,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Звёздный путь
  • 8 апреля 2011 |
  • 20:04 |
  • OkO55 |
  • Просмотров: 110652
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
Со щитом к звездам

ЭТО УНИКАЛЬНОЕ предприятие было создано в разгар холодной войны, когда для СССР главной задачей стало создание оборонительного ядерного щита. И если ядерное оружие уже имелось в наличии, то вопрос его доставки, а именно ракетных носителей, стоял довольно остро. Именно тогда, в 1951 году, по решению советского правительства строящийся в Днепропетровске крупный автомобильный завод был в кратчайшие сроки преобразован в завод по производству баллистических ракет.

Первенцами будущего украинского космического предприятия стали военные баллистические ракеты Р-1, Р-2 и Р-5М. После налаживания серийного производства этих “изделий” ученые КБ поставили перед собой другую, еще более серьезную задачу: разработать на базе предприятия проект ракеты, выгодно отличающуюся от выпускаемых в то время заводом ракет своими боевыми качествами. Проект признали обоснованным, и для его реализации на территории завода в 1954 году было создано самостоятельное конструкторское бюро, которое возглавил Михаил Кузьмич Янгель.

Были, конечно, и скептики, был и определенный риск. Тогда мэтр отечественного ракетостроения Королев, увидев на стапеле новое изделие 8К63, саркастически заметил: “Этот карандаш сломается, даже не взлетев!” Но “карандаш” взлетел. Более того, обеспечил работой по его производству сразу пять предприятий СССР. На КБ «Южное» начались уже трудовые будни в качестве самостоятельного конструкторского бюро со своей производственной и научной базой. Были разработаны ракеты SS-9

в баллистическом варианте с самой мощной в мире головной частью и первой в СССР отделяющейся головной частью, а также в глобальном варианте с орбитальной головной частью, обладающей неограниченной дальностью стрельбы по любому азимуту и поражающей цель в любой точке земного шара.

Здесь созданы и ракеты SS-17 и SS-18, которые за их неуязвимость на Западе сразу окрестили “Сатаной”. Начиная с 70-х годов, КБ “Южное” и “Южмаш”, в состав которого входит Павлоградский механический завод, стали добиваться существенных успехов в создании твердотопливных двигателей и ракет. Результатом этого явилась разработка двигателей для первой подвижной межконтинентальной ракеты SSX-26 и ракеты морского базирования SSN-20, изготовление самого мощного в стране твердотопливного двигателя и создание высокоэффективной твердотопливной трехступенчатой ракеты SS-24 шахтного (уникального в мире) железнодорожного базирования.

Завод подняли труженики

НО НЕ ТОЛЬКО оборонкой занималось КБ. Уже тогда мысли днепропетровских инженеров были направлены на покорение космических рубежей. За годы работы “Южное” создало 67 типов космических аппаратов и 12 космических комплексов, а всего в содружестве с “Южмашем” было изготовлено и выведено на орбиту более 400 космических аппаратов, выполнявших астрофизические исследования, глобальное исследование и дистанционное зондирование Мирового океана, решение задач в интересах обороны страны.

Одностороннее разоружение Советского Союза перед США и последующий распад самой страны чуть было не уничтожили это уникальное предприятие. С производства были сняты многие военные заказы. Ввиду разрыва экономических связей начались трудности с поставкой необходимого оборудования. Но даже в зверино-рыночные времена завод поднялся. И его подняли не так называемые эффективные собственники, а труженики, создававшие его энтузиасты.

Двигатель украинской космонавтики

31 АВГУСТА может заслуженно стать днем украинской космонавтики. Именно в этот день с космодрома Плесецк в 1995 году был запущен первый украинский космический спутник “Сiч-1” на ракетоносителе “Циклон-3”. В начале нового тысячелетия КБ “Южное” вновь заявило о себе на весь мир, осуществив беспрецедентный проект “Морской старт”. С этой минуты начался новый отсчет истории КБ. Помимо днепропетровского КБ “Южное”, в программе “Морской старт” участвовали американская компания “Боинг”, российская РКК “Энергия” и норвежская фирма “Квернер”.

Технологии, созданные КБ за 50 лет своего существования, можно сравнить с золотым запасом страны, так как, помимо материального и интеллектуального потенциала, создается и моральный имидж страны. Поэтому не мудрено, что “Южное” вызывает неподдельный интерес мировых инвесторов. КБ “Южное” работает не только с лидерами освоения космоса Россией и США, но и осуществляет совместные космические проекты со странами Восточной Европы, Францией, Индией, Швецией, Кубой, МНР, Австрией и Египтом.

Недостаточность финансирования со стороны государства, конечно, ощущается. Украина вкладывает в космическую отрасль около сотни миллионов долларов, в то время как годовой бюджет NASA (американского национального космического агентства) составляет 18 миллиардов долларов. Но даже на те немногие средства, получаемые от заказов иностранных фирм, работники КБ “Южное” неутомимо продолжают вести Украину в космические дали...

Виталий СВОБОДИН, Днепропетровск

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх