,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Льготников станет меньше
  • 24 июля 2010 |
  • 10:07 |
  • veber |
  • Просмотров: 57489
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
0
Почти весь апрель в Черкассах не работали троллейбусы. Забастовочный комитет коммунального предприятия «Черкассы-электротранс» отказывался отправлять машины на маршрут, требуя погасить долги по зарплате. Недоплата в размере 3 млн. грн возникла в силу ряда причин. Одна из них – долги государства перед предприятием за перевозку льготников.

Бюджет задолжал перевозчику целых 5 млн. грн, которых бы с лихвой хватило на решение проблемы. Но поскольку субвенция запаздывала, власти Черкасс взяли кредит под залог городского имущества. Только так удалось рассчитаться с работниками за декабрь и январь. Все то время, пока троллейбусы не ходили, льготники-пассажиры передвигались по городу за собственные средства.

Такая ситуация с пассажирским транспортом – повсюду. В прошлом году Киевский метрополитен угрожал отменой льгот, если из бюджета не поступит компенсация. А сейчас Министерство ЖКХ разбирается с такими же проблемами предприятия «Николаевэлектротранс». Схожая ситуация и с другими компаниями, которые получают субвенции из бюджета. Сегодня право на льготный проезд имеют 26 категорий граждан, а компенсации, по словам перевозчиков, покрывают около 10–15% их потребностей. Впрочем, проверить это утверждение непросто. Возможно, наоборот, предприятия получают деньги как за тех льготников, кто пользуется транспортом, так и за тех, кто сидит дома или колесит в собственном авто.
Мелкими купюрами

В МинЖКХ считают, что поправить ситуацию может реформа системы льгот. Чиновники хотят, чтобы не коммунальные предприятия, а люди получали деньги на руки. В Министерстве транспорта и связи уже подсчитали, что такую реформу можно провести за 9 лет. Правда и к 2019 году вместо наличности получатели льгот будут носить в кармане некое «электронное удостоверение». Каждое министерство пока видит реформу по-своему. Именно поэтому в 2010 году ведомства должны согласовать свои позиции по вопросу монетизации льгот. Ни объемы финансирования, ни точные сроки проведения реформы пока не ясны. Сегодня государство тратит на социальную помощь не меньше, чем Европа, – порядка 2% ВВП. Но система распределения этих денег уступает западным аналогам.

Пока никто не готов поручиться, что после реформы средства будут поступать вовремя. В России, где монетизация льгот на транспорте прошла еще в 2005 году, власть наступила на все возможные грабли. Во-первых, привилегии для 14 млн. россиян перестали действовать с начала 2005 года, а компенсации были выплачены спустя месяц. То есть льготникам пришлось платить за услуги из своего кармана. Во-вторых, денежные выплаты не всегда компенсировали потребности граждан. Льготники, которые не пользовались общественным транспортом вообще, получили прибавку к доходам. Но те, кто пользовался транспортом часто, оказались в проигрыше.

Фото: Photoxpress/UPG

В результате уже 10 января 2005 года в Химках (Московская область) около тысячи пенсионеров заблокировали Ленинградское шоссе. Затем похожие акции прошли в других городах России, и власти на местах сохранили для части граждан привычные льготы в натуральном выражении. Реформу растянули на годы. Да и сама она потребовала в два раза больше средств, чем планировалось. Расходы на нее составили около 300 млрд. российских рублей – порядка 60 млрд. грн по курсу 2005-го.
Пересчитают всех

Грядущая реформа социальной помощи в Украине заденет не только транспорт. 16 июня заместитель главы Администрации президента Ирина Акимова заявила, что правительство создаст «единый, если так можно сказать, кадастр» получателей помощи. К тому же часть льгот будут давать только бедным. Такой подход поддерживает и экс-министр финансов Виктор Пинзеник, который сам отказался от государственной помощи по рождению ребенка. «У меня мотивация при рождении ребенка была другая. Но много ли таких людей? А помощь идет автоматом – нет проблем. Для многих людей сумма такой помощи – это обед в ресторане. А для других – способ выжить. Поэтому не надо отменять помощь при рождении ребенка. Но ее нужно привязать к доходам», – говорил «Левому берегу» г-н Пинзеник.

Такой же принцип может применяться и в отношении любых других льгот: на санаторно-курортное лечение, на медикаменты или на оплату коммунальных услуг.

Одновременно, по словам Ирины Акимовой, государство перестанет предоставлять помощь по профессиональному принципу. «Убрать все, что можно, или, по-другому, профессиональные льготы должны платить те организации, которые их хотят давать», – цитирует слова г-жи Акимовой УНИАН.
Подводные камни

Но самый сильный протест монетизация льгот вызовет не у бедняков, а среди богатых получателей помощи и коррумпированных чиновников. Затраты обеспеченных льготников (депутатов, судей, силовиков) на ЖКХ, проезд и лечение после реформы резко вырастут. А нечистые на руку бюрократы так и вовсе потеряют власть над денежными потоками, которые их сегодня кормят. Но вряд ли мы увидим чиновников и богатых людей на акциях протестов. «Тут же вспомнят о ветеранах Второй мировой, ветеранах Афганистана и «чернобыльцах». Без протестов не обойтись», – полагает старший специалист Всемирного банка Екатерина Петрина, которая занимается вопросами соцзащиты. Она подчеркивает, что пока что монетизация льгот – это просто декларация. «Хорошие планы, но как их будут реализовывать? Если начнут с упразднения льгот депутатам и судьям, то люди реформу поддержат», – считает г-жа Петрина. И тут же называет такой сценарий маловероятным: ограничивать себя наши власти не привыкли.

Остается добавить, что чиновники уже пытались провести реформу льгот в 2002 году. Тогда Кабмин принял 4-летнюю «Стратегию замены социальных льгот денежной компенсацией для населения». Но в 2004 году этот документ отменили из-за отсутствия реестра получателей помощи. А затем вообще отложили в долгий ящик, побоявшись массовых протестов.

**
Хронология льгот

1991 г. – введение помощи пострадавшим от аварии на ЧАЭС
1993 г. – пенсии, льготы ветеранам Великой Отечественной войны
1992–94 гг. – льготы судьям, прокурорам, военным, депутатам и др.
2004–06 гг. – повышение уровня пенсий, введение льгот для детей войны и многократное повышение размера помощи при рождении ребенка.
Источник: Институт демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины

**
Отношение украинцев к монетизации льгот на железнодорожном транспорте

(опрос Консорциума Management Consulting Group)
Какая из систем льгот удобна для вас:
Существующая система – 41,9%
Монетарная система – 42,1%
Персонифицированная система – 5,7%
Затруднились с ответом – 10,4%
Опрос проводился в феврале 2010 года, было опрошено 1400 человек (по 200 человек в Киеве, Днепропетровске, Донецке, Харькове, Одессе, Львове и Симферополе), имеющих право на льготный проезд в железнодорожном транспорте.

**
ПРАВО НА ЛЬГОТЫ

Более 13 млн. граждан Украины имеют право на льготы:
3,022 млн. ветеранов войны
4,62 млн. ветеранов труда
2,007 млн. пострадавших от аварии на ЧАЭС
6,41 млн. детей войны
Источник: Институт демографии и социальных исследований НАН Украины



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх