,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Конец суверенной экономики
0
Конец суверенной экономики


Совет директоров Международного валютного фонда (МВФ) 3 ноября должен принять решение о выделении Украине кредита stand-by на общую сумму около 16,5 млрд долларов (11 млрд специальных прав заимствования). Для позитивного заключения Верховной Раде необходимо было принять антикризисный законопроект. Вечером 31 октября во втором чтении («за» проголосовали 243 депутата из фракций БЮТ, НУНС и Блока Литвина) парламентарии приняли президентский законопроект №3309-4 «О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Проект Виктора Ющенко объединял ключевые положения антикризисных проектов других политиков, поданных ранее. В окончательной редакции из документа исчезли предлагавшиеся правительством одиозные нормы. Однако в тексте осталась норма о создании Стабилизационного фонда за счет средств от приватизации и размещения государственных облигаций. Эти деньги пойдут на выкуп государством акций дополнительных эмиссий тех украинских банков, где введена временная администрация, а также тех финучреждений, акционеры которых обратились к государству за помощью.

По сути, в законе заложены две схемы рекапитализации украинских банков. Допэмиссию акций Проминвестбанка выкупит Укрэксимбанк, для чего ему из госбюджета выделяется 1,1 млрд гривен, а 500 млн гривен он аккумулирует за счет собственной прибыли. Акции всех остальных банков правительство намеревается выкупить по мудреной схеме. Корпоративные права будут обмениваться на облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) с последующим выделением Национальным банком Украины рефинансирования на сумму гособлигаций. Рефинансирование обеспечит кредит МВФ. По словам заместителя главы секретариата президента Александра Шлапака, это единственно приемлемая схема рекапитализации, поскольку МВФ кредит напрямую правительству не выдает, а традиционно направляет средства в международные резервы Нацбанка. Всего правительство намерено эмитировать облигаций на десять миллиардов гривен и на эту сумму выкупить акции банков. Оставшиеся средства Стабилизационного фонда (кроме того, правительство рассчитывает привлечь до конца года десять миллиардов гривен иностранных кредитов, о чем есть предварительная договоренность с ЕБРР и Всемирным банком) пойдут на программы социально-экономического развития, в том числе на реализацию инвестиционных проектов и кредитование экономики. О том, что это будут за проекты и кому достанутся льготные государственные кредиты, в законе не указано. В нем есть только норма, в соответствии с которой вопрос о выделении средств из Стабфонда правительство обязано согласовывать с профильным комитетом парламента.

Также в принятом законе продлеваются льготы для аграриев по уплате НДС (их срок действия истекал 31 декабря 2008 года. — «Эксперт»), вводятся новые льготы по импорту племенного скота и увеличиваются гарантии по вкладам на сумму не более 150 тыс. гривен. О предоставлении госгарантий НАК «Нафтогаз України» речь вообще не идет.

В целом антикризисный закон поможет предотвратить возможные банкротства украинских банков и спасет от разорения тысячи сельскохозяйственных предприятий, которые не смогли бы уплатить НДС по общему правилу. Однако принятый закон экономический кризис не предотвратит. По словам главы Комитета ВР по налоговой и таможенной политике Сергея Терехина, для этого необходимо как минимум принять бюджет на 2009 год с пакетом инициатив по стимулированию экономической активности, в частности, по снижению налогов на инвестиции и для предприятий финансового сектора. Политики не скрывают, что главная задача принятия антикризисного закона — получение денег МВФ.


Назад в девяностые

Свой кредит Международный валютный фонд выдает под выполнение меморандума об экономической и финансовой политике, согласованного между экспертами МВФ, НБУ и правительства. Документ касается трех политик: денежнокредитной, по отношению к финансовому сектору и налогово-бюджетной. Суть меморандума — отказ Украины от экономического суверенитета. Все ключевые решения в ближайшие три года, начиная от разработки и выполнения бюджета и заканчивая установлением цен на энергоносители, государство будет принимать только после их согласования с МВФ.

Фонд требует от Нацбанка проводить жесточайшую денежно-кредитную политику. Не исключено,что это обернется волной бартеризации экономики, которую едва преодолело правительство Виктора Ющенко в 2000–2001 годах. В меморандуме содержится норма о недопущении дефицита текущего счета более одного-двух процентов ВВП. В условиях снижения цен на товары украинского экспорта это означает, что в следующем году импорт в нашу страну сократится как минимум на 30%. В случае дальнейшего падения цен на металл, зерно и удобрения можно прогнозировать сокращение импорта вдвое. Это неминуемо приведет к возобновлению дефицита советского образца, когда в продаже было мало бытовой техники или одежды иностранного производства. Если отечественное правительство последует советам из меморандума, то к концу следующего года за джинсы придется отдать, как и тридцать лет назад, среднемесячную зарплату инженера.

Ситуация усугубится отменой валютного коридора и свободным рыночным курсообразованием, что будет означать глубокую девальвацию и приведет к возвращению давно забытой волатильности валютных курсов, когда курс доллара или евро мог за день измениться на пятьдесять процентов. При такой свободе валютного курса смысл займа у МВФ теряется. Дело в том, что 16,5 млрд долларов предоставляются не сразу, а траншами около двух миллиардов долларов в квартал. Однако такая сумма — это объем торгов на межбанке за два-три дня. Если ее равномерно растянуть на три месяца, то получится сумма интервенций в 20–40 млн долларов в день (а НБУ только в прошлый четверг продал 500 млн долларов). Таким образом, предоставление таких средств почти не повлияет ни на стабильность валютного курса, ни на выравнивание платежного баланса. Рынок их просто не заметит, особенно если учесть, что в меморандуме НБУ запрещается снижать золотовалютные резервы. То есть для получения 16 млрд долларов Институтская должна отказаться от использования имеющихся у нее свыше 30 млрд долларов резервов и обрушить гривню. Экономический смысл такой операции понятен, вероятно, лишь экспертам МВФ.


Всё наоборот

Хрестоматийное средство борьбы с рецессией — снижение налогов. Именно по этому пути уже пошли США, Япония и некоторые страны Европы, которые резко снизили уровень налогообложения для банков и предприятий. МВФ рекомендует нам нечто прямо противоположное: повысить уровень фискального давления на экономику. То есть не понижать, а повышать налоги. Более того, нормы правительственного законопроекта о повышении акцизов и транспортного налога появились в проекте по требованию экспертов МВФ. Реализация этих положений приведет к распространению кризиса на всю экономику. Из меморандума следует, что в 2009-м экономический спад достигнет пяти процентов — в рекомендациях заложен рост номинального ВВП на 12% при инфляции 17%.

Еще больше усугубит ситуацию в экономике выполнение рекомендаций в бюджетной сфере. Стимулирование бюджетных расходов, так же, как и снижение налогов, способствует борьбе с рецессией. Расходы бюджетников, государственные заказы и предоставление госгарантий на реализацию инвестиционных проектов позволят оживить внутренний спрос и не допустить спада в экономике. Ринат Ахметов уже призвал правительство не помогать металлургам, а развивать внутренний спрос на металл, в частности, вкладывая средства в строительство дорог и подготовку к Евро-2012. Негативные последствия несоблюдения рекомендаций МВФ — рост государственного долга и бюджетного дефицита — нивелируются позитивным экономическим эффектом. Между тем валютный фонд советует утвердить бюджет следующего года с профицитом, не увеличивать государственный долг и сократить социальные издержки. Эти меры имели бы смысл, если бы Украина столкнулась с финансовым кризисом, связанным с перегревом экономики. Такие шаги предпринял в прошлом году Китай, чтобы уменьшить темпы роста реального ВВП с 11–12 до девяти-десяти процентов. Однако бюджетный профицит и уменьшение государственных инвестиций лишь усугубят назревающий экономический кризис, связанный с падением цен на сырьевые товары. Именно поэтому большинство экономически развитых стран сейчас резко увеличивает размер государственного долга, в частности, США только за последние два месяца увеличили госдолг почти на один триллион долларов.

Не тому советуете

Именно Америке, как главной виновнице мирового финансового пожара, МВФ и должен был бы рекомендовать принять профицитный бюджет, уменьшить госдолг, поднять ставку рефинансирования и ужесточить требования к рефинансированию банков. Если бы Федеральная резервная система и Белый дом прислушались к этим советам, то финансовый кризис в мире не принял бы столь острого характера. В частности, инвестиции, которые сейчас выводятся из развивающихся стран и массово переводятся в долларовые активы, распределились бы по всей планете. Правда, пришлось бы поступиться благосостоянием жителей США. Украина, занимая деньги у МВФ, жертвует благополучием собственного народа, чтобы облегчить последствия финансового кризиса для американцев. То есть изложенные в меморандуме советы — это не более чем попытка хотя бы частично переложить тяжесть кризиса в развитых экономиках на развивающиеся, в том числе и на Украину.

И похоже, МВФ понимает всю непригодность старых методов. На прошлой неделе фонд объявил о создании нового механизма выделения финансовой помощи развивающимся государствам, который предусматривает оперативное предоставление кредитов странам, столкнувшимся с финансовыми трудностями, без жестких условий и с превышением квотного принципа. Решение о выделении средств в рамках Short-Term Liquidity Facility (SLF) примут без дополнительных условий фонда. По словам главы МВФ Доминика Стросс-Кана, новый механизм станет ответом на чрезвычайную ситуацию, обеспечивающим гибкую и быструю реакцию Международного валютного фонда на кризисные явления в развивающихся экономиках различных регионов. Размер кредитов в рамках SLF может составлять до 500% квоты страны (для Украины это около десяти миллиардов долларов), которые выделяются одним траншем и расходуются центробанками по собственному усмотрению. Средства предоставят только на три месяца, не исключая возможности получать финансирование до трех раз в течение года. Сейчас в фонде рассматривается предоставление таких кредитов двадцати развивающимся странам.

Почему представители Украины начали переговоры о предоставлении кредита в рамках программы stand-by, а не SLF, — непонятно. Руководство правительства и НБУ не комментирует этот вопрос. Судя по словам премьер-министра Юлии Тимошенко, Кабинет министров рассчитывает получить кредит чуть ли не на пятнадцать лет. Ее оппонент из Партии регионов Николай Азаров говорит о займе на пять лет. Между тем stand-by — это максимум трехлетний кредит с выделением траншей ежеквартально равными частями, после того как страна выполнит условия меморандума. Просто в соглашении оговаривается, что каждую конкретную часть платежа можно гасить в течение пяти лет. Таким образом, вступив в переговоры о получении кредита по программе stand-by, мы не сможем решить ни проблему структурной перестройки экономики (эти деньги просто не предназначены для инвестиций), ни залатать краткосрочный торговый дефицит, как это предусматривает программа SLF.



Основные положения меморандума Украины и МВФ

Ужесточение условий взыскания долгов населения и предприятий
Гибкий обменный курс
Инфляционное таргетирование (сдерживание инфляции монетарными методами)
Недопущение роста реальных доходов населения в 2009–2011 годах
Ужесточение фискальной политики
Повышение цен на энергоносители для всех потребителей до уровня рыночных

Предварительные требования к Украине перед подписанием соглашения о кредитовании

Отмена коридора валютного курса
Отклонение официального курса от рыночного не более чем на 2%
Выделение помощи Проминвестбанку
Принятие закона о рекапитализации банков за счет средств государства

Условия для выделения очередных траншей

Дефицит счета текущих операций — не более 1–2% ВВП
Инфляция — не более 17% годовых в 2009 году и сокращение инфляции до 5–7% в 2011 году
Проведение интервенций НБУ исключительно через валютные аукционы
Отмена сборов на куплю-продажу валюты
Темпы роста денежной базы в 2009 году — 11%, номинальный рост ВВП — 12%, инфляция — 17%
Ужесточение требований к банкам по формированию резервов
Ужесточение требований к рефинансированию банков, запрет на беззалоговое рефинансирование и рефинансирование под залог акций банков
Повышение ставок по депозитным сертификатам НБУ
Выведение политиков из Совета НБУ и ограничение полномочий Совета
Увеличение срока полномочий председателя НБУ
Запрет НБУ перечислять в бюджет средства от превышения его доходов над расходами
Введение первичных дилеров на рынке ОВГЗ
Ужесточение банковского надзора
Увеличение суммы гарантирования вкладов как минимум до 100 тыс. гривен
Рекапитализация «жизнеспособных» банков (критерии будут разработаны совместно со специалистами МВФ)
Ликвидация «нежизнеспособных» банков
Дефицит бюджета — не более 1% ВВП в 2008 году и бездефицитный бюджет в 2009 году
Недопущение повышения минимальной зарплаты до прожиточного минимума
Недопущение индексации социальных выплат
Повышение цен на газ для населения до уровня рыночных до конца 2011 года
Повышение цен на газ для теплокоммунэнерго до уровня рыночных до 1 июля 2010 года

Игорь Лавриненко



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх