,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Русины
  • 28 октября 2008 |
  • 02:10 |
  • WizzarDD |
  • Просмотров: 69064
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
Руси́ны — восточнославянская этническая группа, проживающая, в основном, в Восточной Европе. Энциклопедии относят русинов как к украинцам, так и к отдельной от украинцев этнической группе. В то же время, часть русинов и организации русинов придерживаются мнения о русинах, как об отдельном народе. В СССР и современными властями Украины официально рассматриваются как этнографическая группа украинцев

Русины (руснаки, карпаторосы) – коренное славянское население Карпатского региона, проживающее в ряде стран Восточной Европы. Они считают себя отдельным народом и официально признаны в 22 странах мира. По данным украинской переписи населения 2001 года, в Закарпатской области проживают 10 069 русинов. В 1992 и 2002 годах Закарпатский облсовет дважды обращался к депутатам Верховной Рады с просьбой признать русинов национальностью. В августе 2006 года Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН призвал правительство Украины признать русинов национальным меньшинством. В марте 2007 года Закарпатский облсовет признал эту этническую группу на территории области национальностью

Русины населяют Закарпатскую область Украины, Восточную Словакию (северо-восток Прешовского края) и часть польских Бескидов; некоторая их часть проживает в странах, куда они переселились на протяжении последних нескольких столетий — Венгрии, Сербии (в Воеводине, где их язык признан одним из официальных языков края), Румынии, Молдавии, Хорватии, США, Канаде, Австралии, России. Помимо самоназваний «русины» и «руснаки», другими народами русины также называются как угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены.


Русины


В этническую группу русинов также входят гуцулы, лемки и бойки, имеющие схожий язык, культуру и традиции, однако на Украине они официально рассматриваются в качестве этнографических групп украинцев. Как этноним слово русин в письменных источниках впервые встречается в Повести временных лет и употребляется наряду с руський, людий руских — так именуются люди, относящиеся к Руси; встречается также в договорах Олега с греками 911 г. (упоминается 7 раз) и Игоря 945 г. (упоминается 6 раз), договорах Смоленска с немцами, и позже употребляется как этноним в Галицко-Волынском княжестве, Великом Литовском княжестве, название украинцев и белорусов в польских текстах XIII—XX веках, самоназванием частей этих народов в в XIII—XIX столетиях.

Украинское (русинское) население Буковины всегда было полиэтническим, и заметно разделялась на собственно украинцев и гуцулов, которые сохраняли существенные отличия от остального населения края в образе жизни и в локализации.

Значительная часть населения Буковинской Верховины во время румынской переписи населения 1930 года выбрало этноним гуцул, а не украинец или русин. После территориального раздела 1940 г. на территории Румынии оказалась значительная часть гуцулов, составляющих сейчас по разным оценкам около трети или чуть более всего украинского населения Южной Буковины. Контакт между обеими группами были существенно затруднены в силу различных причин. Вследствие чего украинцы, проживающие в высокогорных и труднодоступных районах, в значительной мере вообще были исключены из общеукраинского контекста.

Карпатские русины

Перепись 2001 года в Словакии показала довольно сложную картину принятия разных идентичностей среди в прошлом однородного русинского населения: 24.201 граждан Словакии считали себя русинами (в том числе 1.178 с родным языком словацким и 83 — с родным языком украинским), 10.814 — украинцами (из них 2.996 — с родным языком русинским), 28.885 — словаки с родным языком русинским, 1.342 — словаки с родным языком украинским. Исходя из этого некоторые русинские организации Словакии провели в 2001 году сбор подписей за объединение в бюллетенях переписи населения граф «русин» и «украинец» в одну графу, но это предложение было отклонено. В настоящее время процесс ассимиляции словацких русинов идёт быстрыми темпами, причиной является отток населения в благополучную западную Словакию из-за высокого уровня безработицы в русинских районах (которая может доходить в некоторых местах до 80 %). Печальным «рекордом» является деревня Прикра у Свидника, где осталось всего 5 жителей и которая стала, таким образом, самым маленьким населённым пунктом Словакии.

Язык

Разговорный язык, используемый в Закарпатье — близкие между собой говоры долинного Закарпатья, в Словакии и Польше в качестве официального русинского языка используются местные кодифицированные лемковские диалекты, в Воеводине используется свой вариант русинского языка, который из-за мощного словацкого влияния, которое он испытал, часть лингвистов относит к западно-славянским.

В качестве литературного языка долгое время использовался церковнославянский (даже в XIX веке), что сильно повлияло на разговорную лексику. Основы русинского литературного языка заложил Александр Духнович. На рубеже XIX и XX веков русины Закарпатья также разделялись на русофилов и украинофилов. Первые выступали за принятие в качестве литературного языка русского, вторые — украинского. В настоящее время существуют разные варианты литературного русинского языка. Выделяют четыре варианта русинского языка, которые условно называют лемковским (в Польше), пряшевским (в Словакии), ужгородским (на Украине) и воеводинским (в Сербии). Каждый из вариантов находится под сильным влиянием языка соседствующего славянского большинства. В советский период и в период независимости Украины существование отдельного русинского языка официально не признавался. Русинский язык считался в то время диалектом украинского.

Религия

Предки русинов приняли христианство, вероятнее всего, ещё во время миссионерской поездки «Солуньских братьев» Кирилла (Константина) и Мефодия в Великоморавское княжество. Так или иначе, но Кирилл и Мефодий считаются не только «апостолами славян», но и святыми покровителями Закарпатской Руси — множество местных храмов посвящено именно им, а Грушевский монастырь близ Мукачева считает их своими основателями.

Русины изначально были православными (Сербского и Константинопольского патриархатов), но, находясь в многовековой изоляции, под влиянием Флорентийской и Брестской унии также перешли в греко-католицизм. Чтобы сохранить византийский литургический обряд, Православная церковь Закарпатской Руси вступила в унию с Римом, образовав Русинскую греко-католическую церковь после оформления 24 апреля 1646 года Ужгородской унии. С того момента принадлежность к греко-католицизму, равно как и к православию, стала этническим сигналом принадлежности русинов к славянскому этносу. Как и раньше, русины подвергались ассимиляции, но их потомки, утрачивая родной язык, сохраняли «веру отцов» — множество русин, особенно в горных районах, оставались православными. В условиях демократического Чехословацкого государства, часть верующих русин, принадлежащих к греко-католикам, стала возвращаться к православной религии. Запрет, наложенный на греко-католическую церковь в СССР в 1946, ускорил этот процесс. Ныне более 60 % русинов Закарпатья являются православными, а 35 % — греко-католиками. Греко-католическая Ужгородско-Мукаческая епархия, объядиняющая закарпатские приходы, не входит в состав Украинской греко-католической церкви (будучи в прямом подчинении Ватикана), и находится на позициях политического русинства, то есть поддерживает движение за автономию и даже отделение Закарпатья.

В Словакии был обратный процесс — после либерализации 1968 года, когда была снова разрешена Словацкая греко-католическая церковь, большинство русинов вернулось в греко-католичество.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх