,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


1941 г. Харьковские Т-35
  • 7 июня 2010 |
  • 13:06 |
  • Stalker |
  • Просмотров: 147746
  • |
  • Комментарии: 12
  • |
0
1941 г. Харьковские Т-35


Т-35 - единственный в мире серийный пятибашенный тяжёлый танк с экипажем в целую футбольную команду (11 человек). Тяжелый пятибашенный танк Т-35 был самой мощной предвоенной машиной СССР. Вооружение состояло из унифицированной с Т-28 главной башни с короткоствольной 76-мм пушкой, двух башен, вооруженных 45-мм пушками (аналогичных башням БТ-5) и двух пулеметных башенок, схожих с башнями БТ-2. Бронирование составляло до 30 мм. Танки Т-35 производились серийно небольшими партиями, и на момент начала войны СССР обладал самым большим парком многобашенных танков. Т-35 имел ходовой аппарат с восемью катками среднего диаметра на рессорной подвеске, обладал относительно небольшим удельным давлением на грунт, но из-за слишком большого отношения длины к ширине был слишком медлителен и малоподвижен. На пересеченной местности Т-35 развивал скорость 12 км/ч.
Практически все Т-35 были потеряны в первые дни войны, в основном из-за поломок. Слабая броня, низкая манёвренность и надёжность, высокий силуэт делали танк хорошей мишенью для противника.


Известно, что летом 1941 г. на заводе №183 в Харькове в ожидании капитального ремонта находилось пять Т-35А. К середине лета ни один из них не был отремонтирован. По всей видимости, их техническое состояние было таковым, что тратить на них какие-то усилия посчитали нецелесообразным в то время как завод был загружен текущими заданиями более чем основательно.

21 августа 1941 г. начальник ГАБТУ Федоренко в телеграмме районному инженеру ГАБТУ сообщал следующее:
"Находящимся на з-де №183 4 танкам Т-35А №№ 148-30, 537-90, 220-28 и 197-02 провести мелкий ремонт, дающий возможность танкам самостоятельное передвижение, установить положенное вооружение и срочно отгрузить с з-да по разнорядке ГАБТУ КА. О готовности донесите." Есть предположение, что пятый танк все же отремонтировали и отправили по месту постоянной дислокации, которым осенью 1941 г. могло быть 2-е Саратовское танковое училище или КБТКУТС ПриВО. Остальные четыре остались в Харькове.

Из книги В.М.Мельникова написанной на основании архивных документов ясно, что эти четыре Т-35А вошли в состав бронетанкового отряда, или как его иногда называли в документах, отдельного противотанкового отряда, как одного из подразделений гарнизона города Харькова. Противотанковый отряд имел в своем составе 47 единиц бронетанковой техники устаревших марок, отремонтированных жителями города своими силами. Состав отряда был следующим: 5 танков Т-26, 25 танкеток Т-27, 4 танка Т-35 и 13 танков Т-16.

"Вследствие слабой подвижности и сильной изношенности материальной части, бронетанковый отряд был разделен на две части. Одна его часть (5 танков Т-26 и часть танкеток Т-27) располагалась на границе Октябрьского и Червонобаварского секторов обороны, в том районе, где сейчас находится Карповский сад. Вторая его часть была сосредоточена на стыке трех секторов обороны — Октябрьского, Сталинского и Червонозаводского, в том месте, где сейчас расположен стадион на улице Бутлеровский въезд." Предположительно, в каждый отряд попало по два Т-35.

Из рапорта немецкой 57-й дивизии известно, что " …русские 22.10.1941 г. предпринимали безуспешные попытки атаковать из казарм в западной части города. Уже раньше они попробовали это, по эту сторону Уд, из Новой Баварии, против станции Рыжов, безуспешно отрезать нас от Удянского моста. Не смотря на атаки при поддержке танков (четырех средних и двух тяжелых), нападение не удалось. 5 из 6 танков были подбиты, последний все же ускользнул с сильным креном".

Из книги В.М.Мельникова известно, что оборону в этом месте держали подразделения 216-й стрелковой дивизии, усиленные противотанковым отрядом.
"Боевое охранение от 290-й отдельной мотострелковой разведывательной роты 216-й сд, занимавшее позицию в этом районе, во взаимодействии с танкистами противотанкового отряда отразили наступление противника, нанеся ему ощутимые потери. По данным штаба обороны Харькова в ходе этого боя было уничтожено значительное количество пехоты и конницы противника, подбито два танка, уничтожено несколько минометных расчетов и захвачено несколько пленных."

Если Т-26 по внешнему виду немцы могли отнести к средним танкам, то кроме Т-35 других тяжелых танков в это время в этом месте не было. Т.е. два Т-35 были подбиты в ходе боев 21-22 октября на западной окраине Харькова. Кстати, из рапорта немецкой 57-й дивизии известно, что 5-ый Т-26 из состава западной половины бронетанкового отряда был уничтожен в боях районе Полтавского шляха 23 октября 1941 г.

По информации, предоставленной харьковским историком Александром Подопригорой известно, что в "Донесении о деятельности штаба LV АК вермахта при исполнении им обязанностей городской комендатуры в Харькове" указывается, что 3.11.1941 в районе Новая Бавария был захвачен 45-тонный танк с одной 76-мм и двумя 45-мм пушками и 5 пулеметами.

Весьма вероятно, что этот танк запечатлён на серии снимков под номером 025. Определить место, где были сделаны снимки пока не удалось. Возможно, найдутся еще желающие поискать последнее место стоянки этого танка. Для облегчения поиска предлагается панорама места последней стоянки и выкопировка из немецкого аэрофотоснимка местности, в районе кторой произошла первая и последняя танковая атака защитников города Харькова в 1941 г.

1941 г. Харьковские Т-35


1941 г. Харьковские Т-35


О ещё двух Т-35 было известно из других источников. Еще во время учебы в институте от преподавателя военной кафедры, который мальчишкой пережил оккупацию Харькова, я услышал об огромном танке, стоявшем в годы войны где-то в районе нынешней ул. Якира. Этот танк преподаватель называл "степным крейсером" из-за большого количества башен и пушек. Среди немецких Интернетовских снимков с Т-35 легко было угадываемо одно здание, находящееся и ныне на этой улице.

1941 г. Харьковские Т-35

1941 г. Харьковские Т-35


Нынешний адрес здания - ул. Якира 38. А вот до войны улица носила имя Ворошилова.
"В 22 часа 15 минут 15 октября 1941 года в здании штаба фронта (Юго-Западного) на улице Ворошилова в доме № 40 начался Военный совет, на котором также присутствовали также все начальники родов войск и служб, а также начальники основных отделов штаба фронта." Так выглядит это здание в наше время.

1941 г. Харьковские Т-35


Именно на этом совете была решена судьба города в 1941 г. В этом же здании располагался и штаб 38-й армии.
В здании под номером 38 располагались штабы обороны города и 216-й стрелковой дивизии.
Так что один из Т-35 был задействован в охране штабов. Здесь же он и остался до конца своей жизни.
Местоположение танка указано на выкопировке из немецкого аэрофотоснимка сентября 1941 г.

1941 г. Харьковские Т-35


Известно из книги В.М.Мельникова: "Из состава бронетанкового отряда был сформирован стрелковый батальон, который состоял в резерве начальника Харьковского гарнизона генерала И. И. Маршалкова и размещался в районе ХТЗ, недалеко от платформы Лосево."
От места базирования восточной части бронетанкового отряда в районе Бутлеровского въезда до Лосево оставшийся на ходу танк не доехал, сломался.
Из воспоминаний немецкого солдата Генриха Хайля о пребывании в Харькове в 1943 г.:
"При поездке к базе для автомобильных запасных частей, которая располагалась на несколько отлогой улице тотчас же вне Харькова, мы проезжали всегда мимо расстрелянного 72-тонного танка Красной армии. Этот танк имел 3 подвижных башни и высота его была определенно больше, чем 3 м."


Судя по воспоминаниям солдата, речь в них шла о восточной части города.
Танк, стоявший на дороге, идущей на восток, в сторону Чугуева не мог пройти мимо внимания немецких солдат-фотолюбителей. И хотя местность сильно изменилась и нет уже двухэтажек, рядом с которыми стоял танк, все же местность - узнаваема. Снимков этого танка – большое количество. Уж слишком интенсивное движение было на этой транспортной магистрали. Это не окрестности Львова, как предполагают некоторые знатоки. Это Харьков, пр. Московский, недалеко от гостиницы "Турист", рядом с восточной границей Селекционной станции. На старых снимках видны опоры контактной сети убранной уже после постройки метро трамвайной линии ХЭМЗ-ХТЗ.

1941 г. Харьковские Т-35


Источник

Смотрите также: Тяжелый танк Т-35 в боях



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх