,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Танцы с бубном вокруг бюджета или истинные причины бюджетной волокиты
  • 21 апреля 2010 |
  • 21:04 |
  • veber |
  • Просмотров: 39580
  • |
  • Комментарии: 9
  • |
0
Железная дисциплина, которой издавна славилась не только Партии Регионов, но и парламентские коалиции с ее участием, дала сбой. Несмотря на поручение Президента и неоднократные заверения премьер-министра, в Верховную Раду так и не поступил проект бюджета на текущий год. Формальная причина — продолжающиеся переговоры с Россией о снижении цены на газ. При этом правительство не объясняет, какое отношение имеет цена на газ к главному финансовому документу страны.

Логично было бы предположить, что от цены на импортный газ зависит размер бюджетной дотации «Нафтогазу» из-за продажи им российского газа ниже себестоимости для социальных нужд. Однако согласно заявлению пресс-секретаря премьер-министра Украины Виталия Лукьяненко, государство не намерено субсидировать «Нафтогаз» в текущем году. В то же время эксперты полагают, что без дотации цена на газ для населения и ТЭК должна быть повышена минимум вдвое. А для сохранения цены на газ на текущем уровне хотя бы для населения, сумма дотации должна составить 5-7 млрд. гривен. В результате хоровода, состоящего из цены на российский газ, размера дотации, ее необходимости как таковой страна остается без бюджета. Однако подобная аргументация призвана лишь отвлечь внимание общественности от реальных причин затягивания с подачей бюджета в Верховную Раду, и вот почему.

На самом деле цена российского газа для формирования бюджета не имеет такого уж принципиального значения. Во-первых, если цена на газ в результате переговоров все-таки снизится, размер бюджетной субсидии «Нафтогазу» или его потребителям можно будет сократить путем принятия изменений к бюджету. При наличии большинства в парламенте это не проблема, разве что возникнут разногласия при дележе высвободившихся денежных средств. Во-вторых, контрактом с Россией цена на газ определяется поквартально и этот принцип ее формирования, насколько известно, стороны пересматривать не собираются. А это значит, что стоимость газа все равно будет изменяться в течение года, что повлечет необходимость изменения размера субсидии и внесения изменений в бюджет. Иными словами, выглядело бы вполне логичным в проекте бюджета предусмотреть средства на субсидирование «Нафтогаза» исходя из ныне существующей цены на газ. А в случае удачных переговоров с Россией размер субсидии сократить. Тем более что непонятно, ни когда изменения к газовым соглашениям будут подписаны, ни когда они вступят в силу.

При таких действиях власти, Украина бы получила бюджет, обуславливающий хоть какую-то прозрачность государственных доходов и расходов, финансирование приоритетных проектов, а население — давно обещанное теми же регионалами повышение зарплат и пенсий. Но не тут-то было. И самое интересное, что виноват во всем этом…. несговорчивый «Газпром», а не родное правительство!

Зачем же правительство скрывает истинные причины бюджетных проволочек? Завесу над тайной приподнял источник в Кабмине. «Дыра в бюджете «Нафтогаза» ничто по сравнению с общей дырой в бюджете, которую правительство может закрыть либо при помощи кредита МВФ, либо путем эмиссии», — сообщил он на условиях анонимности. По его словам, сейчас власть пытается определить, сможет ли она выполнить требования фонда относительно размера дефицита бюджета и рассчитывать на его поддержку, или же придется прибегнуть к услугам печатного станка, контролируемого оставленным для этого на своем посту В. Стельмаха. При этом речь идет не о 5-7 млрд. гривен, которые могут закрыть проблемы «Нафтогаза», а о 5 млрд. долларов США, что с лихвой покроет планируемый дефицит. Важность возобновления международного кредитования подчеркивает факт встречи В. Януковича и представителями украинской делегации с представителями МВФ во время саммита по ядерной безопасности в США. А основной задачей украинской стороны на данном этапе переговоров является «прощупывание» готовности МВФ идти на уступки в вопросах дефицита бюджета. Как видим, правительству «праффесионалов» не хватило месяца, чтобы урегулировать хотя бы основные условия сотрудничества с фондом.

Есть и другие причины, объясняющие такую неспешность Кабмина. До сих пор не расставлены по местам в министерствах, ведомствах и местных органах власти исполнители среднего звена. Это значит, что некому контролировать направление в нужное русло бюджетных средств, которые будут направлены на госзакупки и реализацию крупных проектов. А таковых только в рамках подготовки к Евро-2012 наберется немало, тут и гостиницы, и стадионы, и дороги, и закупка автотранспорта. Большие и малые спонсоры ПР поиздержались, ведя своего лидера к власти, и с нетерпением ждут отдачи от своих политических капиталовложений. Потому и тянет Кабмин, убивая при этом двух зайцев сразу, аккумулируя денежные средства на счетах с одной стороны, и готовя почву для «правильного» их распределения — с другой.

И последнее. Пока не принят бюджет, не будут увеличены минимальные заработные платы и пенсии, утвержденные Законом о повышении соцстандартов, за принятие которого так боролись представители Партии регионов и их нынешние союзники по коалиции. А ведь это экономия миллиардов гривен даже в месячном исчислении. Экономия на собственном населении, причем на самых незащищенных его слоях. А для дальнейшего затягивания бюджетного процесса в его проект предполагается включить нормы, затрудняющие его прохождение через Верховную Раду. Впрочем, оппозиция приняла решение не блокировать рассмотрение бюджета в парламенте. Так что, вопреки логике, основной причиной нынешнего «безбюджетного» существования Украины являются действия ее исполнительной власти.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх