Железная дисциплина, которой издавна славилась не только Партии Регионов, но и парламентские коалиции с ее участием, дала сбой. Несмотря на поручение Президента и неоднократные заверения премьер-министра, в Верховную Раду так и не поступил проект бюджета на текущий год. Формальная причина — продолжающиеся переговоры с Россией о снижении цены на газ. При этом правительство не объясняет, какое отношение имеет цена на газ к главному финансовому документу страны.
Логично было бы предположить, что от цены на импортный газ зависит размер бюджетной дотации «Нафтогазу» из-за продажи им российского газа ниже себестоимости для социальных нужд. Однако согласно заявлению пресс-секретаря премьер-министра Украины Виталия Лукьяненко, государство не намерено субсидировать «Нафтогаз» в текущем году. В то же время эксперты полагают, что без дотации цена на газ для населения и ТЭК должна быть повышена минимум вдвое. А для сохранения цены на газ на текущем уровне хотя бы для населения, сумма дотации должна составить 5-7 млрд. гривен. В результате хоровода, состоящего из цены на российский газ, размера дотации, ее необходимости как таковой страна остается без бюджета. Однако подобная аргументация призвана лишь отвлечь внимание общественности от реальных причин затягивания с подачей бюджета в Верховную Раду, и вот почему.
На самом деле цена российского газа для формирования бюджета не имеет такого уж принципиального значения. Во-первых, если цена на газ в результате переговоров все-таки снизится, размер бюджетной субсидии «Нафтогазу» или его потребителям можно будет сократить путем принятия изменений к бюджету. При наличии большинства в парламенте это не проблема, разве что возникнут разногласия при дележе высвободившихся денежных средств. Во-вторых, контрактом с Россией цена на газ определяется поквартально и этот принцип ее формирования, насколько известно, стороны пересматривать не собираются. А это значит, что стоимость газа все равно будет изменяться в течение года, что повлечет необходимость изменения размера субсидии и внесения изменений в бюджет. Иными словами, выглядело бы вполне логичным в проекте бюджета предусмотреть средства на субсидирование «Нафтогаза» исходя из ныне существующей цены на газ. А в случае удачных переговоров с Россией размер субсидии сократить. Тем более что непонятно, ни когда изменения к газовым соглашениям будут подписаны, ни когда они вступят в силу.
При таких действиях власти, Украина бы получила бюджет, обуславливающий хоть какую-то прозрачность государственных доходов и расходов, финансирование приоритетных проектов, а население — давно обещанное теми же регионалами повышение зарплат и пенсий. Но не тут-то было. И самое интересное, что виноват во всем этом…. несговорчивый «Газпром», а не родное правительство!
Зачем же правительство скрывает истинные причины бюджетных проволочек? Завесу над тайной приподнял источник в Кабмине. «Дыра в бюджете «Нафтогаза» ничто по сравнению с общей дырой в бюджете, которую правительство может закрыть либо при помощи кредита МВФ, либо путем эмиссии», — сообщил он на условиях анонимности. По его словам, сейчас власть пытается определить, сможет ли она выполнить требования фонда относительно размера дефицита бюджета и рассчитывать на его поддержку, или же придется прибегнуть к услугам печатного станка, контролируемого оставленным для этого на своем посту В. Стельмаха. При этом речь идет не о 5-7 млрд. гривен, которые могут закрыть проблемы «Нафтогаза», а о 5 млрд. долларов США, что с лихвой покроет планируемый дефицит. Важность возобновления международного кредитования подчеркивает факт встречи В. Януковича и представителями украинской делегации с представителями МВФ во время саммита по ядерной безопасности в США. А основной задачей украинской стороны на данном этапе переговоров является «прощупывание» готовности МВФ идти на уступки в вопросах дефицита бюджета. Как видим, правительству «праффесионалов» не хватило месяца, чтобы урегулировать хотя бы основные условия сотрудничества с фондом.
Есть и другие причины, объясняющие такую неспешность Кабмина. До сих пор не расставлены по местам в министерствах, ведомствах и местных органах власти исполнители среднего звена. Это значит, что некому контролировать направление в нужное русло бюджетных средств, которые будут направлены на госзакупки и реализацию крупных проектов. А таковых только в рамках подготовки к Евро-2012 наберется немало, тут и гостиницы, и стадионы, и дороги, и закупка автотранспорта. Большие и малые спонсоры ПР поиздержались, ведя своего лидера к власти, и с нетерпением ждут отдачи от своих политических капиталовложений. Потому и тянет Кабмин, убивая при этом двух зайцев сразу, аккумулируя денежные средства на счетах с одной стороны, и готовя почву для «правильного» их распределения — с другой.
И последнее. Пока не принят бюджет, не будут увеличены минимальные заработные платы и пенсии, утвержденные Законом о повышении соцстандартов, за принятие которого так боролись представители Партии регионов и их нынешние союзники по коалиции. А ведь это экономия миллиардов гривен даже в месячном исчислении. Экономия на собственном населении, причем на самых незащищенных его слоях. А для дальнейшего затягивания бюджетного процесса в его проект предполагается включить нормы, затрудняющие его прохождение через Верховную Раду. Впрочем, оппозиция приняла решение не блокировать рассмотрение бюджета в парламенте. Так что, вопреки логике, основной причиной нынешнего «безбюджетного» существования Украины являются действия ее исполнительной власти.
Логично было бы предположить, что от цены на импортный газ зависит размер бюджетной дотации «Нафтогазу» из-за продажи им российского газа ниже себестоимости для социальных нужд. Однако согласно заявлению пресс-секретаря премьер-министра Украины Виталия Лукьяненко, государство не намерено субсидировать «Нафтогаз» в текущем году. В то же время эксперты полагают, что без дотации цена на газ для населения и ТЭК должна быть повышена минимум вдвое. А для сохранения цены на газ на текущем уровне хотя бы для населения, сумма дотации должна составить 5-7 млрд. гривен. В результате хоровода, состоящего из цены на российский газ, размера дотации, ее необходимости как таковой страна остается без бюджета. Однако подобная аргументация призвана лишь отвлечь внимание общественности от реальных причин затягивания с подачей бюджета в Верховную Раду, и вот почему.
На самом деле цена российского газа для формирования бюджета не имеет такого уж принципиального значения. Во-первых, если цена на газ в результате переговоров все-таки снизится, размер бюджетной субсидии «Нафтогазу» или его потребителям можно будет сократить путем принятия изменений к бюджету. При наличии большинства в парламенте это не проблема, разве что возникнут разногласия при дележе высвободившихся денежных средств. Во-вторых, контрактом с Россией цена на газ определяется поквартально и этот принцип ее формирования, насколько известно, стороны пересматривать не собираются. А это значит, что стоимость газа все равно будет изменяться в течение года, что повлечет необходимость изменения размера субсидии и внесения изменений в бюджет. Иными словами, выглядело бы вполне логичным в проекте бюджета предусмотреть средства на субсидирование «Нафтогаза» исходя из ныне существующей цены на газ. А в случае удачных переговоров с Россией размер субсидии сократить. Тем более что непонятно, ни когда изменения к газовым соглашениям будут подписаны, ни когда они вступят в силу.
При таких действиях власти, Украина бы получила бюджет, обуславливающий хоть какую-то прозрачность государственных доходов и расходов, финансирование приоритетных проектов, а население — давно обещанное теми же регионалами повышение зарплат и пенсий. Но не тут-то было. И самое интересное, что виноват во всем этом…. несговорчивый «Газпром», а не родное правительство!
Зачем же правительство скрывает истинные причины бюджетных проволочек? Завесу над тайной приподнял источник в Кабмине. «Дыра в бюджете «Нафтогаза» ничто по сравнению с общей дырой в бюджете, которую правительство может закрыть либо при помощи кредита МВФ, либо путем эмиссии», — сообщил он на условиях анонимности. По его словам, сейчас власть пытается определить, сможет ли она выполнить требования фонда относительно размера дефицита бюджета и рассчитывать на его поддержку, или же придется прибегнуть к услугам печатного станка, контролируемого оставленным для этого на своем посту В. Стельмаха. При этом речь идет не о 5-7 млрд. гривен, которые могут закрыть проблемы «Нафтогаза», а о 5 млрд. долларов США, что с лихвой покроет планируемый дефицит. Важность возобновления международного кредитования подчеркивает факт встречи В. Януковича и представителями украинской делегации с представителями МВФ во время саммита по ядерной безопасности в США. А основной задачей украинской стороны на данном этапе переговоров является «прощупывание» готовности МВФ идти на уступки в вопросах дефицита бюджета. Как видим, правительству «праффесионалов» не хватило месяца, чтобы урегулировать хотя бы основные условия сотрудничества с фондом.
Есть и другие причины, объясняющие такую неспешность Кабмина. До сих пор не расставлены по местам в министерствах, ведомствах и местных органах власти исполнители среднего звена. Это значит, что некому контролировать направление в нужное русло бюджетных средств, которые будут направлены на госзакупки и реализацию крупных проектов. А таковых только в рамках подготовки к Евро-2012 наберется немало, тут и гостиницы, и стадионы, и дороги, и закупка автотранспорта. Большие и малые спонсоры ПР поиздержались, ведя своего лидера к власти, и с нетерпением ждут отдачи от своих политических капиталовложений. Потому и тянет Кабмин, убивая при этом двух зайцев сразу, аккумулируя денежные средства на счетах с одной стороны, и готовя почву для «правильного» их распределения — с другой.
И последнее. Пока не принят бюджет, не будут увеличены минимальные заработные платы и пенсии, утвержденные Законом о повышении соцстандартов, за принятие которого так боролись представители Партии регионов и их нынешние союзники по коалиции. А ведь это экономия миллиардов гривен даже в месячном исчислении. Экономия на собственном населении, причем на самых незащищенных его слоях. А для дальнейшего затягивания бюджетного процесса в его проект предполагается включить нормы, затрудняющие его прохождение через Верховную Раду. Впрочем, оппозиция приняла решение не блокировать рассмотрение бюджета в парламенте. Так что, вопреки логике, основной причиной нынешнего «безбюджетного» существования Украины являются действия ее исполнительной власти.