,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Украина на 54-й Венецианской биеннале: Яйца в крутую
  • 30 мая 2011 |
  • 15:05 |
  • bayard |
  • Просмотров: 92382
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
краина в этом году представлена проектом Оксаны Мась, который если чем и примечателен, то пиар-натиском.

"Украинская правда. Жизнь" предложила высказаться представителям арт-сообщества относительно проекта Оксаны Мась и самой процедуры отбора проектов для Венецианской биеннале.

Екатерина Стукалова, искусствовед, арт-критик:

То, что происходит в Украине вокруг участия в Венецианской биеннале вот уже 10 лет кряду - процесс малоприятный, но вполне закономерный. Своего павильона у Украины нет, денег на его аренду государство не дает, конкурса в связи с этим организовать не может. Тому же, у кого деньги есть, конкурс не нужен, он сам платит, сам и музыку заказывает. Так было в прошлые годы, так есть сейчас и так, скорее всего, будет и дальше.

В связи с вышесказанным, проект Мась представляет не Украину и не украинское современное искусство, а саму Мась и стоящие за ней пиар и финансовые механизмы. Причем, начинаясь на организационном уровне, это самопредставление заканчивается на концептуальном - работа Мась совершенно оторвана от современного украинского художественного контекста, от происходящих в нем процессов и стоящих перед ним проблем.

Сомневаюсь, что ему будет сопутствовать какой-то успех и в мировом контексте, в частности на биеннале - как аттракцион он, может быть, и потешит часть зрителей, но интересным произведением современного искусства алтарю из яиц Мась не стать - ни концептуально, ни визуально, ни эмоционально.

Леся Хоменко, художник, группа Р.Э.П

Мене дивує (хоча насправді не так вже і дивує - просто хочу загострити питання), що в Україні припинились гучні скандали навколо національної презентації у Венеції, щойно держава припинила фінансувати ці проекти.

Коли PinchukArtCentre взявся презентувати державу від свого імені, всі ніби полегшено та втомлено зітхнули, а тепер, коли Україні світить щоненайабсурдніша презентація з усіх, що були у Венеції, українська публіка може хіба запозичувати репліки Оксани Мась для нових і нових анекдотів.

Особливо, коли Міністерство культури дотримується політики: хто платить, той і замовляє музику.

Про саму Мась мені нічого сказати - вона за межею моїх критичних зацікавлень. Мені шкода лише, що наше професійне середовище так інертно "ковтає" цей ідіотизм.

Щодо процедури відбору - я просто скажу: відбір повинен бути. І якщо у нас ніхто на це здатен, треба залучати професіоналів з того середовища, де інституційна система актуального мистецтва діє прозоро і ефективно.

Никита Кадан, художник, группа Р.Э.П

"Венецианская биеннале в своем нынешнем состоянии, с системой национальных представительств и общим духом "показа достижений", репрезентирует скорее не художественный процесс, а приоритеты культурной политики стран, принимающих участие.

В этом отношении проект Оксаны Мась симптоматичен, как, например, и проект Мыколы Бабака в 2005м - раньше властным культурным приоритетом был дремучий этнонационализм, сейчас "духовность", одобренная Московским патриархатом. Эта "духовность" в искусстве вызывает к жизни гипертрофированную зрелищность, поверхностно осовремененную элементами "искусства участия".

На получившийся клерикальный гламур пригласили свадебного генерала, не слишком разборчивого в оказании услуг (прим. - куратора проекта Акиле Бонито Олива). В этом отношении украинский проект необычайно правдив в своем рассказе о культурных ориентирах государства.

Что до системы отбора, здесь надо начинать с фундамента: или прозрачный открытый конкурс, заранее объявленный (данный проект был принят совершенно незаметно и неясно кем, ясно только, что рекомендации из Лавры были для этих людей почему-то важны); или возложить отбор и организацию на публичную (не частную!) местную институцию современного искусства, известную и авторитетную в мире - но назвать таковую сложно и тут происходит поворот к отдельной сложной теме институционального строительства для Украины.

Олеся Островська-Люта, куратор, керівник програм і проектів Фонду Ріната Ахметова "Розвиток України"

На жаль, досі Україна не може похвалитися якісними процедурами відбору проектів для національної презентації у Венеції. Щоразу прозорість процедур і справедливість рішення викликають сумніви. Це при тому, що Венеційська бієнале - велика подія з точки зору культурної дипломатії і культурної політики. І відбір проектів тут мав би бути дуже ретельним.

Натомість, ми щоразу винаходимо велосипед і незмінно робимо ті самі помилки. Зараз не йдеться про мистецьку якість проекту. Як на мене, важливішим є питання процедур, оскільки саме вони, ці процедури, визначають не лише нинішні, але й майбутні рішення.

Отже, що не так? Наприклад, не дуже гладко відбувається інформування мистецького середовища про умови участі, дедлайни конкурсу, доступний бюджет, кандидатуру комісара тощо.

Найкраще було б, якби Міністерство культури десь за 18 місяців до презентації оприлюднювало умови і графік конкурсу та склад експертної комісії, яка обиратиме проект. Так само варто було б оприлюднити критерії, за якими така комісія формується.

Зрозуміло, що комісія не може складатися тільки з українських фахівців. Добре було б запросити 2-3 міжнародних експертів, яким довіряє Міністерство, мистецьке середовище і які мають за спиною вагомі здійснені проекти.

Участь міжнародних експертів зробить рішення комісії зваженішими, а водночас це автоматично буде сприяти поінформованості міжнародного фахового середовища про українську презентацію.

Рішення комісії мало б прийматися не пізніше початку осені того року, який передує рокові бієнале. Я переконана, що лише зрозумілі правила гри дозволять обирати варті підтримки проекти. Інакше ми просто ходимо по зачарованому колу, активно себе при цьому переконуючи, що українські проекти - як казали про одну з минулих презентацій - "цілком у міжнародному контексті".

Евгений Карась, галерист:

Процедура выбора проекта для Венецианской биеннале должна быть только одна - через авторитетную институцию. Это может быть фонд, институт, экспертный совет, у которых есть полномочия делегированные государством.

Эта институция отвечает за выбор комиссара, который потом выбирает куратора, или сразу комиссара и куратора. Именно институция должна объявлять конкурс кураторских проектов и отвечать за его проведение. Комиссар формирует бюджет самого проекта, также присутствие официальной делегации, специалистов и СМИ на презентации - опционально.

Альтернативы государственной репрезентации современной культуры в таком международном масштабе в мире нет. У нас все презентации были спорными и не в традиционном формате биеннале - первая тусовочно-кустарно-альтернативная, вторая Cидоренко - профессионально-декоративная, третья Бабака - провинциално-наивная, четвертая Пинчука - клубно-гламурная, но все они были по своему милы и оригинальны.

Вариант с Оксаной Мась, который она показывала при встрече, был тоже по-своему оригинальный, масштабный и "сделанный". У Оксаны достаточно воли и упорства, чтобы вытянуть проект на высокий гламурно-лубочный уровень.

Мне в этом проекте не нравится такой упор на техническую и декоративную составляющую приёма, наложенный на достаточно уже религиозно-художественный бренд.

Масло-маслянное - из "красивых" яиц выложить "красивую картинку". Два основных приёма - изменение медиа (технологии носителя) и масштаба изображения. Яйца, как пиксель - идея забавная, но выкладывать из них итак изобразительно насыщенное и самодостаточное драматичное произведение Братьев Ван Эйков идея не лучшая, я бы сказал, утопичная.

Яйца, как способ или приём перевода существующего архитипичного изображения Гентского Алтаря в другое медиа должны выводить и наталкивать на другие смыслы, меняя традиционный угол зрения (как вариант).

Затем, увеличение существующего изображения Алтаря до гигантских размеров - это тоже приём монументализации, может быть, не совсем оправдан в силу того, что сам алтарь по сути монументален даже в своём оригинальном размере. Это обоснованные размышления, но через пару дней буду в Венеции, и скажу более точно.

Венецианская биеннале потеряла свой былой авторитет, но не утратила масштаб, она деградирует, собственно, как и вся международная репрезентация подобных масштабов.

На сегодняшний день уровень искусства биеннале никого не интересует, интересует шоу, коммерция и приятное общение. Это конечно грубая характеристика, возможны исключения, бывают прорывы, но, в целом, это так.

Алиса Ложкина, главный редактор ART UKRAINE

Исторически так сложилось, что каждое участие Украины в Венецианской биеннале оборачивается скандалом или, как минимум, скандальчиком. Так уж повелось, что со времен первой "палатки", выставленной нашей страной в 2001-м, консенсуса в арт-среде по вопросу представительства в Венеции не было и, боюсь, не будет.

В 2003-м в Венеции побывал проект "Жернова времени" Виктора Сидоренко, которого многие обвиняли в использовании служебного положения для лоббирования собственного проекта в Венеции.

Затем в 2005-м в Венецию так и не поехала группа РЭП, уступив место нежному патриотическому проекту Николая Бабака. "Поэма о внутреннем море" в 2005-м - первая попытка Виктора Пинчука представить Украину в Венеции, была раскритикована за то, что большинство художников, представленных на выставке, не имели никакого отношения ни к Украине, ни к ее "внутреннему морю".

Илья Чичкан и Михаро Ясухиро в позапрошлом году клеймили за "попсовость", равно как и куратора Кличко с незабываемой Веркой Сердючкой, которая на вернисаже проекта истошно вопила "ну шо, по гандолам, багэма!"....

Проект Оксаны Мась в этом контексте отнюдь не выглядит чем-то из ряда вон. Говорить об эстетических достоинствах и недостатках работ, которые еще никто толком не видел, на мой взгляд, рано - это мы будем обсуждать уже после открытия биеннале.

Те фотографии, которые я видела, не показались мне окончательно безнадежными - "яйца", расписанные жителями тюрем, колоний, психбольниц и детских садиков на этих картинках выглядят довольно выразительно.

Единственное, что мне не до конца понятно в проекте - зачем из этих чудесных брутальных яиц нужно было городить копии фрагментов Гентского алтаря - произведения, на мой взгляд, глубоко чуждого контексту украинских "писанок".

Участие Оксаны Мась в биеннале, вызвало бурю негодования. Сперва, подобно большинству моих коллег, я была крайне предубежденно настроена против творчества Осканы, которое мне всегда казалось, скорее, применением эффектных пиар-технологий, нежели собственно художественным продуктом.

Так уж повелось - украинское современное искусство до сих пор не отошло от сектантского мышления, и одесситку Оксану с ее полусалонным искусством в Киеве принимают туго, не смотря на то, что ее успешно продает ряд европейских галерей, а также видная российская галерея "Айдан".

Не убеждает никого и то, что за то время, что мы не признавали Оксану, в Киеве возросло целое поколение художников, которые под видом "современного искусства" и с подачи уважаемых институций и фестивалей создают гораздо более салонные работы.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх