,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Цветы кризиса
  • 16 марта 2012 |
  • 15:03 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 763
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
+4
Нарциссизм как катализатор произошедшей рецессии

Завышенная самооценка в последние годы воспринималась как необходимое условие успешности, однако в действительности раздутое самомнение приводило к неумению оценивать риски, неспособности вписаться в коллектив, к бездумному и опрометчивому потреблению и заимствованию средств.

Экономисты предлагают множество объяснений глобального финансового кризиса. Среди них и неадекватная кредитная политика, и вседозволенность, которую чувствовали создатели опасных финансовых инструментов, и недостаточный контроль со стороны государства. Иногда обсуждаются и системные противоречия капиталистической системы. Однако не следует утверждать, что корни проблемы лежат исключительно в политэкономической системе координат. Все больше психологов и социологов сходятся во мнении, что одной из причин кризиса стали сдвиги в социокультурном пространстве.

Мастера бизнес-апокалипсиса

По их мнению, одной из причин глобального финансового падения стала хроническая самовлюбленность и завышенное самомнение топ-менеджеров крупных компаний. Неспособность критически отнестись к собственным действиям, неадекватность в оценке текущих рисков, да и в принципе слишком самоуверенное отношение к работе — все эти черты, возникшие у отдельных руководителей из-за чересчур раздутого эго, поставили многие компании на грань банкротства.

Цветы кризиса


По их мнению, одной из причин глобального финансового падения стала хроническая самовлюбленность и завышенное самомнение топ-менеджеров крупных компаний. Неспособность критически отнестись к собственным действиям, неадекватность в оценке текущих рисков, да и в принципе слишком самоуверенное отношение к работе — все эти черты, возникшие у отдельных руководителей из-за чересчур раздутого эго, поставили многие компании на грань банкротства.
Крис Бонс, декан бизнес-школы Хенлей (Henley Business School), подчеркивает, что у руля многих корпораций находились, да и сейчас находятся люди, зацикленные на собственной персоне и личных достижениях, которые не в состоянии воспринимать замечания и предложения. Возможно, что на волне экономического роста самоуверенные и яркие боссы действительно добивались успеха, однако этот благоприятный для них период оказался непродолжительным. Такие управляющие не способны к саморефлексии и не отдают себе отчета в том, что они совершают промахи, так что когда результаты этих ошибок всплывают наружу, оказывается уже слишком поздно.

Несмотря на лидерские способности, эгоцентричные и самоуверенные руководители зачастую подавляют творческое взаимодействие в коллективе, обмен идеями и мнениями. В итоге они часто оказываются не в состоянии справиться с ситуациями, в которых решение проблемы нужно найти общими силами. Да и чего скрывать: подчиненные тоже редко любят зацикленных на себе начальников. По данным исследования Университета Флориды, одним из главных демотивирующих факторов для работников оказывается чрезмерное самолюбие руководства. При этом встречается оно гораздо чаще, чем хотелось бы. Так, почти треть респондентов заявили, что их начальник преувеличивает свои достижения, чтобы хвастаться перед коллегами, 25% жаловались на зацикленность руководителей на собственной персоне, а 20% упрекнули своих шефов в том, что они делают одолжение только при условии получения чего-то взамен.

Любопытно, что большинство по-настоящему хороших руководителей, которые привели компании к успеху, были в жизни весьма скромными и неприхотливыми людьми. В книге «От хорошего к великому» Джим Коллинз отмечал тот факт, что личные интересы для хороших, эффективных топ-менеджеров не имеют первостепенного значения. По словам Коллинза, они хотят «видеть компанию более успешную в будущем, не придавая значения тому, что, может быть, не все узнают, чьи именно усилия являлись основой успеха». Симптоматично, что почти все руководители, о которых можно это сказать, работали в середине XX века, а сегодня топ-менеджеры скорее пожертвуют компанией, нежели своим имиджем.

Но не стоит забывать, что вирус эгоцентризма поразил не только высшее руководство компаний, но и рядовых сотрудников. Обычные менеджеры, по словам лектора по бизнес-этике Сурендры Арджун, по уровню самовлюбленности могли бы соперничать с древнегреческим Нарциссом. Иронизируя над этой чертой характера управленцев, автор Times Филипп Броутон даже предложил альтернативные расшифровки аббревиатуры MBA (мастер бизнес-администрирования), например, Mediocre But Arrogant («посредственный, но высокомерный») и Me Before Anyone («Я важнее всего»). Симптоматично, что высокая самооценка в большинстве случаев оказывается совершенно безосновательной. Никакое самомнение не сможет сделать из посредственного сотрудника настоящего профессионала, глубоко разбирающегося в своем предмете. Так что сегодняшних управленцев скорее стоит называть «Мастерами Бизнес-Апокалипсиса», ведь именно они со своими бесчисленными корочками MBA привели многие компании к банкротству.

Общество самомнения

И раздутое самомнение у руководства компаний, и зацикленность на себе рядовых сотрудников возникли не на пустом месте. Дело в том, что отношение к самооценке в современном обществе за последние годы принципиально изменилось. Еще несколько десятков лет назад раздутое самомнение воспринималось с усмешкой, и его обладателю присваивался статус «самовлюбленного». Однако сегодня завышенная самооценка больше не считается признаком искаженного самосознания, скорее наоборот: это залог финансового успеха и личного счастья, можно сказать универсальное средство от всех проблем. В США даже действует Национальная ассоциация повышения самооценки (NASE), задача которой заключается в «улучшении жизни людей путем повышения самооценки». И, судя по графику 1, с поставленной задачей NASE прекрасно справляется.

Цветы кризиса


Полки книжных магазинов ломятся от «бестселлеров», помогающих обрести душевное спокойствие, раздув собственное эго. «Повысить самооценку. Как?», «Как стать уверенным в себе и поднять самооценку?», «Как повысить самооценку. Способы воспитания здорового эгоизма», «Подними свою самооценку», «Библия самооценки» — это далеко не полный список работ психологов, утверждающих, что именно уверенность в себе и вера в безграничность собственных сил является панацеей от всех болезней и неудач. Показательно, что при таком обилии книг, указывающих на важную роль высокой само оценки, вы вряд ли найдете на полках книжного магазина даже тонкую брошюру, предлагающую оценить свои поступки с критической точки зрения, найти в характере не только плюсы, но и минусы, предлагающей привести свою самооценку в соответствие с реальностью.

Современное общество постулирует, что человек прекрасен именно таким, каков он есть, что катастрофически девальвирует важность работы над собой. «Беда с самооценкой заключается в том, что она не признает ценностей и принципов, да и усилий не требует», — пишет Майкл Фоли в работе «Век абсурда. Почему в современной жизни трудно быть счастливым?» Для того чтобы иметь высокую самооценку в нынешнем ее понимании, от человека не требуется практически ничего, скорее наоборот, он может требовать от других признания своих заслуг. «Общество достижения», в котором для признания человеку приходилось упорно трудиться и преодолевать сложности, кануло в Лету. Сегодня мы наблюдаем за становлением «общества самомнения», для успеха в котором нужно просто быть самоуверенным.

Кредит на иллюзию

Надо признать, что в современных условиях поддерживать раздутое самомнение оказывается не всегда просто. Пожалуй, самым легким, но и самым коварным путем постоянной «накачки» эго становится потребление. Приобретая все новые и новые статусные товары (зачастую оказывающиеся совершенно бесполезными), член «общества самомнения» вновь и вновь доказывает себе собственную важность. «Ведь вы этого достойны!», — это, пожалуй, один из самых успешных призывов к покупке, ибо он апеллирует к самому главному чувству человека XXI века — желанию почувствовать себя особенным и нестандартным, достойным чего-то несравненно большего, чем все остальные... Впрочем, внимая манипулятивной рекламе и скупая все, что попадается на глаза, попутно с увеличением самооценки, можно изрядно опустошить кошелек. Как указывают в своей книге «Эпидемия нарциссизма» Джин Твендж и Кит Кэмпбелл, в начале 1980-х годов средняя американская семья откладывала 12% от получаемых доходов, а в 2008-м — в канун финансового кризиса — они тратили уже на 16% больше, чем зарабатывали, благо кредитные карты позволяли с легкостью брать взаймы. При этом о возвращении кредитов мало кто задумывался — обладатели высокого самомнения вообще редко сомневаются в собственных способностях справиться с чем бы то ни было. Не так давно это было подтверждено и экспериментально. Психофизиологи из Техаса выяснили, что у людей с завышенной самооценкой плохо развита область коры головного мозга, отвечающая за мыслительные способности. Якобы так мозг обеспечивает людям защиту: чтобы не тратить усилия на обдумывание и оценку ситуации, он сразу выдает положительную картинку. Такие люди полагают, что они могут со всем справиться и, разумеется, в состоянии все себе позволить. Другими словами, чересчур самоуверенные индивиды рискуют потерять физиологическую способность адекватно оценивать ситуацию.

Цветы кризиса


Наиболее наглядно неадекватность оценки материальных возможностей иллюстрирует ситуация на американском рынке жилья. В течение многих лет граждане США постоянно увеличивали свои потребительские запросы в этом секторе. По данным исследования National Association of Home Builders, с 1950 по 2004 год доля новых домов, в которых было не более двух спален, снизилась в шесть раз — с 66 до 11%, за тот же период доля счастливчиков, которые приобретали дома с четырьмя спальнями, выросла с 1 до 37%. Из года в год увеличивалась и площадь домов, и число комнат, размер гаража, и даже количество ванных комнат (в 2004 году в 24% новых домов было три и более ванных, с 1990 года эта доля выросла на треть — с 18%, а в 1950 и 1970 годах домов с таким числом ванных комнат не строилось вообще). Росла и площадь построек — в 1970 году средняя площадь нового дома оказывалась порядка 140 квадратных метров, в 1990 году — 193 кв. м, а к 2005 году площадь достигла 232 квадратных метров (график 2). (Показательно, что число детей в семье при этом уменьшалось). Разумеется, стоимость домов также неуклонно увеличивалась, в 1995 году средняя цена проданного дома составляла порядка 160 тыс. долларов, а через десять лет в 2005 году этот показатель вырос почти в два раза — на тот момент средняя стоимость проданного дома оказывалась равной почти 300 тыс. долларов (график 3). Выплатить такие огромные суммы сразу и целиком почти никто из покупателей был не в состоянии, так что подавляющее большинство домов было куплено в ипотеку — ипотечные долги на все виды недвижимости к 2008 году, по данным ФРС США, достигли почти 15 трлн долларов (график 4), из которых только долги по ипотеке на индивидуальные дома составляли около 11 трлн долларов! Низкий процент по кредиту, постоянный рост цен на недвижимость и вера в счастливую звезду (и собственную удачливость) — все это подталкивало американцев не экономить на покупках и ни в чем себе не отказывать. Таким образом, как раз в канун кризиса, купленный среднестатистической семьей дом (и внешне, и по стоимости) был больше похож на королевский дворец, чем на место жительства людей из среднего класса.

Однако в 2008 году в разгар кризиса на рынке недвижимости эти самоуверенные обладатели ипотечных кредитов оказались, мягко говоря, в проигрыше. Сегодня уже каждый седьмой дом в США находится в состоянии передачи банку из-за неуплаты кредита. На конец 2011 года долг американских домохозяйств в среднем оказался равным 130% от годового дохода.
Зажмурившись

Казалось бы, кризис 2007—2009 годов должен был расставить все точки над «i» и наконец сорвать розовые очки самоуверенности с миллионов живущих не по средствам граждан. Но, как ни смешно, многие люди все равно продолжают жить на широкую ногу и брать взаймы (график 5), руководители компаний твердят заученную мантру «Мы видим рост», а поп-психологи, бизнес-тренеры и «специалисты в области управления» всех мастей снова советуют «повышать упавшую из-за кризиса самооценку» и «развивать навыки лидерства».

Парадоксально, но факт: финансовая катастрофа, продолжающаяся и по сей день, оценивается самоуверенными людьми лишь как некий кратковременный сбой в системе, после которого жизнь снова вернется в привычное русло. Почему-то некоторые эгоцентричные люди до сих пор не хотят (а может, и не могут) понять, что именно их нерациональное и недальновидное поведение стало одной из причин кризиса, а для выхода из тупика следует изменить жизненные стратегии и наконец-то начать откладывать, а не брать взаймы. Но, видимо, желание подчеркнуть собственную значимость и стремление успокоить свое эго оказывается сильнее…

Самодостаточность против самоутверждения

На фоне зараженных вирусами эгоцентризма и нарциссизма США и Западной Европы очень выигрышно смотрятся «коллективистские» и «скромные» страны Азии, в которых почти нет зацикленных на себе «нарциссов», зато есть внушительные промышленные и научные достижения. Принципиально иной подход к личной самооценке, базирующийся на здоровом самоуважении, а не слепой самовлюбленности, позволил жителям Китая совершить самое настоящее экономическое чудо. Уже упоминавшиеся Джин Твендж и Кит Кэмпбелл в книге «Эпидемия нарциссизма. Жизнь в эпоху самомнения» отмечают, что само слово «самооценка» в таких государствах, как Тайвань и Китай отсутствует в принципе, так как в нем нет особой необходимости. Жителям этих государств не нужно самоутверждаться за счет других людей, ведь они видят результаты коллективного труда и совершенно иначе воспринимают сотрудничество и совместную работу. В таком случае пропадает необходимость оценивать себя по выдуманным чертам характера и требовать от окружающих признания несуществующих достоинств.

Кроме того, реалистично оценивая свои финансовые возможности, жители Азии не так активно пользуются кредитами и поддерживают уровень потребления, адекватный своим доходам. Разумеется, подавляющее большинство китайцев не могут похвастаться высоким уровнем жизни, прямо скажем, он на порядки ниже, чем у жителей Запада, однако материальное положение жителей Восточной и Юго-Восточной Азии, относящихся ко всем доходным категориям, поступательно улучшается, чего не скажешь об американцах и многих европейцах.

Новые решения

Финансовый кризис актуализировал вопросы, касающиеся адекватности не только экономических, но и социокультурных отношений. В последние годы наличие высокой самооценки многими экспертами считалось критично важным для успеха в жизни, однако практика показала, что последствиями раздутого самомнения оказываются финансовые и эмоциональные проблемы. Оценивая себя, исходя из каких-то личностных качеств (будь то ум, красота, сила), человек создает завышенную самооценку буквально на пустом месте. И это априори раздутое самомнение заставляет людей «соответствовать» выдуманному образу через беспорядочное потребление, а эгоцентризм не позволяет строить по-настоящему близкие и крепкие отношения. Таким образом, самооценка при передозировке из универсального лекарства превращается в универсальный яд.

Становится очевидно, что отношение к личной самооценке в современном обществе пора пересмотреть. Как отмечает Майкл Фоли, пора прекратить оценивать себя исходя из каких-то неадекватных представлений, пришло время смотреть на результаты собственного труда. До сих пор в историю не вошел ни один человек, запомнившийся тем, что он был «очень умным и способным». Для того чтобы вырасти и продвинуться вперед, необходимо работать и действовать. Как говорил Томас Эдисон, «Гений — это 1% таланта и 99% труда», а не наоборот. Поэтому во главу угла следует поставить не абстрактную самооценку, а личное самоуважение, базирующееся на признании собственных заслуг. Его нельзя купить или просто вытащить из воздуха, самоуважение придется заработать кропотливым трудом, и в этом его главная ценность.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх