,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Русские могилы в Катыни
  • 5 декабря 2010 |
  • 13:12 |
  • bayard |
  • Просмотров: 36046
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
0
В разговорах с очень многими людьми я убедился, почти никто не знает по настоящему, что же такое – Катынь. Видят по телевизору поминальный комплекс, выстроенный на русской территории Польшей, видят чиновников, приезжающих к комплексу и делающих там политические заявления, вворачивая свои интересы в недавнюю прошлую историю. А что же там, на самом деле?

Среди делегации писателей я попал туда неожиданно, и расскажу поподробнее. Катынь – лес недалеко от Смоленска, если ехать на запад, в сторону Белоруссии. При подъезде к этому лесу устроена большая автостоянка, в лес заезжать нельзя, и быстро становится понятно, почему.

Мы входим в лес. Не по земле. Здесь на высоких, около метра, столбах устроены мосты, шириной метра полтора, с перилами. Они тянутся по всем участкам леса, быстро приводят к комплексу, выстроенному Польшей. Стены, на них укреплены металлические плитки с именами, фамилиями расстрелянных здесь польских военных. Я не знаю, кто их расстрелял, я никогда не видел никаких документов на эту тему. А все остальные спекуляции и остаются спекуляциями.

Большой католический крест. Большой колокол. Единственное ухоженное место, то и дело кем-то прибираемое. Отодвинув в сторону все политические наносные спекуляции, здесь понимаешь вот что, основное, – польское государство чтит память своих расстрелянных граждан. За это к такому государству относишься с почтением, – за и посмертную заботу о своих гражданах.

Видя творимое политиками в Катыне, приходится думать, – а что, наша российская территория в этом месте уже стала частью Польши? Почему? А потому, что кроме польской проблемы у нас никто не знает, – рядом, в этом лесу, шагов через сто – громадная проблема наша, русская.
Едва отойдя от польского поминального комплекса – не забывайте, по мостикам, в этом лесу по земле ходить нельзя – видишь широкие, длинные бугры общих могил. Тут быстро понимаешь, почему нельзя ступать по земле, почему устроены мостики. Могилы везде, справа и слева, впереди и позади, они – тут поменьше размерами, там подлиннее. Кто в них, страшных могилах? Все – несчастные, погибшие по воле тогдашней правящей власти, в 1937 году. Тут непонятно, а почему именно в Смоленск привозили приговорённых к смерти и расстреливали, расстреливали здесь, в Катыни?

Странное чувствуешь в Катыни, – не страх, а какое-то постепенное дрожание. Сначала души, затем, нервное, и тела. Понимая, – вот идёшь по лесу, и всё могилы, могилы, могилы. Не такие, как на кладбищах. Громадные. В эти могилы не хоронили. В них закапывали расстрелянных.

Кто в находится в могилах? Люди всех национальностей Советского Союза. Русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, латыши, киргизы, литовцы, казахи, чуваши, – всех национальностей…
Маленькие голубенькие цветочки, лесные, сами по себе выросшие на могилах…
Даже среди угнетающего настроения, постоянно висящего между деревьев леса – почему-то здесь никакого щебета и крика птиц, – начинаешь всё-таки задумываться, – а почему у нашей власти к людям такое отношение, полностью безразличное? Почему здесь расстреляны тысячи людей, и на могилах нет крестов, нет памятников кладбищенских? Голые громадные бугры могил, вы представляете читатель? С мостиками над ними. Ни одного памятника, и ни одного имени, ни одной фамилии расстрелянных по приговору тогдашней политической власти. Расстреляли, закопали, забыли.

Путину сейчас показали макет церкви, построят там... И что, – допустим, церковь, мечеть, синагогу построят на опушке леса. Но, снова, и что же? Где имена и фамилии казнённых здесь наших, наших людей России? Почему они должны остаться неизвестными? Почему на территории нашей страны соседнее государство показало имя и фамилию, и даже должность, воинское звание каждого погибшего здесь, примером правильного отношения к людям своим, – и почему наши расстрелянные должны оставаться неизвестными? Разве невозможно восстановить каждое имя, каждую фамилию? Разве не надо давать возможность родственникам несчастных приезжать сюда, класть цветы, венки на могилу, где покоятся останки родного человека? Не зажигать тут свечи в память о нём? Не выпивать водку, поминальную, горчайшую?

Да когда же скотство, навязанное властью прежде, с тех самых расстрельных лет, да когда же скотство, продолжаемое властью через умолчание, мы сами прекратим? Когда самим народом организуется общество по восстановлению имён и фамилий казнённых, когда сам народ начнёт привозить и ставить здесь кресты и памятники? Когда русские могилы станут не голыми холмами, а могилами русскими?

Какая боль, какая горечь на нашей земле, где и колокола поминальные звенят государства соседнего, где и в воздухе Катыни висит один и тот же упрёк, – нас расстреляли, так ещё и забыли…
Хочешь, чтобы так не поступали с тобой – не поступай так с другими. Народная мудрость, выраженная в мыслях. Как власть поступает по отношению к людям, покоящимся в Катыни, мы знаем. Но – люди, давайте поступать так, как должны мы? И начинать надо с восстановления имён, фамилий казнённых. Не даст власть списки расстрелянных – можно восстановить самим. Через народную память. Через каждую семью, потерявшую здесь, в Катыни, своего родного человека.

Юрий ПАНЧЕНКО



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх