,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Угрожает ли дефолт экономике США?
0
Вначале поставим несколько принципиальных вопросов, касающихся госдолга США, сопровождая их лаконичными ответами с последующим обоснованием.
Осознается ли любым действующим президентом США угроза дефолта по государственному долгу США? Ответ: «да», причем постоянно.
Будет ли когда-либо в обозримом будущем государ ственный долг США сведен к уровню, который не будет вызывать беспокойства в американском обществе? Ответ: «нет», госдолг будет только нарастать.
И главный вопрос: состоится ли дефолт и, если да, то когда? Ответ: «да», состоится, причем в обозримом будущем. Точно предсказать этот момент, конечно, невозможно, но можно указать на другие важные события, происходящие в стране и в мире и приближающие наступление дефолта.
Для пояснения нашей позиции рассмотрим структуру государственного долга США на 2007 финансовый год, а также исторические корни его возникновения и роста. Затем докажем недостаточность мировой ресурсной базы для его обслуживания, даже при условии полного доверия всех инвесторов к системе государственных финансов США. Далее выясним логику действий президента США и установим последовательность мировых событий, к наступлению которых будет стремиться любой американский президент даже в том случае, если он осознает непосредственную причинную связь этих событий с реальной угрозой дефолта. Более того, мы намерены объяснить, почему американским президентом будут отвергнуты любые предложения, ведущие к снижению или замораживанию уровня госдолга. В итоге обозначим событие, к которому любой действующий президент США будет стараться приурочить объявление дефолта.
Федеральные государственные расходы США финансируются из:
– доходов федерального бюджета,
– доходов внебюджетных фондов,
– за счет федеральных заимствований.
Доходы федерального бюджета, как правило, меньше расходов федерального бюджета. Доходы федеральных внебюджетных фондов, как правило, больше их расходов. По закону федеральные внебюджетные фонды обязаны инвестировать свой профицит в долговые обязательства федерального правительства. Так формируется «внутриправительственная» часть государственного долга США, которая всегда учитывается отдельно от «публичной» части госдолга, которая держится неподконтрольными правительству кредиторами. И если бы профицитов внебюджетных фондов хватало на покрытие дефицита федерального бюджета, то федеральное правительство не нуждалось бы в иных заимствованиях, кроме внутриправительственных.
Однако это не так, и, например, на 11 апреля 2007 г. накопленная за всю историю США внутриправитель ственная часть составляет 3,8 трлн. долл., а публичная часть – 5,1 трлн. долл. (обе цифры с точностью до цента публикуются ежедневно) [1]. Таким образом, можно сказать, что за все время существования Соединенных Штатов федеральное правительство потратило на 5.1 трлн. долл. больше, чем собрало доходов и получило в долг от подконтрольных ему структур.
При этом различие между двумя частями госдолга на деле, когда рассматриваются сценарии дефолта, не имеет значения. Может показаться, что в критических случаях в первую очередь будут гаситься принципалы публичной части долга, а принципалы внутриправительственной части будут пролонгироваться. Однако необходимо осознавать, что такая пролонгация, даже на несколько дней, неизбежно приведет к кассовым разрывам в деятельности федеральных фондов, что сразу же негативно скажется на получателях средств из этих фондов – то есть вызовет точно такие же последствия в обществе, как и дефолт по публичной части. Поэтому методологически правильным представляется при рассмотрении сценариев дефолта учитывать полную сумму долга. Что же касается выплаты процентов, то равноправие обеих частей долга традиционно признается всеми, и в этом смысле федеральному правительству приходится нести полноценное бремя процентного обслуживания 8,9-триллионного долга (точная цифра в долларах до цента 8,886 193 527 215.25 долл.). В 2006 финансовом году на процентное обслуживание госдолга было израсходовано 406 млрд. долл. (точная цифра в долларах до цента 405,872 109 315.83 долл.) [1].
Исторически федеральное правительство США старалось избегать создания и, тем более, увеличения госдолга. С момента основания США, как независимого государства, в ходе Войны за независимость в 1776 г. и вплоть до середины тридцатых годов двадцатого века страной руководили люди, придерживающиеся классических экономических представлений. По их мнению, правильно, когда государство и бизнес существуют отдельно друг от друга, когда государство живет по средствам, и что не дело государства создавать рабочие места. Тогда федеральный бюджет был, как правило, профицитным, а госдолг – незначительным. Гражданская война между Севером и Югом и Первая мировая война толкали федеральное правительство на активные заим ствования, что приводило к существенному увеличению госдолга. Однако в обоих случаях он был радикально уменьшен за счет бюджетного профицита и продажи госимущества в течение нескольких лет после окончания военных действий.
Однако мировой экономический кризис 1929–1933 гг., приведший к резкому падению производства и росту безработицы (в 1932 г. до 17 млн. человек), заставил правительство президента Ф. Рузвельта полностью пересмотреть свои экономические взгляды, и в 1933 г. в США был провозглашен «Новый курс». Эта политика получила фундаментальное научное обоснование в теории Дж. Кейнса. С этого момента и по сей день государство считает естественным регулировать экономику путем увеличения государственных расходов, в частности, на создание рабочих мест. Страх перед дефицитным госбюджетом и нарастающим госдолгом ушел в прошлое.
Участие США во Второй мировой войне привело к увеличению госдолга в десятки раз, а реализация во второй половине 1960-х годов социально-экономической программы по созданию «великого общества» укоренила традицию госуправления, основанную на государственном бесприбыльном финансировании начального и среднего образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.
Последний, самый крупный в истории, скачок государственного долга США стартовал в начале 1990-х годов, что совпало с распадом СССР и укоренением в американском обществе представления об Америке как о единственной в мире супердержаве.
Основываясь на определении общего понятия дефолта, данном А.П. Вавиловым [6], будем считать, что дефолт по госдолгу США объявлен, если:
выплаты по бумагам госдолга не были произведены полностью в соответствии с оригинальным расписанием, или предложенные варианты обмена этих бумаг на новые менее выгодны для инвестора, чем первоначальные договоренности, и/или
произведен обмен долларов США на новую валюту США с потерей номинальной стоимости, и/или
произведена такая эмиссия долларов для целей обслуживания госдолга, что инфляция в США настолько существенно превысила доходность бумаг госдолга, что все инвесторы сочтут, что они понесли потери и не будут в этот момент считать для себя выгодным инвестирвать далее в бумаги госдолга (назовем это «инфляционным ударом»).
Для рассмотрения источников погашения госдолга вообще, применительно к любой стране, введем следующие обозначения (все термины – для произвольно выбранного одного года). Условимся, что всякий раз, когда речь идет о правительстве, госдолге, дефиците бюджета и доходах от продажи государственного имущества, мы будем иметь ввиду именно изучаемую страну.
D – государственный долг;
P – валовый национальный продукт (ВНП) всех стран мира;
E – эмиссия для обслуживания госдолга;
n – ставка процента по госдолгу;
m – доля принципала госдолга к погашению;
s – доля совокупного ВНП стран мира, инвестируемая в бумаги госдолга;
d – дефицит госбюджета;
p – доходы от продажи госимущества.
Предположим, что все платежи по процентам и погашениям принципалов приходятся на конец выбранного года. Тогда в выбранный год правительству необходимо уплатить кредиторам проценты по госдолгу, составляющие nD и часть принципала госдолга к погашению в этот год, составляющую mD.
При d > 0 и p = 0 единственным источником уплаты [nD+mD] является заем. Причем сумма этого займа должна не только обеспечить обслуживание госдолга, но и профинансировать d. То есть сумма необходимого займа Z составляет [nD+mD+d].
Единственным источником займа Z (кроме эмиссии E) теоретически является совокупный ВНП всех стран мира, взятый с учетом доли ВНП, инвестируемой в бумаги госдолга, то есть sP. Здесь мы предполагаем, что ВНП предыдущих лет были уже во что-то инвестированы до наступления выбранного года. Следовательно, эти предыдущие ВНП сформировали к началу выбранного года мировое богатство, недоступное для инвестирования в бумаги госдолга в выбранном году. Оговоримся, что это верно в предположении, что инвесторы, в целом, не склонны постоянно изменять структуру своих активово в пользу большей доли бумаг госдолга в их портфеле. Скорее верно обратное, поскольку с каждым годом мир предоставляет инвесторам все больше разнообразных возможностей для инвестирования, что, в целом, год от года уменьшает долю бумаг госдолга в мировом инвестиционном портфеле.
Очевидно, что дефолт возникает, когда [nD+mD+d] больше, чем [E+sP]. Это означает физическую невозможность для правительства занять в мире столько денег, сколько необходимо для того, чтобы в выбранный год обслужить госдолг, даже если все страны мира захотят ей дать в долг максимум того, что смогут.
Понятно, что E всегда в руках правительства, однако, использование эмиссии для обслуживания госдолга в сколько-нибудь значительной степени есть прямая дорога к инфляционному удару, что вызовет потери инвесторов, что и означает дефолт по определению, приведенному выше. Весьма вероятно, что уже сейчас эмиссия Е используется в дефолтоопасной степени.
Для этого сравним sP с [nD+mD+d] (в млрд. долл.). Данные приведены со страниц официальных сайтов Международного Валютного Фонда, Государственного Казначейства США, Европейского Центрального Банка, коммерческого банка «Объединенный Банк Швейцарии (UBS)». ВНП всех стран мира P = 48 144 [7]. Средний уровень сбережений в странах «большой семерки» равен 20% от ВНП [7]. Типичная доля инвестиций в бумаги госдолга США равна 20% от общих сбережений [8]. Таким образом, бумаги госдолга США не могут претендовать на большее, чем 20% всех сбережений мира, или, с учетом уровня сбережений 20% от ВНП, – 4% от ВНП мира, то есть s = 0.04. Итак, для инвестиций в бумаги госдолга доступно sP = 0.0448144 = 1 926. Т.е. округленно правительство не может занять в мире больше чем 2 трлн. долл.
Для вычисления [nD+mD+d] нам даже не потребуется знать точную структуру госдолга, чтобы предложить разумное значение для m – доли принципала госдолга к погашению. Согласно официальному отчету GAO (Government Accountability Office), в 2006 финансовом году у публики для погашения принципалов госдолга было занято 4,6 трлн. долл. [9]. Из этого с необходимостью следует, что эмиссия Е составила: 4,6 – 2,0 = 2,6 трлн. долл., что при ВНП США (2006) = 13,2 трлн. долл., составляет 20% от ВНП [7]. При среднем за последние 10 лет ежегодном росте ВНП США на 5% [7] такая эмиссия должна была бы приводить к 15%-ному инфляционному удару ежегодно. Этого пока не происходит по двум причинам: большая часть эмиссионных денег в тот же год вновь размещается в бумаги госдолга, а некоторая часть уходит для обращения за границу США. Именно эти два фактора создают видимость благополучия.
Почему же инвесторы, осознавая слабость финансового здоровья США, продолжают активно инвестировать в бумаги госдолга? Причин несколько, – безупречная долговая история, привычка, «обаяние» крупнейшей в мире экономики и единственной супердержавы. Однако вызванная столь масштабной эмиссией девальвация доллара по отношению к иностранной валюте подрывает интерес иностранных инвесторов к получению процента по бумагам госдолга, поскольку он не покрывает девальвации, и при ведении учета, например, в евро, инвестор, при инвестировании в бумаги госдолга, уже несколько лет терпит убытки, поскольку сползание курса доллар/евро существенно быстрее 5% в год [10].
В научном экономическом сообществе США преобладает точка зрения на госдолг США как на серьезную тревожную проблему, радикального решения которой не просматривается. В целом рекомендации экономистов сводятся к уменьшению расходов на социальные программы. Противоположной точки зрения на госдолг, как на нормальную реальность, придерживается видный американский экономист Ф. Каваног (F.X. Cavanaugh), с 1954 по 1994 гг. проработавший в системе государственных финансов США на аналитических и управленческих должностях. Однако и он, несмотря на призыв смириться с госдолгом, в своей книге «Правда о государственном долге: Пять мифов и одна реальность», 1996, приходит к следующим выводам:
1. Государственный долг США есть данность текущего момента, и с ней необходимо смириться.
2. Существующая система согласования предела государственного долга в Конгрессе по принципу «не хватает денег – идите в Конгресс» неоднократно в последние годы ставила Америку на грань дефолта.
3. Необходимо пересмотреть эту систему и прийти к принципу заблаговременного установления предела государственного долга.
4. Необходимо верстать и согласовывать в Конгрессе только бездефицитные бюджеты, удалив тем самым системный фактор, приводящий к увеличению госдолга [1].
Из данных Cavanaugh рекомендаций президентом США может быть принята только одна – смириться с госдолгом и культивировать такое же отношение к нему в обществе. Эта рекомендация находится в соответствии с убеждением «не бойся долга». Все же остальные рекомендации для президента США неприемлемы, поскольку верстка только бездефицитных бюджетов находится в противоречии с принципом «Если тебе на все это не хватает денег – смело бери в долг», а заблаговременность установления Конгрессом лимита госдолга лишает президента возможности реализовывать этот принцип быстро.
Резюмируя сказанное, логику наступления дефолта в США можно представить следующим образом:
1. Американское общество согласно с идеями «Принципов» и тем самым «разрешает» текущему президенту им следовать.
2. Американское общество осознает госдолг как проблему и не знает, что с ней делать.
3. Предложения Cavanaugh и многих других экономистов противоречат традиционным представлениям об имманентности проблемы госдолга для экономики и поэтому не будут приняты.
4. Даже если эти представления будут пересмотрены и предложения Cavanaugh и других экономистов будут приняты, это не спасет США от дефолта в связи с недостаточностью мировой ресурсной базы для рефинансирования обслуживания долга.
5. Ни один американский президент не захочет, чтобы дефолт случился при нем, поэтому можно предположить, что в критической ситуации будет продан золотой резерв Форт Нокса, что приведет к обрушению цен на золото.
6. Дефолт неизбежен, и любой президент это осознает.
Проблемы современной экономики №3(23)



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх