,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Татары не татары!
  • 26 января 2010 |
  • 22:01 |
  • grumdas |
  • Просмотров: 457613
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
0
Татары не татары!



из книги

Пензев К. А.

Великая Татария: история земли Русской

ТАТАРЫ И БУЛГАРЫ


Для многих русских читателей будет не лишним узнать, что далеко не все казанские татары желают называться этнонимом ≪татары≫. Как же они хотят называться? — может спросить удивленный читатель славянских кровей. Отвечаю. Они хотят вернуть себе очень древнее и славное имя
≪булгары≫. В данном случае, прошу обратить внимание, я не собираюсь вмешиваться в полемику ≪татаристов≫ и ≪булгаристов≫. Та информация, которую я собираюсь на этих стра-
ницах опубликовать, предназначена для русских читателей. Русские читатели, и это не секрет, знают о татарах так же мало, как и о башкирах, т. е. не знают ничего вообще.
Попробуем ввести читателя в курс дела (инф. с сайта≪Татарский мир≫ http: //www. tatworld. ru): ≪Из письма князя Владимиро-Суздальского Руси киевскому князю Святославу Всеволодовичу: ≪Отче и брате, се болгары соседи наши..., суть вельми богаты и сильны...≫ (1182 г.— см.: Татищев
В. Н. История Российская, т. 2. М. — Л., 1964, с. 237). ≪Царь же и великий князь Иван Васильевич всеа Руси в лето 7061 [1552 г.], (...) поиде во мнозе силе и град ихвеликий Казань взят, пределы их Казанския вся поплении многое множество нечистивых Болгар погуби, оставших же от плена всех под свою царскую десницу покори≫ (≪Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси≫ // Полное собрание русских летописей,т.14, М.,1965, с. 3).
≪Известный башкирский возмутитель Батырша, возмущая башкирцев к бунту, в письме своём всех здешних магометан болгарским народом называл≫ (Рынков П. И. Опыт Казанской истории древних и средних веков. СПб., 1767, с. 18-19.). ≪Масса современных казанских мусульман и в настоящее время не считает себя татарами, а зовет себя булгарами...≫ (Худяков М. Г. Мусульманская культура в Среднем Поволжье. Казань, 1922, с. 15). ≪Нынешние татары казанские и сибирские, разнося халаты по улицам русских городов, величают себя ≪булгарлык≫, ≪булгарством≫. (Григорьев В. В. Волжские татары. // Библиотека для чтения, 1836, т. XIX, отд. III, с. 24).
≪Не могу... пропустить позднейшего известия Куника... что ≪Казанских Татар и по сию пору в Средней Азии называют Болгарами≫ (Золотницкий Н. И. Лингвистическая заметка о названиях булгар, биляр и моркваши. // Труды ИОАИЭ. Т.З. Казань, 1884. С. 33.).
≪... Казанские татары всегда относились к булгарам, как потомки к предкам, и булгарская старина считалась священной... На тесную связь современных казанских татар с булгарами указывают и те родословные, которые имеются во многих татарских семьях и которые чаще всего упираются в то или иное лицо — выходца из Булгара≫ (Воробьев Н. И. Казанские татары. Казань, 1953, с. 19).
≪Сами жители Казани и её края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами. О том, что казанское население называло себя булгарами, а не татарами (≪булгарлык≫, ≪булгарство≫), писали историк XVIII века П. И. Рычков, крупный тюрколог первой половины XIX века В. В. Григорьев, выдающиеся тюркологи В. В. Радлов, А. Н. Самойлович... учёные К. Насыри, X. Атласи и многие другие≫ (История Казани. Первая книга. Казань, 1988, с. 40).
≪.. .татары поволжские — потомки не татаро-монголов XIII века, а волжских булгар, подвергшихся в XIII веке такому же страшному разорению, как Русь, половцы, аланы и многие другие народы... Можно понять и потомков булгар или половцев, которые по ошибке мнят себя наследниками Чингисхана и Тохтамыша...≫ (Кузьмин А. Пропеллер пассионарности, или Теория приватизации истории // Молодая гвардия, 1991, № 9).
≪Казанские... татары, называя себя... мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия ≪татарин≫. Бранясь между собою, называют друг друга ≪татар≫. У них часто можно слышать выражения: ≪min tatar tygel, mosolman≫ (я не татарин, а мусульманин),
≪tatar dinsiz digan suz≫ (слово ≪татарин≫ значит: человек без веры, язычник). Есть у них и поговорки, обращенные к татарам же, напр. ≪Tatar barda hatar bar≫ (где татарин, тамбеда). ≪Tatar tura bulsa, chabatasyn turga liar≫ (≪сделавшись начальником, татарин повесит свои лапти в зале (главной комнате≫). (Ахмаров Г., сотрудник Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1864—1911 гг.). Тептяри и их происхождение. // ИОАИЭ, т. XXIII,
вып. 5. Казань, 1908г.; http: //magnabulgar. narod. ru).
Особенно интересным было узнать о булгарских поговорках про татар и очевидно, что русские со своим знаменитым изречением ≪Незваный гость хуже татарина≫ неодиноки.
Читатель может удивиться, — как же так? Татары не любят татар? Да нет. Татары татар любят. Это булгары не любят царя Батыя, который разорил Булгарию. Казанские татары (булгары) не отождествляют себя с татарами, проживавшими в ХII-ХIII вв. южнее монгольских племен. Никак. Более того. Сами тогдашние монголы тех халхинских татар на дух не переносили за учиненные над ними (монголами) жестокости и, в конце концов, истребили их совершенным образом, т. е. начисто, о чем есть свидетельство ≪Сокровенного сказания монголов≫:
≪Перезимовали ту зиму, а на осень в год Собаки Чингисхан положил воевать с Татарами: Чаган-Татар, Алчи-Татар, Дутаут-Татар и Алухай-Татар. Прежде чем вступить в битву при урочшце Далан-нэмургес, Чингисхан, с общего согласия, установил такое правило: ≪Если мы потесним не-
приятеля, не задерживаться у добычи. Ведь после окончательного разгрома неприятеля добыча эта от нас не уйдет.
Сумеем, поди, поделиться. В случае же отступления все мы обязаны немедленно возвращаться в строй и занимать свое прежнее место. Голову с плеч долой тому, кто не вернется в строй и не займет своего первоначального места!≫
В сражении при Далан-нэмургесе мы погнали Татар. Тесня их, мы вынудили Татар соединиться в их улусе при урочище Улхуй-шилугельчжит и там полонили их. Мы истребили тут Татарских главарей поколений Чаган-Татар, Алчи-Татар, Дутаут-Татар и Алухай-Татар. В нарушение указа
задержались, оказывается, у добычи трое: Алтан, Хучар и Даритай. За несоблюдение приказа у них отобрано, через посланных для этого Чжебе и Хубилая, все, что они успели захватить, как то: отогнанные в добычу табуны и всякие захваченные вещи.
Покончив с казнями главарей и сбором пленных Татар, Чингисхан созвал в уединенной юрте Великий семейный совет, для решения вопроса о том, как поступить с полоненным Татарским народом. На совете поговорили и покончили с этим делом так:
Искони был Татарский народ
Палачом наших дедов-отцов.
Отомстим же мы кровью за кровь.
Всех мечом до конца истребим:
Примеряя к тележной оси,
Всех, кто выше, мечу предадим,
Остальных же рабами навек
Мы по всем сторонам раздарим.
Когда, по окончании совета, выходили из юрты, татарин Еке-Церен спросил у Бельгутая: ≪На чем же порешил совет?≫ А Бельгутай говорит: ≪Решено всех вас предать мечу, равняя по концу тележной оси≫. Оказалось потом, что Еке-Церен оповестил об этих словах Бельгутая всех своих
Татар, и те собрались в возведенном ими укреплении. При взятии этих укреплений наши войска понесли очень большие потери. Перед тем же как наши войска, с трудом взяв Татарские укрепления, приступили к уничтожению Татар, примеривая их по росту к концу тележной оси, — перед тем Татары уговорились между собою так: ≪Пусть каждый спрячет в рукаве нож. Умирать, так умрем, по крайней мере, на подушках (из вражеских тел)≫. Вследствие этого наши опять понесли очень много потерь≫.
Тогда, по окончании расправы с Татарами, которых примерили-таки к тележной оси и перерезали, Чингисхан распорядился так: ≪Вследствие того, что Бельгутай разгласил постановление Великого семейного совета, наши войска понесли очень большие потери. А потому в дальнейшем он лишается права участия в Великом совете. Вплоть до окончания заседаний совета он обязуется наблюдать за порядком близ места заседаний, а именно: улаживать ссоры и драки, разбирать дела о воровстве, обманах и т. п. Бельгутай с Даритаем имеют право доступа в совет лишь по окон-
чании его заседаний, после того как выпита чара-оток...≫
Однажды, уже после окончания Татарской кампании, Чингисхан сидел на дворе за выпивкой. Тут же, по обе стороны, сидели ханши Есуй и Есуган. Вдруг Есуй-хатун глубоко со стоном вздохнула. Чингисхан сообразил, в чем дело, и тотчас вызвал Боорчу и Мухали. ≪Расставьте-ка-
приказал он, —расставьте-ка по аймакам всех вот этих собравшихся здесь аратов. Людей, посторонних для своего аймака, выделяйте особо≫. Все стали по своим аймакам, а отдельно от аймаков остался стоять всего один человек.
Это был молодой человек с волосами, заплетенными в косу, как у благородных людей. Когда этого человека спросили, кто он такой, он отвечал: ≪Я нареченный зять дочери Татарского Еке-Церена, по имени Есуй. Враги громили нас, и я в страхе бежал. Сейчас же все как будто бы успокоилось,
и я — пришел. Я был уверен, что меня не опознают среди такой массы народа≫. Когда Чингисхану доложили эти его слова, он сказал: ≪Что ему еще здесь шпионить, этому непримиримому врагу и бродяге? Ведь подобных ему мы уже примерили к тележной оси. Чего тут судить да рядить? Убе-
рите его с глаз долой!≫ И ему не замедлили снести голову≫.
Представьте себе, что Чингисхан не успокоился даже после всеобщей резни. Уж одного татарина мог бы оставить? Но нет, вопрос был принципиальный, всех татар выше тележной оси уничтожить.
Вывод. Термин ≪монголо-татары≫ — нонсенс. То же самое, что и политический блок ≪Ликуд—Хезбалла≫. Такого этнического конгломерата попросту не могло существовать, во-первых, потому, что монголы татар истребили физически, во-вторых, монголы никак подобное имя неприняли бы.

источник




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх