,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Торговыми войнами Россия пытается затянуть Украину к себе в "постель"
+2
Торговыми войнами Россия пытается затянуть Украину к себе в "постель"


На прошлой неделе Украина ввела утилизационный сбор на авто и автобусы российского производства. Теперь, начиная с 3 сентября, все юридические и физические лица, импортирующие в Украину российские транспортные средства, должны заплатить новый сбор за утилизацию таких авто. В среднем российские легковые автомобили c объемом двигателя 2000-3000 куб.см подорожают почти на полторы тысячи долларов, машины с объемом двигателя от 3500 куб.см - более чем на три тысячи долларов.


По сути, эти меры - ответ на введение первого сентября утилизационного сбора россиянами, которым обложили весь автомобильный импорт независимо от страны происхождения (за исключением Беларуси и Казахстана). Появление нового налога на транспорт в России автоматически сделало всю украинскую автотехнику, которая поставляется в эту страну, не способной конкурировать в ценовом сегменте. Как минимум, украинская продукция дорожает для россиян на 10%.

Сезонные обострения

Осень - традиционная пора обострения отношений между Украиной и нашим северным соседом. Но, как правило, в этот период основным негативным фактором является необходимость нашей страны закупать в большом объеме голубое топливо. Именно эта тема всегда активно обсуждается политическими аналитиками и становится предметом для спекуляций политиков двух государств. Однако, эта осень началась именно с автомобильного скандала и эта история содержит в себе мало политических акцентов.

В данном случае Россия пытается защитить свой автопром от конкурентов. Напомним, в РФ вступило в силу постановление о снижении пошлин на импорт автомобилей с 30% до 25%. Такие меры РФ согласовала с ВТО, членом которой она недавно стала. Иными словами, все иномарки, ввезенные в эту страну, должны стать как минимум на 5% дешевле. Естественно, при таком раскладе приоритеты местных жителей могли сместиться в пользу автотранспорта иностранного производства. Экологический налог, он же утилизационный сбор, должен не только восстановить более выгодные позиции российского автопрома на местном рынке.

Это плохо для украинских автопроизводителей. На российский рынок приходится до 95% всех поставок украинского автопрома (всего же автозаводы Украины отгружают на экспорт около 40% своей продукции). Например, в прошлом году наша страна в Россию экспортировала более 40 тыс. единиц автотехники на сумму, превышающую 340 млн долларов.

В первую очередь от российского экологического сбора пострадают ключевые игроки украинской автомобильной промышленности: КРаЗ, корпорация "Богдан" и ЗАЗ. Как минимум, с введением такого сбора в России, по данным профильных аналитиков, украинские автоконцерны могут сократить объемы производства почти вдвое.

Российская автомобильная промышленность менее зависима от украинского потребительского рынка. Сейчас на территории России работает 28 заводов, выпускающих более 1,8 млн автомобилей в год. И только 4% из них экспортируется в Украину. Это означает, что если Украина оставит в силе постановление о введении утилизационного сбора, российские производители практически не пострадают - введенный россинами сбор с лихвой перекроет потери тамошних автопроизводителей на украинском рынке. В этом случае проиграют только рядовые украинцы - для них машины российского производства вырастут в цене на 1-3 тыс. евро в зависимости от объема двигателя транспорта.

Однако автомобильные споры могут стать началом торговой войны между странами. Косвенные признаки этого уже есть.


Так, на днях Министерство аграрной политики и продовольствия Украины заявило о том, что наша страна не готова предоставлять российским экспортерам свои порты для транзита зерна.

"Нам самим очень сложно справляться, вывозить ежемесячно из Украины 3 миллиона тонн зерновых культур, поэтому мы не против, если российский капитал будет развивать портовую инфраструктуру Украины в Черном море", - говорит директор департамента экономического развития аграрного сектора Минагрополитики Сергей Кваша.

Такое заявление можно расценивать как скрытую угрозу - перекрыть россиянам экспортные каналы, ведь собственных портовых мощностей северным соседям давно не хватает, а на то, чтобы создать их и обустроить в Украине, российским предпринимателям понадобится не один десяток лет и миллиардные инвестиции. Более того, для этого им придется решить вопрос получения всевозможных разрешительных документов, и здесь тоже могут быть проволочки. Все прекрасно понимают, что документы, которые ожидают подписи, могут пылиться на столе чиновников долгие месяцы, а то и годы.

Впрочем, россияне, со своей стороны, могут нанести не менее серьезный удар по украинским пищевикам. Так, например, в памяти отечественных молочников еще жива "сырная война" - этой зимой главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко обвинил украинских производителей сыра в использовании пальмового масла. Отметим, поставки наших сыров на свою территорию РФ пытается ограничить уже четвертый раз. А первый раз "сырные санкции" появились в январе 2006-го года.

Приходилось в прямом смысле несладко и украинским кондитерам. Так в конце прошлого года страны Таможенного союза - Россия, Беларусь, Казахстан - ввели единую ставку пошлины на ввоз отечественной карамели в размере 294,10 доллара за тонну. Это подняло цену для российского потребителя на украинские карамельные конфеты и они моментально переключились на продукцию своих заводов и фабрик.

Отметим, кроме сыра Украина экспортирует в Россию мясо, кондитерскую и винно-водочную продукцию, пиво. Всего объемы поставок пищевой продукции украинскими производителями в Россию превышают в денежном выражении отметку в два миллиарда долларов.

Вечный двигатель

Впрочем, в Украине тоже есть серьезные козыри в рукавах. Так, например, Россия зависит от украинских вагоностроительных заводов. Более того, некоторые крупные вагоностроительные предприятия нашей страны уже принадлежат влиятельным российским бизнес-группам. Так, "Лугансктепловоз" входит в российский ЗАО "Трансмашхолдинг", а недавно структуры российского бизнесмена Станислава Газмалова купили 25% акций Крюковского вагоностроительного завода.



Сложно будет русским и без украинских машиностроителей. Например, харьковское ОАО "Турбоатом" еще с советских времен поставляет в Россию свои турбины.

Сильные позиции на российском рынке и в Харьковского подшипникового завода - это предприятие успешно обходит во всех тендерах, проводимых Российскими железными дорогами, своих конкурентов.

Не обходятся без украинской продукции и российские энергетики. Так, "Запорожтрансформатор" на протяжении десяти лет обеспечивает трансформаторами северного соседа. Аналогов компании на рынке СНГ нет. Кстати, владелец предприятия Константин Григоришин - тоже бизнесмен российского происхождения.

А вот без предприятия "Мотор Сич" россияне и вовсе не смогут обойтись. В общем объеме экспорта этого запорожского предприятия около 30% составляет доля РФ. Оно обеспечивает более чем на 80% потребности российского авиапрома в вертолетных двигателях, в денежном выражении это примерно полмиллиарда долларов ежегодно. Напомним, сейчас Россия активно модернизирует свой авиационный флот.

Принудительный вариант

Эксперты считают, что главной причиной частых торговых войн с Россией является настойчивое желание северного соседа вернуть Украину "в семью". "Россия последовательно выстраивает в торговых отношениях такую экономическую систему, которая очень ясно показывает всем, и прежде всего Украине, что быть членом Таможенного союза (ТС) выгодно", - считает экс-министр экономики Украины Виктор Суслов.

"Само вступление Украины в ТС - дело ближайшего будущего. Другого пути у Украины нет. Не так давно Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провел интересное исследование. Коротко суть такова: одно только вступление в ТС даст Украине дополнительные 6% ВВП в год. При нынешней экономической ситуации это похоже на манну небесную", - считает Константин Долгов, политический консультант, руководитель PR-агентства "Афина".

Эксперт прогнозирует, что если Украина выберет зону свободной торговли с Евросоюзом, то ТС абсолютно логично повысит пошлины на украинские товары до уровня ставок, предусмотренных для продукции, произведенной в странах Европы. "Это будет означать конец украинской экономики, массовую безработицу и социальную напряженность", - рисует мрачную картину Долгов.

А вот директор Фонда экономических исследований Олег Устенко считает, что количество войн между странами уменьшится, как только Украина вступит в ЗСТ.

"Уменьшение торговых барьеров, прописанных в договоре, должно уменьшить количество возникновения спорных ситуаций. Но войны совсем не прекратятся, уязвимыми, как и раньше, останутся рынки агропродукции, машиностроения и металлургии", - уверяет эксперт.

Светлана Еремина

ТСН



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх