,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Как Сталин Черчиллю насолил
  • 14 ноября 2010 |
  • 18:11 |
  • Olmir |
  • Просмотров: 27862
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
0
В середине ноября 1940 года в Тихом океане неожиданно появился фашистский вспомогательный крейсер "Комет". Результаты его рейда по океанским коммуникациям вызвали шок в адмиралтействе Великобритании: за полтора месяца более десятка английских транспортов с боеприпасами, продовольствием, медикаментами были отправлены на дно. Как рейдер проник незамеченным на тихоокеанский театр военных действий? Английские спецслужбы так и не смогли ответить на этот вопрос. Разгадка тайны, которую почти 70 лет хранили архивы НКВД-КГБ-ФСБ, оказалась неожиданной: скрытно проникнуть в Тихий океан фашистскому крейсеру помогли советские ледоколы "Иосиф Сталин", "Ленин" и "Каганович", проведя его Северным морским путем. Что стоит за этой историей - головотяпство спецов из НКВД или спланированная акция Кремля в отношении Великобритании?


«Пароход без груза»


В феврале 1940 года состоялись закрытые советско-германские переговоры о проводке Северным морским путем с востока на запад около 30 немецких судов, якобы груженных соевыми бобами. Когда переговоры подходили к завершению, германская сторона неожиданно включила в список два "парохода без груза" - для проводки, наоборот, с запада на восток.

Главморпуть выделил для проводки ледоколы "Иосиф Сталин", "Ленин" и "Каганович". Главное транспортное управление (ГТУ) НКВД СССР ввело в штат экспедиции своего оперработника "для противодействия германской разведке и обеспечения Центра информацией о ходе плавания".

В июле 1940 года караван двинулся на восток. Один из немецких пароходов сразу вызвал у советских моряков подозрение. По первоначальным документам он имел название "Комет", но вскоре по договоренности с советской стороной был переименован в "Фырол". В одном из первых же донесений оперработника в ГТУ НКВД сообщалось: "Многие члены экипажа нашего ледокола высказывают мнение, что немецкий транспорт является военным судном, замаскированным под коммерческое. Высказывают убеждение, что необычно высокие борта транспорта являются надстроенными, чтобы в нужное время они могли быть опущены".

Но, оказывается, "органы" были прекрасно информированы о "Фыроле"-"Комете" и без этих донесений. В рассекреченных материалах имеется такая справка ГТУ НКВД: "Германский пароход "Комет" - по вахтенному журналу - вспомогательный крейсер, команда из 200 человек, труба переделанная, борта двойные, командный мостик бронированный. Везут: артиллерийские снаряды, торпеды... Вооружен, но оружие спрятано в трюмах". И это при договоренности о проводке кораблей без груза!

В следующем донесении оперработник сообщал: "Командование "Фырола" не скрывает, что команда состоит из военных моряков. На нем ежедневно проводится военный церемониал, все руководство – офицеры".


Странная позиция НКВД


По меньшей мере странным является отсутствие реакции со стороны НКВД на эти донесения. Создается впечатление, что Центр умышленно не замечал устроенного немцами примитивного маскарада. Возможно, Кремль полагал, что чем более болезненные удары получит Великобритания от фашистов, тем сговорчивее будет она на переговорах с СССР о создании в Европе системы коллективной безопасности?

Косвенным подтверждением того, что Кремль смотрел сквозь пальцы на закамуфлированную проводку фашистского крейсера, является полное игнорирование государственными органами запоздалых попыток начальника Севморпути знаменитого полярника Ивана Папанина приостановить операцию. 25 августа 1940 года он радировал руководителю экспедиции: "Ввиду военного характера немецкого парохода верните его обратно на запад одним из ледоколов по вашему усмотрению. Дважды в день молнируйте его позицию. Исполнение радируйте".

Однако в штабе проводки решили, судя по всему, потянуть время. Папанин получил такой ответ: "Вашу 25 не поняли. Кого вернуть на запад: пароход или Крэпшта (представитель посольства Германии на "Фыроле". - Авт.). Дайте разъяснение".

Пока шла радиоигра в "дурачка", караван приблизился к чистой воде, и для крейсера необходимость в ледоколах фактически отпала. "На предложение, - отмечается в справке ГТУ НКВД, - согласно распоряжению тов. Папанина вернуться обратно командир крейсера заявил, что он подчиняется только своему правительству, является полновластным хозяином корабля и как найдет нужным, так и сделает. Если не снимете от меня своих лоцманов, заявил он, я их высажу на берег в районе Биллингса или в другом удобном месте. И пойду по назначению".

Вскоре немцы так и сделали. Лоцманов Сергиевского и Мелехова высадили на берег, а в штаб проводки отправили ироничную радиограмму: "Выражаем благодарность за удачное шефство над нашим походом через Арктику".

Возможно, что наши спецслужбы и МИД допустили преступную оплошность, за которую по тем временам кое-кому можно было заработать и "вышку". Однако оргвыводов не последовало. Лишь Папанин "грозно" проинформировал штаб опростоволосившейся экспедиции: "13 сентября вечером звонил лично товарищ Молотов и сделал замечание в акцентированном тоне (так в тексте радиограммы. - Авт.). Выразил недовольство, что Севморпуть не сумел проследить за продвижением немецкого парохода от Певека и далее". Этим странным упреком (при чем тут "проследить", когда дело - в проводке военного корабля под видом коммерческого?) все "репрессии" и закончились.

Может быть, в Кремле не ведали о том, какую свинью подложил англичанам Севморпуть? Отнюдь. В декабре 1940 года главная партийная газета "Правда" сообщила о немецком рейдере, "оперирующем в Тихом и Индийском океанах и потопившем множество английских судов". Речь шла о крейсере "Комет".


Победное рейдерство


Свою первую за этот поход потенциальную жертву — американский теплоход «Таун Элвуд» — командир «Комета» отпустил, так как США ещё сохраняли нейтралитет и военных грузов на борту судна не было. Следующую цель, новозеландский пароход «Холмвуд», потопили артиллерией, предварительно сняв команду. Через два дня было уничтожено британское пассажирско-рефрижираторное судно «Рэнгитин». Оно отказалось остановиться, передало в эфир предупреждение и за это подверглось артиллерийскому обстрелу, пока не затонуло. Австралийский пароход с грузом фосфатов «Трейона» подчинилось требованиям «Комета», поэтому его экипаж был снят, лишь после этого судно потоплено торпедой. Впоследствии «Комет» расстрелял норвежский транспорт «Винни», новозеландский «Тристар», австралийские «Комата» и «Трюайдек», экипажи которых были предварительно сняты. 8 декабря "Комет» отошел к острову Эмирау и высадил там пленных.

Затем командир крейсера капитан первого ранга Роберт Эйссен разработал операцию по уничтожению промышленных и портовых сооружений на австралийском острове Науру. Подойдя к острову, он 27 декабря 1940 года направил туда своих представителей для предупреждения властей с тем, чтобы избежать возможных жертв, и одновременно угрозой физического уничтожения пресечь возможную попытку местных радистов выйти в эфир. Администрация Науру приняла эти условия.

"Комет" в течение часа из всех орудий обстреливал остров: склады, хранилища топлива, промышленные объекты по производству фосфатов. Обстрел привёл к большим разрушениям и пожарам. Поставки фосфатов на несколько месяцев прекратились.

Нападение на Науру вызвало большой международный резонанс, в том числе и в Японии — она тоже сильно зависела от этого ценного сырья, которого надолго лишилась из-за этой акции. Правительство Японии заявило, что эти действия германского рейдера ставят под вопрос обслуживание немецких судов в японских базах. Как следствие этого, Эйссен получил выговор от руководства кригсмарине, носивший, впрочем, формальный характер. Вскоре ему было присвоено звание контр-адмирала.

В 1941 году "Комет" совершил рейды в Индийском океане, у берегов Антарктиды, потопив еще несколько английских судов. Совершив кругосветное путешествие, "Комет" провёл в плавании 516 дней и оставил за кормой в общей сложности около 87 000 миль в четырёх океанах. 28 ноября 1941 года он с мощным охранением прошёл Ла-Манш и 30 ноября прибыл в Гамбург. Экипажу была организована торжественная встреча, в Берлине в присутствии нацистского руководства прошло чествование моряков.


Месть по-английски


После ремонта осенью 1942 года "Комет" отправился в очередной рейд. Но в Ла-Манше его уже ждали жаждавшие мести английские моряки. Несмотря на сильное охранение, крейсер был атакован британскими торпедными катерами у мыса Хога на траверзе Шербура. Две торпеды, выпущенные катером MTB 236, попали в корабль, после чего сдетонировали боеприпасы; крейсер раскололся на две части и ушел на дно. Погиб 251 человек, спасённых не было.

4 июля 2006 года останки рейдера «Комет» были обнаружены исследователем Иннесом Маккартни в Ла-Манше на глубине 70 метров. Было установлено, что в результате взрыва корабль разломился пополам и перевернулся.
Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх