, охрану порядка.

Сегодня для кого-то звучит даже странно, что общее и большое дело может возвышать людей, объединять. Но у Ю. Петрушина, в прошлом комсомольского секретаря, а затем мэра Набережных Челнов, перед глазами сотни и тысячи таких примеров. И что, всё это ничего не стоит по сравнению с рекламой и маркетингом?

ТПП в регионе с его мощным промышленным потенциалом стала признанным деловым, мозговым, учебным центром для предпринимателей и специалистов предприятий всех профилей. Для них проводятся творческие семинары, курсы, мастер-классы по организации управлению производством. Эти занимаются Учебно-сертификационный центр при Палате и четыре кафедры. Кроме того, Палата выпускает газету «Доброхот», альманах под тем же названием, и деловой журнал «Компаньон».

Ну а основной компаньон Палаты — это КАМАЗ, главная сфера сотрудничества, как вы уже наверняка поняли, это опять-таки «Бережливое производство». КАМАЗ и Палата взаимодействуют в этом деле больше пяти лет. При этом тщательно изучен не только японский опыт, а также производственная система АГ Даймлер, с которым у КАМАЗа большие виды на расширение и углубление сотрудничества.

Можно, конечно, много рассказать о том, как было пять лет назад и как стало сегодня, но, думается, убедительнее всех картин с заводской натуры лишь несколько цифр. За 2006-2010 годы правилам «Бережливого производства» обучено почти 80 тысяч человек, то есть практически все работники КАМАЗа. За это время они внесли почти 250 тысяч предложений. Где-то по три с лишним на человека. До двенадцати тойотовских в год, как видим, пока далековато.

Но вот ещё цифры. За эти же годы, включая кризисные, освобождено 363988 квадратных метров заводских площадей и убрано 4479 единиц оборудования. Как? А так: всё это было лишним, омертвевшим грузом на заводской экономике.

По сути, это был большой завод-паразит, Когда от него избавились, оказалось, что годовую программу по выпуску 48100 грузовиков можно выполнять не на двух конвейерах при работе в пять смен, а на одном и всего за три смены.

«Общий эффект за этот период составил 10,5 млрд. рублей при затратах в 40 млн. рублей, что составляет лишь 0,4 процента от полученного эффекта. То есть практически производство оказалось не просто бережливым, а практически не инвестиционным», — констатирует председатель Комитета развития производственной системы КАМАЗа И. Медведев.

Его заместитель В. Арженцев делится наблюдением: «Люди поражаются, когда узнают, сколько по данным картирования процесса, теряется времени на бесполезную ходьбу, ожидания, лишнюю работу. И так не только на производстве. Подготовка договора, выполняемого в течение дня, длилась целый месяц».

И хотя всё сделанное лишь начало, заводчане подошли к тому, чтобы охватить системой «Бережливого производства» и своих поставщиков, и сервисные центры.

Расширяет круг обучаемых и учебно-сертификационный центр ТПП. Более того, под эгидой Палаты в Набережных Челнах прошло несколько региональных, а практически международных форумов по проблемам «Бережливого производства». На них можно услышать немало любопытного. Ну, например, о том, что мешает распространению БП. «Прежде всего, — говорит председатель ТПП Татарстана доктор экономических наук Ш. Агеев, — что экономические реформы не улучшили, а ухудшили положение компаний. Возьмём, к примеру, энергетику. Раньше производством, транспортировкой и продажей электроэнергии в регионе занималась одна компания. Сейчас появилось множество мелких, что вызвало рост трансакционных издержек на 100-200 процентов, а в диспетчеризации они выросли в 10 раз.

Поражает, что в уставах всех компаний, работающих в отрасли жизнеобеспечения, поставлена одна и та же цель — получение прибыли».

Директор Центра Оргпром (Екатеринбург) А. Баранов призвал вспомнить такие понятия, как дух коллективизма, уважения к человеку труда, движение за эффективность и качество, рационализаторство, НОТ, бригадный подряд, щёкинский метод...

Если это ностальгия, то, думаю, что она больше по будущему, чем по прошлому.

Ведь что конкретно дает «Бережливое производство»?

Предприятия, идущие по пути внедрения его принципов и инструментов, при минимальных вложениях добиваются следующих результатов:

— увеличения производительности труда на 35-70%
— сокращения времени производственного цикла на 25-90%
— роста качества на 40%
— сокращения брака на 60-90%
— снижения потребности в инвестициях на 10-30, а в ряде случаев — до 100%
— время работы оборудования в исправном состоянии увеличивается на 98,8%
— производственные площади высвобождаются на 25-50%.

Такие вот цифры.

Руслан ЛЫНЁВ, специально для Столетия

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх