,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Двухдневный автобусно-пешеходный маршрут "Салтовское городище"
  • 16 сентября 2008 |
  • 15:09 |
  • YoGik |
  • Просмотров: 46997
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
Начинать маршрут лучше всего из Харьковского исторического музея, экспозиция которого знакомит с материалами археологических раскопок самобытной салтовской культуры. Затем — выезд с автостанции № 3 (пл. Восстания) автобусом по маршруту: Харьков — Старый Салтов. Из Старого Салтова надо пройти в северном направлении не более двух километров и выйти к Старосалтовскому отделению «Сельхозтехники». Здесь, недалеко в лесу, находится катакомбный могильник, открытый во время земляных работ в 1982 году. Однако как бы вы ни старались его разыскать, без опытных специалистов-археологов это не удастся: катакомбные могильники внешних отличительных признаков не имеют. Лишь кое-где можно обнаружить воронкообразные провалы — обвалившиеся своды катакомб. В отличие от карстовых (естественных) провалов, катакомбные имеют правильную воронкообразную форму.

Паш путь лежит дальше — в Верхний Салтов. Минуя «Сельхозтехнику», все время выдерживая северное направление, выходим на грунтовую дорогу, которая идет через поля совхоза «Салтовский» вдоль лиственного леса. Впереди — березовая роща, где можно сделать небольшой привал, в тени красавиц берез перевести дух. Отсюда до Верхнего Салтова рукой подать — всего каких-нибудь три с половиной — четыре километра.
Вдоль опушки леса, на полях и по обочинам дороги летом растут полевые цветы. Через полчаса, поднявшись на высокую гряду, можно увидеть водонапорную башню и домики Верхнего Салтова, а оглянувшись назад,— весь путь, пройденный из Старого Салтова.
Можно прибыть в Верхний Салтов и другой дорогой — от Старосалтовской автостанции идти в северном направлении по узким прибрежным тропам вдоль правого берега Печенежского водохранилища, мимо Дома рыбака, спортинтерната «Чайка», городского яхт-клуба, баз отдыха — «Лесные озера», «Металлург» и «Дружба». Но на этом пути много заболоченных заливов.

Вот, наконец, и Верхний Салтов. Но сначала обратимся к истории. Почти целое тысячелетие, начиная с IV века и до середины XIII века, через степи Восточной Европы двигались на запад из Азии многочисленные, разноязычные и разноплеменные кочевые народы. Среди них были сармато-аланы, угры, различные тюркоязычные племена. Первая волна азиатских кочевников, хлынувших в Европу в середине IV века, была возглавлена гуннами, вторая — в конце IX века — печенегами, третья — в первой половине XIII века — татаро-монголами.
Только в VIII веке историческая обстановка в южнорусских степях была более спокойной: сармато-аланские и тюркские племена пришли в относительное равновесие, войдя в состав Хазарского каганата. На огромной территории каганата — от предгорий Кавказа на юге до верховьев Северского Донца и Дона на севере, от Волги и Прикаспия па востоке до Приазовских степей на западе — образовалась единая культура. Первые памятники этой культуры были открыты в Харьковской области — в селе Верхний Салтов, поэтому и получила она название Салтовской (VIII — X века).
...Более тысячи лет хранили тайны древние памятники, расположенные возле Верхнего Салтова Волчанского района. Исследование их началось в 1900 году местным учителем В. А. Бабенко, который на склоне одного из многочисленных оврагов обнаружил древнее захоронение в катакомбе. Раскопками, проведенными в послевоенное время, было установлено, что здесь, в одном из живописнейших уголков Харьковщины, находятся остатки древнего средневекового города. Располагался он на правом, высоком берегу Северского Донца, занимая склоны и край возвышенности берега, который поднимается сейчас почти на 40 метров над зеркалом Печенежского водохранилища. Площадь города составляла 120 гектаров. В юго-восточной части городища находилась мощная крепость с каменной цитаделью. К крепости примыкал большой посад. С трех сторон городище окружали земляные валы и рвы. Склон, обращенный к реке, при строительстве города был срезан и из-за большой крутизны практически стал недоступен для противника. Укрепления сохранились частично, поскольку вся площадь городища давно заселена и занята частными домами и огородами колхозников; земляные валы во многих местах спланированы. Камень еще в дореволюционное время был вывезен в Харьков для укрепления набережной реки Лопань, часть оборонительных стен разобрали местные жители для построек и хозяйственных нужд. Остатки оборонительных стен, крепостных ворот и башен, зернохранилищ и жилищ скрыты под землей. Они-то и рассказали археологам о былой мощи древнего города.
Визуальный осмотр раскопок городища не дает полного представления о Верхнесалтовском археологическом комплексе. Поэтому экскурсию по городищу лучше всего совершить в сопровождении опытного экскурсовода или археолога экспедиции.
Посредине городища под прямым углом к реке проходил глубокий ров, который делил крепость на две части— северную и южную. Северная часть крепости представляла собой цитадель: по ее периметру за земляными укреплениями стояли каменные стены шириной до четырех метров. По обеим сторонам стены был каменный панцирь, выложенный из грубообтесанных или совсем не обработанных плит больших размеров из крупнозернистого песчаника. Внутреннее пространство панциря было заполнено землей, мелкими камнями и щебнем, а затем несколько раз залито водой и хорошо утрамбовано. В десяти метрах от юго-западного угла к стене примыкала каменная башня, а неподалеку от нее находился вход на городище. Вокруг городища, на возвышенности и в пойме, было расположено несколько неукрепленных поселений. Границы селищ окончательно еще не определены, но имеющиеся данные показывают, что их площадь во много раз превышала площадь самого городища. На поселениях открыто несколько типов жилищ. В основном это были полуземлянки прямоугольной формы с глинобитной лежанкой, печью-каменкой или открытым очагом из камней. Жилище углублялось в землю до полутора метров и имело стены срубной или столбовой конструкции. Площадь полуземлянок в среднем не превышала 20 квадратных метров. Пол обычно посыпался желтым речным песком. Рядом с жилищем находились наземные хозяйственные постройки и зерновые ямы. Возле северного рва городища обнаружено большое количество погребов, хозяйственных ям, обработанных камней, многие камни со следами обжига. Однако здесь не найдено ни одного жилища. Возможно, эта территория была занята наземными сооружениями легкого типа в виде юрт, которые не оставили после себя заметных следов.
На селищах найдены фрагменты керамики, а иногда даже целые сосуды, массивные рыболовные крючки, грузила от сетей, пряслица от ткацких станков, всевозможные украшения, различные орудия труда, обломки жерновов и зернотерок. Это говорит о том, что местное население занималось не только рыбной ловлей и скотоводством, но и пашенным земледелием.
Среди древнесалтовского населения были металлурги-ремесленники, занимавшиеся добычей и обработкой металлов. Об этом свидетельствуют находки. Неподалеку от селища, расположенного возле села Старый Салтов, были обнаружены остатки сыродутного горна для получения железа. Он был вылеплен из глины с большой примесью песка и установлен в неглубокой прямоугольной яме с закругленными углами. Высота горна от основания, имевшего в плане овальную форму, до верхнего края не превышала 90 сантиметров. На высоте 20 сантиметров от нижнего основания в его стенках находились два небольших отверстия для глиняных сопел, через которые нагнетался сырой воздух (отсюда и название — сыродутный горн, сыродутный способ получения железа). Внутри горна, где при нагнетании воздуха создавалась высокая температура — до 1300—1400 градусов,— происходило восстановление содержащейся в руде окиси железа в зерна металлического железа. Эти зерна оседали на дно горна, образуя слиток-крицу. Извлеченную из горна крицу несколько раз проковывали для того, чтобы уплотнить металл и удалить шлаки, а затем из нее рубили заготовки для получения необходимого предмета.
Аналогичные сыродутные горны были найдены также на салтовских селищах близ Волчанска и возле поселка Новая Покровка Чугуевского района. Многочисленна и разнообразна салтовская керамика. При раскопках поселений и могильников найдены кувшины, горшки, кружки, раннесредневековые амфоры, большие сосуды-пифосы для хранения жидкости и зерна. В основном глиняная посуда изготавливалась на гончарном круге. Однако нередко встречаются горшки, грубо вылепленные вручную, в глиняном тесте которых находится большая примесь мелкотолченой керамики и песка. Поверхность сосудов покрывалась различным орнаментом, чаще всего в виде горизонтально прочерченных или волнистых линий. Реже встречаются отпечатки гребенчатого штампа, а также наколы в виде полосок, треугольников и зигзагов, на донышках некоторых сосудов, сделанных на гончарном круге, встречаются клейма с изображением круга, квадрата, креста, прямоугольника, вписанного в круг, или каких-либо знаков. Глядя на сосуды, изготовленные салтовскими гончарами, убеждаешься в том, что гончарное ремесло у этих племен достигло высокого уровня развития. Окончательные ответы на большинство вопросов, связанных с изучением салтовской культуры,— возникновение ремесел, развитие торговли, социально-экономическое неравенство — были найдены при раскопках древних могильников. На территории распространения памятников салтово-маяцкой культуры известны четыре типа могильников: катакомбные, ямные (бескурганные), подкурганные ямные (подбойные), а также могильники с обрядом кремации. Катакомбные могильники расположены, как правило, на высоком берегу, на меловых и глинистых склонах холмов. Внешних признаков катакомбы не имеют и только в некоторых местах на их наличие указывают воронкообразные провалы, образовавшиеся в результате обрушивания сводов катакомб. Каждая катакомба состоит из узкой входной ямы в виде длинной траншеи — дромоса. Эта траншея шириной до 50—60 сантиметров имеет покатое дно. Длина дромосов самая различная, чем он длиннее, тем глубже и богаче погребение. В грунт дромосы врезались вверх по склону, поэтому, несмотря на почти горизонтальное или слабо наклонное дно, один его конец был сильно углублен в глину. Глубина траншеи соответственно увеличивалась при увеличении ее длины. Если же склон холма был недостаточно крутым, то дно входной ямы углубляли ступеньками. В передней стенке дромоса, чаще всего на глубине от двух до пяти метров от поверхности земли, делался в виде полукруглой арки небольшой вход в могильную камеру (катакомбу). Вход перекрывался массивными дубовыми плахами или грубо обработанными каменными глыбами из крупнозернистого песчаника; в некоторых случаях вход плотно засыпался материковой глиной. Вход в камеру одной из катакомб Верхнесалтовского могильника был закрыт поставом — нижним камнем жернова.

Дромос вел в могильную камеру четырехугольной, круглой или овальной формы; свод был чаще всего купольный, реже — цилиндрический. В среднем длина и ширина камеры не превышают двух метров. Однако иногда встречаются камеры больших размеров. Высота катакомбы достигает 1,3—1,7 метра. Такие катакомбные усыпальницы устраивались не для отдельного погребения, а представляли собой своеобразные семейные склепы. На плоском, хорошо заглаженном полу камеры хоронили от одного до пяти покойников. После совершения последнего захоронения ее закладывали плахами, дромос утрамбовывали землей, перемешанной с глиной. Богатые камеры и вход тщательно забивали материковой глиной, чтобы затруднить доступ в усыпальницу недругам, осквернявшим могилы.

Археологи обратили внимание па тот факт, что мужчин хоронили на спине в вытянутом положении, а женщин в подавляющем большинстве — в скорченном виде, на правом или на левом боку. Весьма распространен был обычай перемешивать кости покойников. При этом скелеты ранее похороненных просто сдвигали к внутренней стене и на их место укладывали новых покойников... Удалось проследить, что мужские захоронения чаще сопровождались кувшинами, в которых, вероятнее всего, находилась какая-то жидкость; женские захоронения — корчагами и горшками с остатками пищи, а детские — глиняными кружечками. Обязательный атрибут почти всех — и мужских, и женских, и детских захоронений — ножи.

Вокруг катакомб в неглубоких ямках археологи находят остатки заупокойных трапез. Тризны состояли из одного или нескольких сосудов и костей жертвенных животных — козы, свиньи или коровы. Интересно, что черепа животных сохранялись полностью, значит, головы укладывались в яму нетронутыми. Целыми в тризне обнаруживаются и остальные кости. Очевидно, захоронение целых костей жертвенных животных являлось своеобразным обрядом, связанным с верой в воскрешение погребенного животного. По обычаю покойников клали па подстилку из луба или кошмы, посыпая дно камеры древесными угольками и толстым слоем песка. Стены и потолки катакомб часто имеют белый налет. Но это не следы побелки, а известковый налет от многочисленных затеков воды.

При рассмотрении материалов салтовских захоронений бросается в глаза неоднородность погребального инвентаря: в одних катакомбах он очень богат, а в других, кроме железного ножа и кувшина, ничего нет. К числу очень бедных, раскопанных в Верхнесалтовском могильнике, относится 15 погребений, совершенных не в катакомбах, а в простых грунтовых ямах. Исследователями подсчитано, что примерно три четверти погребений имели разнообразный инвентарь, остальные были безынвентарные, принадлежавшие бедным соплеменникам. Приведенные факты свидетельствуют о существовании у племен салтовской культуры глубокого имущественного неравенства.

Воинов хоронили с оружием и кожаными поясами, украшенными серебряными, бронзовыми и позолоченными бляхами, свидетельствовавшими о воинском достоинстве погребенных. С левой стороны пояса на специальных скобах подвешивалась сабля, которая носилась в ножнах из дерева и кожи, окованных бронзовыми или серебряными деталями. В погребениях воинов встречаются также наконечники кистеня, боевые топорики, черешковые наконечники стрел, кинжалы, наконечники копий и другие предметы. Считалось, что воины-дружинники в загробной жизни должны иметь боевых коней. Поэтому рядом с дромосом выкапывалась специальная узкая и длинная яма для захоронения коня. Стенки конской могилы книзу зауживались на конус. При захоронении лошадь опускали в яму ногами вниз и ее тело заклинивалось в вертикальном положении. Создавалось впечатление, будто лошадь стоит с опущенной вниз головой у своей коновязи, готовая в любую минуту прийти на помощь своему хозяину. В богатых захоронениях ремни сбруи роскошно украшались серебряными и позолоченными бляшками. Для конских уборов весьма характерны так называемые начельники — большие бронзовые налобные бляхи с трубочкой для султанчика в центре. При раскопках салтовских погребений обычно находят множество разнообразных вещей, которые либо украшали тело, одежду и обувь, либо клались вместе с покойником в могилу как якобы необходимые в потусторонней жизни — орудия производства, глиняная и деревянная посуда, оружие, предметы туалета... В одной из Верхнесалтовских катакомб были найдены обрывки шерстяной ткани темно-коричневого цвета. Ткань была украшена мелкими штампованными бубенчиками и расшита цветными бусами.
Значительное место в жизни местных племен занимали украшения и предметы туалета. Многочисленны и разнообразны бусы из стекла, пасты, сердолика, горного хрусталя, коралла, слоновой кости, бронзы, раковин. При помощи специальных соединителей с двумя-тремя дырочками из бус составлялись сложные ожерелья в две или три нитки. В состав ожерелий иногда входили бронзовые бубенчики, круглые бляшки и спиралевидные бронзовые пронизи. Почти в каждой катакомбе встречаются всевозможные бронзовые подвески самых разнообразных форм: лунницы, колесообразные, кольцевые с изображением птичьих головок, в виде фигурок лошадей, баранов, птиц.
Во многих женских, детских, а иногда и мужских захоронениях найдены разнообразные браслеты. Чаще всего это простые или витые проволочные браслеты, встречаются также браслеты пластинчатые. Иногда браслеты делались из бронзовых спиралевидных пронизей или из крупных пастовых бус. Весьма распространенными у салтовцев были бронзовые или серебряные кольца и перстни с овальным, круглым или же прямоугольным щитком со вставками из сердолика, стекла, различных камней. Небезынтересно, что и женщины, и мужчины носили золотые, серебряные и бронзовые серьги. В отличие от женщин мужчины носили одну серьгу. Наиболее распространенным типом были серьги в виде овального колечка, украшенного склоненным набок шариком. В нижней части к кольцу неподвижно или шарнирно крепилась каплевидная подвеска.
Весьма частым атрибутом салтовских погребений являются наборы различных предметов туалета. В такие наборы входят туалетные коробочки для румян, волосяные кисточки с бронзовой рукоятью, бронзовые фигурные скальпелеобразные ножички, копоушки, ног-течистки, пилочки, туалетные щипчики и другие предметы. Туалетные наборы соединялись тонкими цепочками и крепились к поясу. Почти во всех женских захоронениях были найдены круглые зеркала, сделанные из оловянистой бронзы. Лицевая сторона зеркал обычно отполирована до блеска, а противоположная — украшена орнаментом в виде кругов из точек, волнистых линий, зигзагов, звездочек, треугольничков. Зеркала также носились на кожаных ремешках у пояса или же на груди в специально изготовленных кожаных футлярчиках. В некоторых катакомбах зеркала лежали отдельно от погребенных и были преднамеренно разбиты на несколько частей. Это связано с весьма распространенным у некоторых племен обычаем портить погребальный реквизит. Иногда в салтовских захоронениях встречаются погребенные с согнутыми ногами и в сидячем положении. Это пережитки старых сарматских традиций.

К настоящему времени исследовано более 600 катакомб. Только за последние четыре года раскопок на главном катакомбном могильнике обнаружено более 10 тысяч находок. Возраст их 1000 — 1200 лет. ...Машина с надписью «Кинохроника» остановилась возле домика лесника. — Вам археологов? — переспросил встретившийся местный паренек и показал па противоположную сторону оврага, где проходила грунтовая дорога.—По ней лесом доедете до Верхнего Салтова, а там любой малец их лагерь покажет.
«Мальцы» не попадались, и вскоре стало попятно почему — они в эти дни пропадали на склонах холмов, у которых вели раскопки археологи. Здесь шли своеобразные открытые уроки истории, где, правда, не было школьных учителей, но ученики — кто постарше, кто помоложе — с одинаковым усердием пытались докопаться до истины, докопаться и в прямом, и в переносном смысле. На голубом небе ни одной тучки. Нестерпимо жжет летнее солнце, от которого высохла на склонах полевая трава. В такую жару сидеть бы в тени деревьев на берегу Печенежского водохранилища. Однако местный пляж был безлюдным: все шли на Замуловку, куда почему-то приехала «Кинохроника». Ходили слухи о золотых воротах и золотом коне, якобы спрятанных здесь турками еще 300 лет тому назад. Желающие посмотреть на древние вещи внимательно наблюдали, как научные сотрудники экспедиции аккуратно зачищают щеточками, ножами, кисточками и другим «нехитрым» инструментом погребение коня, убитого при захоронении своего хозяина.
— И вовсе он не золотой,— раздался голос кого-то из наблюдателей. Это в легенде сообщалось о золотом копе. А на самом деле бляшки, украшавшие сбрую, оказались позолоченными и серебряными. Значит, была какая-то доля правды в легенде. В углу ямы кучкой лежали железные стремена и удила; несколько поодаль найдено три массивных серебряных бубенчика. На голове коня находился налобник, сделанный из большой серебряной пластины сердцевидной формы. Расположение всех предметов четко фиксируется и записывается в полевой дневник.
А тем временем на глубине лаборанты и юные археологи из археологического кружка продолжают раскапывать земляной коридор — дромос. Он начинается со ступенек — здесь их насчитывается двенадцать. И каждая ступенька глиняной лестницы как бы опускает нас ровно на столетие в прошлое: ведь катакомба была сооружена двенадцать столетий тому назад.
Далее, от последней ступеньки, дно дромоса полого опускается вниз, до пяти метров от существующего сейчас уровня грунта. Один из участников экспедиции вдруг ударяет саперной лопаткой по какому-то твердому предмету. Это — каменная плита из плотного крупнозернистого песчаника, которая закрывает вход в камеру. Каменный заклад отодвинули в сторону и подняли на поверхность. Но, к сожалению, в этой камере потолок обвалился, поэтому пришлось удалить еще несколько кубометров грунта, чтобы полностью исследовать катакомбу.
На стенках камеры выразительно «читаются» следы от тесла-мотыжки — небольшой железной лопатки с узким лезвием. Этим крохотным орудием были вырыты дромос и камера. Мотыжки найдены чуть ли не в каждой катакомбе среди другого погребального инвентаря. Наконец, все земляные работы закончены, и вот начали появляться первые находки. В углу, у торцевой стенки камеры, луч прожектора обнаружил глиняный кувшин с остатками жертвенной пищи. Рядом в россыпи лежали разнообразные бусы и бронзовые бляшки. Кожаную обувь украшали серебряные бляшки с изображением животных. На кожаном поясе находились бляшки с изображением уродливого человеческого лица. Под скальпелем засверкали сразу три серебряные монеты, которые использовались как украшения-амулеты (почти на всех обнаруженных в могильнике монетах имеются сквозные отверстия или же сделаны петельки для подвешивания). Для археологов монеты являются датирующим материалом. Благодаря найденным монетам можно датировать не только вообще весь памятник материальной культуры, но и каждый из его участков в отдельности. Так, катакомбы Верхнесалтовского могильника, расположенные на склонах Капиносова оврага, являются наиболее древними и относятся к концу VIII — началу IX века.

Всего этой археологической экспедицией за один только полевой сезон найдено более трех тысяч различных находок. Это — глиняная посуда, оружие, принадлежности конской сбруи, предметы быта, всевозможные украшения. Среди находок много сердоликовых и стеклянных бус, костяных, бронзовых и пастовых амулетов. Найдено большое количество бронзовых позолоченных браслетов, разнообразных бляшек, бронзовых и серебряных перстней, колец, сережек. В некоторых катакомбах обнаружены глиняные кувшины с клеймом мастера.

Но наиболее интересные для нас предметы находились в катакомбе с порядковым номером 13. Здесь были найдены костяные астрагалы. Чем же привлекли они внимание археологов? Когда бараньи косточки были очищены от глины, то на их поверхности появились какие-то рисунки и знаки. На отдельных астрагалах сквозные отверстия были залиты свинцом. Можно предположить, что они использовались в игре, похожей на современную игру в бабки, и поэтому кости, которые служили битами, для утяжеления заливались свинцом. Но с какой целью на многих астрагалах процарапаны загадочные знаки? Может быть у местных племен было своеобразное рисуночное письмо? Некоторые исследователи считают, что подобные знаки не являются буквами орхонского алфавита, а представляют собой просто тамги владельцев предметов, на которых этот знак нанесен. Так ли это? Покажет будущее.
Посмотреть на древние катакомбы приходили почти каждый день местные жители, рабочие и служащие, отдыхающие на базах отдыха, школьники и студенты. Среди множества вопросов чаще всего повторялись: — А что будет с катакомбами после завершения раскопок? Неужели их засыпят землей?

Нет, их не засыпят землей. За долгие годы раскопок этого интереснейшего памятника древности собран значительный материал, который хранится в музеях Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, других городов. Создан археологический музей и в селе Верхний Салтов. А Верхнесалтовский археологический комплекс объявлен в настоящее время заповедной зоной и охраняется как исторический памятник республиканского значения.
«Земляной архив» вокруг Верхнего Салтова раскрыл еще далеко не все свои тайны, а то, что уже раскопано, достойно всеобщего обозрения. Для туристов открывается еще один маршрут, связывающий настоящее с далеким прошлым нашей страны.
После подробного ознакомления с археологическим памятником в Верхнем Салтове следует двигаться на север вдоль правого берега Печенежского водохранилища, сильно изрезанного короткими, но глубокими оврагами. Возле указателя на село Жовтневое находится колодец с чистой ключевой водой. К селу Рубежному лучше идти по шоссейной дороге. Расстояние до железного моста через Северский Донец — пять километров. Не доходя 200 метров до моста, подняться по крутому склону вверх, на Заячью поляну. Здесь обычно останавливаются на ночлег те, кто взял с собой палатки. Отсюда открывается великолепный вид: внизу спокойное на вечерней зорьке водохранилище, справа — смешанный лес с колючими кустами боярышника и терна, слева — густая, дремучая дубрава; вдали — длинноствольные, стройные сосны...
Рано утром, после завтрака, рюкзаки за спину — и снова в путь. Недалеко от моста советуем осмотреть еще один катакомбный могильник салтовской культуры. Затем, перейдя на левый берег, можно остановиться на ночлег. Второй выходной день следует посвятить отдыху. А вечером путь держать на село Верхняя Писаревка, где в урочищах Головховка, Прогон и Кузовка, на песчаных возвышенностях находятся поселения с отложениями археологических культур бронзового века и раннеславянского времени. В Верхней Писаревке — конец маршрута. От дома отдыха «Верхнеписаревский» идет автобус в Харьков.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх