,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Угон МиГ-29 (1989)
0
Третье поколение
6 октября 1977 года летчик-испытатель Александр Федотов поднял в воздух новый истребитель, созданный в ОКБ А. Микояна, теперь уже имени А. Микояна. Семью годами раньше генеральный конструктор скончался, но задел, который ему удалось создать, ⌠работал■ еще долгие годы. Возглавил осиротевшее конструкторское бюро Ростислав Аполлосович Беляков. МиГ-29 √ это полностью его детище. В 1972 году он подписал документацию по тактико-техническим данным новой машины. Через два года началось техническое проектирование, и вот одна из 11 построенных опытных машин ⌠9-12■ поднялась в небо. Но дата эта знаменательна не только рождением очередного истребителя. МиГ-29 открывал новое поколение самолетов √ третье.

Вид новичка был необычен. Казалось, он отлит из единого куска металла. Формы его были настолько плавными и незримо переходили одна в другую, что самолет можно было скорее отнести к созданию природы, нежели человека. Но пока самолетом любовались лишь на опытном заводе да на испытательном аэродроме. Как всегда, рождение новой машины прошло в режиме строгой секретности.

Мы не увидим ее еще десять лет. Хотя нет, имея в городе авиационный завод, мы-то увидели МиГ-29, пожалуй, вторыми после летчиков и техников испытательного аэродрома. Помнится, как тормозили машины на Московском шоссе, чтобы посмотреть на казалось зависший над дорогой истребитель. Поражала та минимальная скорость, с которой он подбирался к аэродрому. Ну а узнали мы о МиГ-29, как и все, тут вне очереди не пробьешься.

Конечно, и за этим самолетом американские специалисты начали охотиться с момента, как стало известно о его существовании. Естественно, по мелочам они знали многое. Не исключено, что в недрах разведки планировалась операция по его угону, но для этого надо было подождать, когда новые истребители в массовом порядке начнут поступать в авиационные части. Начавшаяся перестройка обезоружила разведку. В 1988 году на международном авиасалоне в Фарнборо (Англия) МиГ-29 продемонстрировали. Это была обвальная сенсация. ⌠Пять лет назад никто ни на Западе, ни в Советском Союзе не мечтал, чтобы советский истребитель показали в стране НАТО, не говоря уже о том, чтобы он стал звездой выставки■ √ так писал авторитетный авиационный журнал ⌠Флайт интернейшл■.

МиГ-29 вызвал определенный шок в среде специалистов. Одни говорили о нем лестные слова, а другие отмечали, что конструкция самолета ⌠не превосходит стандарта для котлов и сковородок■. У таких неприязнь вызывало все, даже шершавая обшивка самолета. Разве может она быть такой грубой? Оказалось может. Летчики ⌠Люфтваффе■, заполучившие МиГ-29 как подарок к воссоединению Германии от авиаторов Восточной стороны, выяснили в полетах, что такая поверхность создает определенный промежуточный слой, улучшающий летные качества.

На выставке около самолета сновали особо внимательные и немногословные люди, которых интересовало все, но суждения они скрывали. Видимо, так их инструктировали.

Настоящую тревогу и тихий ужас испытали операторы радиолокационных станций, когда МиГ-29 демонстрировал свои летные возможности. Нижегородцы, не раз видевшие пилотаж МиГа над Волгой, хорошо запомнили эффектную фигуру, которую называют ⌠колокол■: самолет на разгоне уходит свечой вверх и там замирает, останавливается, а потом начинает как бы беспорядочно падать. Так и кажется, что самолет неуправляем. Именно в это время отметка самолета на экранах РЛС исчезает. Теперь вы представляете, что было на пункте слежения, когда истребитель будто бы растворился. Для просто зрителей ⌠колокол■ яркая фигура высшего пилотажа, а для знатоков √ прием воздушного боя. ⌠Эффект Фарнборо■ салоном не закончился. Оказывается, гласность имеет широкие и, главное, непредсказуемые возможности. Так, летчики германских ⌠Люфтваффе■, полетав на новых МиГах, всерьез предложили избавиться от американских F-4.

Для американцев это был тревожный сигнал. Надо было принимать все возможные меры, чтобы сбить волну успеха МиГ-29. Как мы знаем, на последующих авиасалонах не обошлось и без катастроф. Спецслужбы будто бы в них не замечены, но кто знает.

У МиГ-29, как и у всех наших истребителей, была одна слабость √ электроника. Западные машины, уступая в летных качествах, превосходили компьютерным оснащением. Летчик в полете мог одновременно контролировать восемь целей. МиГ-29 был ⌠привязан■ к земле. На цель его наводили операторы РЛС. Этот изъян МИГов проявился во время операции ⌠Буря в пустыне■, когда американские бомбардировщики одним махом уничтожили иракские радарные установки и посты наведения. После этого МиГи стали удобными мишенями, не более. Любопытны в связи с этим признания американского астронавта Олдрина, изложенные им в мемуарах. Он открыто говорит, что ⌠секретным американским оружием■ был некто ⌠Алекс■, благодаря которому без особых потерь парализовали авиацию своего противника. Кто же был этот ⌠Алекс■: резидент американской разведки, удачно поработавший в святая-святых ВВС тогдашнего СССР, или очередной предатель?

Точка опоры
В позорном ряду угонщиков МиГов есть еще одно имя, которое в пылу перестройки уже подзабыто, хотя сообщение об угоне самолета проскочило по всем радио и телеканалам и было подхвачено газетами. Но тогда уже шла распродажа всего и вся, поэтому летчик-предатель воспринимался с долей грустного юмора, как человек, удачно сделавший бизнес.

Итак, 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев перелетел на МиГ-29 из авиационной базы Цхакая на один из аэродромов в Турции. И если Мунир Редфи, угнавший МиГ-21, мог оправдать свой поступок политическими мотивами, а Юрий Беленко, улетевший на МиГ-25, скорее всего был завербован американскими спецслужбами, то Александр Зуев, покинувший свой аэродром на МиГ-29, был простым угонщиком. Его первыми словами, когда он покинул кабину истребителя, были: ⌠Я - американец!■.

Когда разобрались что к чему, Зуев все-таки предстал перед турецким судом. Он прикинулся военным диссидентом, его аргументы оказались убедительными и он был оправдан. Одна из западных газет иронизировала по этому поводу: ⌠Тех, кто угоняет пассажирские лайнеры, называют воздушными пиратами, их судят, им дают сроки, тем же, кто угоняет военные самолеты, дают политическое убежище■.

Никаким диссидентом Зуев не был. Просто он попал в глубокий жизненный штопор, из которого нашел вот такой выход. Авиационная карьера его складывалась вполне нормально. Многие летчики мечтали летать на МиГ-24, а тут, пожалуйста, летай. Да еще не просто летай, а участвуй в войсковых испытаниях новой машины. Сослуживцы отмечали в Зуеве некоторую заносчивость, ну а в общем, он был неплохим парнем √ хорошо пел, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности. В 25 лет удачно женился на дочке начальника штаба авиационной дивизии.

Ему не нравилось одно √ служить в ⌠дырах■, куда его заносило. Он хотел вырваться на ⌠оперативный простор■, и задумал поступить в ШЛИ √ школу летчиков-испытателей. Но там незнакомых людей не брали, ему вежливо сказали: ⌠Послужите, полетайте, а там видно будет■.

Возможно, это его и подорвало. Он загулял, обзавелся любовницей, об этом все узнали, в части начали проводить с ним беседы. Дальше √ больше...

В конечном итоге от него ушла жена. Его все чаще стали отстранять от полетов. Рано или поздно ему грозило списание из авиации.

Судя по всему, решение о перелете у него созрело спонтанно. С 19-го на 20 мая его поставили дежурным по приему и выпуску самолетов. Он понял, что это его шанс. Далее события развивались, как в добротном голливудском кинодетективе.

Притворившись отдыхающим, которого мучила бессонница, он скупал в аптеках ближайших поселков снотворное. Вечером испек торт, начинив его порошками. Заступив на дежурство, он торжественно объявил, что жена родила ему мальчишку (на самом деле это произошло несколькими днями позже) и есть возможность отметить это пока вот тортом. За ужином он лично преподнес каждому механику, технику и дежурившим летчикам по кусочку. Лишь три человека не попробовали угощения: два механика √ один стоял на посту, а другого не было √ и командир эскадрильи, который готовил документацию к предстоящим полетам.

Снотворное сработало. Отравление было настолько сильным, что утром следующего дня семь человек в тяжелом состоянии были доставлены в больницу.

Убедившись, что все нейтрализованы, Зуев перерезал кабели сигнализации и связи. Теперь предстояло овладеть самолетом. Это оказалось непросто. Часовой не пустил его на стоянку. Уговоры не помогли.

Тогда Зуев отошел, затаился и стал ждать пересменки часовых. Механик, готовившийся заступить на пост, обнаружил, что во всех комнатах люди спят. Он никого не мог растолкать. Так без оружия и двинулся на пост. С трудом объяснив товарищу о происшедшем, он взял его автомат. Зуев выждав пока произойдет смена, снова пошел к самолетам. Сейчас он уже действовал решительно. Стоящий на посту техник знал капитана и подпустил его слишком близко. Зуев схватился за автомат, началась рукопашная. Техник был посильнее и стал скручивать капитана, тогда тот выхватил пистолет, выстрелил и бросился к стоянке самолетов. Раненый часовой пустил длинную очередь вслед, но промахнулся.

Дежурные самолеты все были заправлены и стояли в полной готовности. Надо было только снять заглушки с воздухозаборников, убрать колодки, сдернуть чехлы с фонаря - и запускай двигатели.

Зуеву беспрепятственно удалось взлететь с аэродрома, и теперь нужно было обезопасить себя. Он решил расстрелять самолеты дежурного звена. Развернувшись, промчался вдоль линейки самолетов, но пушка молчала. Как оказалось, она имеет двойную блокировку, угонщик, отключив первую, о второй забыл. Увидев, что по взлетной уже бежит самолет командира эскадрильи, Зуев включил форсаж и отклонился в сторону моря. Беглеца догнать не удалось.

Инцидент с угоном самолета турецкая сторона решила сверхоперативно. Через полтора дня МиГ-29 перегнали на родную авиабазу. Американские спецы так и не смогли договориться осмотреть самолет, турки им отказали.

Потерпев неудачу с самолетом, американская сторона, предоставившая политическое убежище беглому капитану, постаралась выжать из него все, что он знал. Так бывший советский летчик превратился в ⌠Алекса■, и Пентагон официально заключил с ним контракт. Помощь Зуева в период подготовки к операции ⌠Буря в пустыне■ была оценена очень высоко.

Оценка же его поступка российским правосудием однозначна √ уголовник. Но возмездие его так и не настигло. Сейчас он спокойно живет в тихом городке Сан-Диего и консультирует бизнесменов, решивших делать бизнес в России. Как водится, написал он и книгу, которую назвал ⌠Точка опоры■.

Но есть ли таковая у предателей?

Название книги ему явно подсказали. По классификации НАТО МиГ-29 называют ⌠Fulcrum■ √ ⌠точка опоры■. С надежностью и верностью этого самолета предатель ничего общего не имеет.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх