,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


С Барского плеча
-4
2 июля НАК "Нафтогаз Украины" подписал меморандум с немецкой компанией Ferrostaal Industrienlagen GmbH о реализации совместного проекта по модернизации компрессорной станции "Бар" на магистральном газопроводе "Союз". Стороны рассматривают его как начало масштабных вложений Евросоюза в реконструкцию украинской ГТС. Обновление КС "Бар" оценивается в 50 млн евро, всех подобных станций – в сотни миллионов. Правда, этот "праздник подрядов" может пройти без отечественных машиностроителей.

Подписанию меморандума предшествовала встреча руководителей Ferrostaal и депутата германского бундестага Карла Вельмана, одного из активных лоббистов этого проекта, с премьер-министром Украины Николаем Азаровым. Члены немецкой делегации заявили, что около года изучали состояние украинской газотранспортной системы и теперь уверены, что средства, вложенные в ее модернизацию, окупятся даже раньше, чем Газпром построит свой "Южный поток". Возможно, тот вообще не понадобится. По словам К.Вельмана, Европа заинтересована в транзите российского газа по менее затратным маршрутам. Ведь в итоге это позитивно отразится на цене энергоносителя для конечных потребителей.

Исполнительный директор Ferrostaal Марк Нойман заверил, что сразу же после подписания меморандума немецкие специалисты начнут работать над Барским проектом. По их расчетам, для реконструкции КС потребуется около 19 месяцев. Но после этого ресурс газовых турбин и компрессоров станции будет продлен на 15 лет, КПД работы вырастет, а потребление топливного газа при полной нагрузке на турбины уменьшится на 28%. По словам господина Ноймана, в 1970-80-х годах немецкие компании уже привлекались к строительству газопровода "Союз", так что этот объект не является для них совершенно незнакомым. Правда, сама Ferrostaal в этой всесоюзной стройке не участвовала. Тогда поставщиком компрессорного оборудования выступала компания AEG, которая впоследствии распалась и была распродана по частям разным собственникам, хотя теперь ее пытаются возродить в прежнем виде.

Выбор именно Бара под место осуществления немцами пилотного модернизационного проекта имеет свои объяснения. Здесь находится одна из стратегических точек на газотранспортной карте Украины. Дело в том, что в Винницкой области вблизи Бара сходятся сразу три нитки магистральных газопроводов, качающих голубое топливо в Европу, после чего они около 150 км следуют параллельным курсом, чтобы разойтись в районе Гусятина. Между трубами есть перемычка, и возникает, условно говоря, "Барское плечо", которое в перспективе может быть использовано для перевода украинской ГТС или отдельных ее участков в реверсный режим работы. Минэнергоугля от случая к случаю такую гипотетическую необходимость рассматривает (например, для перекачки дальше в Европу части LNG-газа, который будет поступать на будущий черноморский терминал под Одессой). А однажды этот реверсный вариант пришлось даже применить на практике, когда в начале 2009 года Газпром полностью перекрыл подачу газа в Украину.

Газопровод "Союз" – самая старая из магистралей, пролегающих через Украину, следовательно, и входящие в его структуру КС практически исчерпали свой запас прочности, в т. ч. Барская. В процессе ее реконструкции, за которую готова взяться Ferrostaal, планируется заменить все 7 газоперекачивающих агрегатов станции по 10 тыс. кВт каждый.

Всего в составе украинской ГТС работают свыше 700 ГПА различной мощности (от 4 до 25 мВт). Некоторые эксплуатируются уже свыше 30 лет, они устарели и морально, и физически. В первую очередь это касается как раз компрессорных станций "Союза". За период 1995-2008 годов "Нафтогаз Украины" сумел ввести в эксплуатацию только 33 новых ГПА и еще заменить двигатели на 34 агрегатах. Для обновления использовалась полностью продукция украинских машиностроителей – Сумского объединения им.Фрунзе и запорожских компаний "Заря-Машпроект" и "Мотор-Сич". В 2010 году руководство "Укртрансгаза" и Минтопэнерго Украины приняло решение о постепенной полной замене перекачивающего оборудования газопровода "Союз" новыми агрегатами производства тех же предприятий. Предлагаемые ими ГПА имеют КПД в 34%, что на 10% выше, чем у устаревших ГТК-10И, которыми напичкан "Союз". Такое переоборудование предполагалось начать с КС "Александрия" и завершить по всему газопроводу "Союз" до конца 2015-2016. Но в свете нынешнего меморандума Нафтогаза с Ferrostaal эта идея, похоже, уже утратила свою актуальность.

Одна из причин в том, что ни "Укртрансгаз", ни его материнская компания не нашли денег на задуманное техническое перевооружение. На полную реконструкцию только одного "Союза" необходимо, по последним расчетам Минэнергоугля, 2,4 млрд долл. (раньше, правда, назывались более скромные суммы, даже в 2 раза меньшие). А ведь в стране есть и другие магистральные газопроводы. При этом из общей суммы расходов на реконструкцию магистрального газопровода, как правило, более 60-70% "съедают" как раз компрессорные станции и только 30-40% – линейная часть.

КС в Баре выпал счастливый билет, поскольку проект ее реновации согласился профинансировать DeutsсheBank. Не как инвестор, естественно, а как кредитор. Причем c немецким банком продолжаются переговоры о предоставлении Киеву более крупной суммы займа, чем 50 млн евро. Формально DeutsсheBank еще в 2005 году открыл для "Нафтогаза Украины" кредитную линию объемом 2 млрд евро, которую НАК не выбрала даже на четверть. Впоследствии право на обслуживание этой линии перешло к кипрским финансовым институциям. Но если отталкиваться от рамочного кредитного договора, то повод обращаться за финансовой помощью к немецким банкирам у украинской стороны остается. В 2008 году руководство "Нафтогаза Украины" уже пробовало занять у DeutsсheBank деньги на оплату российского газа. Но получило отказ. Однако сейчас банк может оказаться сговорчивее. Ведь в данном случае кредитные деньги пойдут не в карман Газпрому, а вернутся в немецкую экономику. Тем более что о предоставлении займа готовы похлопотать Ferrostaal и другие компании (к примеру, Man, Siemens и т.п.), которых манят заказы на модернизацию украинской ГТС.

Другое дело, что сама Ferrostaal большим опытом строительства или реконструкции газокомпрессорных станций похвастаться вряд ли может. Самый свежий проект, осуществленный ею в этой сфере, – это возведение в Румынии КС "Бульбучени". С ее строительством Ferrostaal вложилась в 16 месяцев вместо предварительно предусмотренных 24. За свою работу компания получила 65 млн евро вознаграждения. Более крупный контракт (примерно на 114 млн евро) она имела еще 7 лет назад в Туркменистане, оборудовав там компрессорную станцию "Корпедже", служащую для превращения добываемого на местном нефтяном месторождении попутного газа в товарный природный газ и подачи его в газотранспортную систему страны. В туркменском проекте партнером Ferrostaal выступала другая германская компания – Man Turbo. Этим послужной список реконструкции КС, представленный на официальном сайте Ferrostaal, собственно и ограничивается.

Ну а о том, что в последние несколько лет эта компания оказалась в центре целого ряда коррупционных скандалов, на сайте, конечно же, не упоминается. Тем не менее в прессе уже всплывали факты о даче взяток представителями концерна Ferrostaal с целью получения контрактов на продажу подводных лодок Греции и Португалии, на строительство автомобильных заводов в Алжире, на поставку печатного оборудования Индонезии. В Греции по этому поводу прошли аресты влиятельных в прошлом чиновников. В Германии правоохранительные органы ведут расследование. К слову, практику применения "откатов" в зарубежных странах с целью получения выгодных контрактов несколько месяцев назад признала Siemens, после чего извинилась за подобные действия.

Распределение подрядов на модернизацию украинской ГТС – материя очень тонкая. Но немецких кудесников трубы в Киеве сегодня встречают с распростертыми объятиями. "Я приветствую реализацию таких проектов и расширение сотрудничества с Германией, особенно в вопросах модернизации нашей ГТС, энергосбережения, увеличения добычи собственного газа и т.д., – заявил 2 июля на встрече с делегацией Ferrostaal Н.Азаров. – Поэтому промышленные круги Германии могут твердо рассчитывать на поддержку правительства Украины". Но поддержка одних нередко происходит за счет ущемления интересов других. И если выбор модернизаторов ГТС пойдет под диктовку иностранных кредиторов, то национальному производителю будет трудно пробиться сквозь это сито. К тому же Минэнергоугля сегодня активно продвигает переход на газоперекачивающие агрегаты с электрическим приводом, опыта производства которых в Украине нет. Отечественные же заводы специализируются на газотурбинных ГПА.

Ярослав Ярош

МинПром

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх