,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


История ВВС Боснии и Герцеговины
0
После окончания Боснийской войны и подписания в конце 1995 г. Дейтонских мирных соглашений на территории Боснии и Герцеговины образовались две местные армии: вооруженные силы Боснийской и Хорватской федерации (Vojske Federalije) и вооруженные силы Республики Сербской (Vojska Republika Srpska). В обеих армиях имелись собственные военно-воздушные силы.

С началом операции "Союзническая сила" командованию ВВС обоих армий было настоятельно рекомендовано уведомлять представителей SFOR о каждом полете не позже, чем за 72 ч до взлета самолета или вертолета. На протяжении всей воздушной кампании НАТО против Югославии в воздух не поднялся ни один из летательных аппаратов этих ВВС.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе с формального одобрения Федеративной республики Югославия и Хорватии разрешила Республики Сербской иметь лишь ограниченное количество боевых вертолетов и самолетов. Согласно соглашению в составе ВВС Республики Сербской (Vazduhoplovstvo I Protivvazdusna Odbrana Voiske Republike Srpske) полагалось иметь семь боевых вертолетов и 21 самолет. Главными базами являлись расположенные в окрестностях Баня-Луки аэродромы Залусаны и Латаси. Здесь дислоцировались вертолеты SА.342 "Газель-ОАМА" и порядка 20 боевых самолетов: J-21 "Ястреб", J-22 "Орао" и "Супер Галеб". После того, как в авиакатастрофе был потерян двухместный NJ-22 "Орало", единственным учебно-тренировочным самолетом ВВС Республики Сербской остался "Супер Галеб".

  История ВВС Боснии и Герцеговины

Из-за ограничений, наложенных SFOR и недостатка финансирования реактивные самолеты в воздух практически не поднимались. В 1997 г. посол США в Сараево Чарльз Кроуфорд сообщил, что общий налет всех (!) реактивных самолетов ВВС Республики сербской составил всего 2 часа. Первые крупные учения вооруженных сил Республики Сербской, к которым привлекались ВВС прошли 28 октября 1998 г. на полигоне Маняеца. В учениях "Sadejstvo" ("Содействие") приняли учения сухопутные войска численностью до бригады, включая танки Т-55 и БМП М-90. Авиация была представлена двумя самолетами SOKO J-22 "Орао" и двумя самолетами J-21 "Ястреб". На учениях присутствовали представители ОБСЕ. По их словам самолеты не несли практических авиабомб (их использование на учениях запрещено действующими по отношению к Республике Сербской соглашениями), однако проход истребителей-бомбардировщиков на малой высоте выглядел впечатляюще.

В марте 2001 года командующий армии республики генерал Новия Симич объявил о том, что в течение следующих пяти лет ВВС будут модернизированы, однако никаких деталей не привел.

Для ВВС Боснийско-Хорватской федерации ограничения были установлены на уровне 14 боевых вертолетов и 41 боевой вертолет. Основой подразделений боевых вертолетов послужили несколько Ми-24, полученных, вероятно, из Украины. В начале боснийской войны ни босняки, ни хорваты не имели военной авиации. Однако, в ходе войны правительство в Сараево, в обход эмбарго ООН на поставку военной техники в республики бывшей Югославии смогло закупить несколько вертолетов Ми-8 и Ми-17. Все вертолеты были оснащены гражданскими вариантами приемников спутниковой навигационной системы GPS. По всей видимости, вертолеты были собственностью "Аэрофлота" и "прокачаны" по "серой" схеме продаже вооружений через Венгрию.

В ходе войны вертолеты совершили не менее 8000 вылетов на задания, главным образом на перевозку людей, включая раненых, и грузов в анклавы (и из анклавов) Сребреница, Зепа, Горажде, Бихач. Вертолеты часто подвергались обстрелу, примерно пять вертолетов было потеряно при выполнении боевых операций.

К началу операции "Союзническая сила" (1999) в составе ВВС Боснийско-Хорватской федерации имелось девять вертолетов Ми-8/Ми-8МТВ-1 и один Ми-17. Из восьми Ми-8 шесть принадлежало боснийцам и два - хорватам. Вертолеты Ми-17 предназначался для использования в качестве санитарного, еще один Ми-8МТВ-1 был оборудован для VIP-перевозок. В конце войны на "сером" рынке был приобретен легкий вертолет Ми-34, который использовался для первоначальной подготовки летчиков. В 1998 г. Боснии удалось подготовить 31 пилота вертолетов, половина из них прошла обучение в Пакистане.

По программе военной помощи в 1998 г. из США было поставлено 15 вертолетов Белл UH-1H (контракт на 100 млн долларов). Для полетов на этих вертолетах в учебном центре Бюкебург армейской авиации Германии прошло подготовку 25 боснийских и хорватских летчиков, а также 29 техников. Все 15 вертолетов "Ирокез" базируются на авиабазе Раджловач (Сараево), вертолеты Ми-8 рассеяны по полевым аэродромам, Ми-34 попеременно базируется в Бихаче и Високо. Вертолеты также базируются в Тузле и Мостаре.

Самолетная компонента ВВС Боснийско-Хорватской федерации в годы войны была представлена легкомоторными машинами UTVA-75 и Пайпер РА-18 "Супер Куб"; после окончания боевых действий самолеты возвращены гражданским аэроклубам.

Боевой состав ВВС Боснийско-Хорватской федерации на середину 2004 года

Тип ЛА
Миль Ми-24
Миль Ми-17
Миль Ми-8

Ми-8MTВ-1

Миль Ми-34
Piper PA-34-200T
Антонов Aн-74
CASA 212-200
Антонов Ан-2
УТВА-75 5
VF-1804 (T9-HAG)
VF-1802 (60404)
VF-1803 (60405)
VF-2814 (H-252)
VF-2815 (H-253)
VF-3601 (51301)
T9-BSA
T9-ABE (ES-NOE)
T9-ABA (F-GHOX)
T9-BAB (9A-BOW?)
T9-DGI (YU-DGI/53173),
T9-DJB (YU-DJB/53221),
T9-DKY (YU-DKY/53161),
T9-CLM (YU-DHB/53187),
T9-DHI? (YU-DHI/53194) Все еще в Турции





(c) Михаил А. Жирохов, 2004-07-11




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх