,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ В ХАРЬКОВСКОМ РЕГИОНЕ: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ-ЮРИСТОВ
  • 8 ноября 2010 |
  • 16:11 |
  • ЧР |
  • Просмотров: 241844
  • |
  • Комментарии: 7
  • |
0
С. Б. Решетняк

* Публикуется по изданию:
Решетняк С. Б. Незаконный оборот наркотиков в Харьковском регионе: мнение экспертов-юристов // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. — С. 255–271.

Методика исследования. — Антинаркотическое законодательство Украины. — Основные виды преступлений, связанные с наркотиками в регионе. — Индивидуальные и групповые формы преступности. — Основные фигуранты наркополя. — Предупреждение незаконного оборота наркотиков.

Незаконный оборот наркотиков в Харьковской области за последние 10–15 лет приобрёл характер устойчивого социального процесса, который представляет собой многофакторную латентную криминальную систему. Она оказывает заметное влияние на социальную ситуацию в регионе и может вполне рассматриваться как самостоятельный мощный фактор эпидемического процесса распространения наркотиков в молодёжной среде. Доставка в регион наркотиков, их изготовление, продажа и т. п. создаёт основу быстрого подъёма наркотической волны.

Незаконный оборот наркотиков является известной, но в то же время недостаточно исследованной проблемой. Это объясняется латентным характером объекта исследования, трудностями получения информации, и как следствие — сомнительная точность и различное толкование имеющихся данных. Весьма существенен и угол зрения на проблему. Незаконный оборот в научном отношении является предметом уголовного права, криминалистики, криминологии [1]. Социологи, по крайней мере, в Украине специально этой проблемой не занимались, хотя и для них здесь есть своя ниша и актуальные задачи, которые ждут своего решения. Социологический подход отличается от юридических исследований как постановкой специфических задач, так и методами, имеющимися в арсенале современной эмпирической социологии.

Мы остановились на экспертном опросе как важнейшем методе сбора первичной социологической информации. Кроме того, были использованы некоторые данные уголовной статистики, характеризующие незаконный оборот наркотиков в Харьковской области, другие информационные источники.

В рамках опроса экспертов ставилось ряд задач, в том числе определить:

частоту задержаний и привлечения к уголовной ответственности лиц в Харьковском регионе в зависимости от составов преступления, определённых ст. 229 УК Украины;
пути транспортировки наркотиков в Харьковскую область;
наиболее распространённых виды наркотиков, находящихся в незаконном обороте;
типичный социальный портрет субъектов незаконного оборота наркотиков.
Опрос экспертов основан на сочетании количественных и качественных методов, ибо для сбора первичной информации применялись как шкалирование, так и свободная беседа с информантами с использованием путеводителя. Инструментарий экспертного опроса содержится в Приложении 5. Как известно, достоверность экспертной оценки зависит от компетентности, аналитичности и широты мышления экспертов. Поэтому при отборе группы экспертов будут применены следующие критерии: 1) юридическое образование; 2) занятие определённых должностей в системе правоохранительных органов; 3) наличие профессионального опыта в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков (не менее 3-х лет). Количественные и качественные данные о группе экспертов приведены в табл. 1. Эксперты опрашивались индивидуально, данные фиксировались в опросном листе и на магнитофонной плёнке.

Таблица 1

Группа экспертов

№ эксперта Место работы Должность Образование Стаж работы
1 ХГУ УМВДУ в Харьковской области Начальник ОБНОН Высшее юридическое 10 лет
2 Киевский РО УМВДУ в Харьковской области Начальник ОБНОН Высшее юридическое 3 года
3 Червонозаводский РО УМВДУ в Харьковской области Начальник ОБНОН Высшее юридическое 5 лет
4 Фрунзенский РО УМВДУ в Харьковской области Начальник ОБНОН Высшее юридическое 3 года
5 Ленинский РО УМВДУ в Харьковской области Начальник ОБНОН Высшее юридическое 10 лет
6 Дзержинский РО УМВДУ в Харьковской области Оперуполномоченный ОБНОН Высшее юридическое 4 года
7 Октябрьский РО УМВДУ в Харьковской области Старший оперуполномоченный ОБНОН Высшее юридическое 6 лет
8 Червонозаводский РО УМВДУ в Харьковской области Старший оперуполномоченный ОУР Высшее юридическое 12 лет
9 Червонозаводский РО УМВДУ в Харьковской области Старший оперуполномоченный ОУР Высшее юридическое 3 года
10 Московский РО УМВДУ в Харьковской области Оперуполномоченный ОБНОН Высшее юридическое 3 года
11 Экспертно-криминалистический центр МВД Украины в Харьковской области Главный специалист Высшее юридическое 6 лет
12 УМВДУ на южной железной дороге в г. Харькове Ст. оперуполномоченный ОБНОН Высшее юридическое 6,5 лет
13 Дергачёвский РО УМВДУ в Харьковской области Начальник ОБНОН Высшее военное 4 года
14 Люботинский ГО УМВДУ в Харьковской области Зам. начальника гор. отдела Высшее юридическое 10 лет
15 Линейный отдел милиции на станции Люботин Старший следователь Высшее юридическое 5 лет
Проблема незаконного оборота наркотиков появилась не сегодня. Соответственно и уголовно-правовое законодательство в этой области имеет свою историю. Первая волна наркотизма пришла к нам в виде эпидемии кокаинизма как результат первой мировой войны, гражданской войны и воцарившихся в обществе анархии и аномии. Впервые государство и Законодатель столкнулись с проблемой наркотиков как уже проблемой социальной, хотя и не столь опасной в сравнении с многими другими в ряду социальных отклонений. В ст. 215 УК УССР, принятого в 1922 году, предусматривалось наказание за незаконное изготовление, сохранение, сбыт отравляющих и сильнодействующих веществ в виде штрафа до 300 рублей золотом или насильственных работ. Известной вехой в развитии антинаркотического законодательства является указ Наркомздоровья СССР от 11 ноября 1938 года, которым впервые были установлены правила приёма, сохранения и отпуска отравляющих, сильнодействующих и наркотических веществ в институтах, клиниках, больницах и других медицинских заведениях. Следствием указа стало резкое сокращение незаконного предложения наркотиков на «чёрном рынке».

Важное значение для регулирования оборота наркотических лекарственных средств имел указ Министерства охраны здоровья СССР от 3 июля 1968 года № 523 «О порядке сохранения, учёта, приписывания, отпуска и использования отравляющих, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств», в соответствии с которым героин, каннабис, ацеторфин, эторфин, лизергиновая кислота и её препараты были изъяты из законного оборота и внесены в Список лекарственных средств, запрещённых в медицинской практике на людях.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с наркоманией» от 25 апреля 1974 года установил единые основания уголовной ответственности и соответствующие санкции за участие в наркотизации и незаконном обороте наркотических средств. Это был систематизированный акт, содержащий ряд уголовно-правовых и административных норм и положивший начало развитию административного законодательства в сфере борьбы с злоупотреблением наркотиками.

Антинаркотическое законодательство Украины в современных условиях представлено тремя законами, принятыми Верховной Радой Украины 15 февраля 1995 года [2].

Закон Украины «Про обіг в Україні наркотичних засобів, психотропних речовин, їх аналогів і прекурсорів» регулирует общественные отношения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, определяет права и обязанности государственных органов, юридических лиц и граждан, которые в нём участвуют на территории Украины.

Закон Украины «Про заходи протидії незаконному обігу наркотичних засобів, психотропних речовин і прекурсорів та зловживанню ними» посвящён методам противодействия незаконному обороту наркотиков. В нём рассмотрены общие положения (терминологический аппарат), определены органы, которые непосредственно ведут борьбу с незаконным оборотом наркотиков (МВД, СБУ, Генпрокуратуры, Госграницы, Гостаможни), их права и обязанности, а также сформулированы некоторые способы противодействия незаконному обороту наркотических средств (контрольная поставка наркотиков, оперативная закупка и другие).

Закон Украины «Про внесення змін і доповнень до деяких законодавчих актів України у зв’язку з прийняттям Закону України «Про обіг в Україні наркотичних засобів, психотропних речовин і прекурсорів» та Закону України «Про заходи протидії незаконному обігу наркотичнихзасобів, психотропних речовин і прекурсорів та зловживанню ними» представляет собой систему уголовно-правовых и административно-правовых норм, которые определяют ответственность за действия, которые посягают на общественные отношения, урегулированные названными нормативными актами. Этот Закон Украины был принят в связи с тем, что в практической деятельности следственных и оперативных аппаратов возникли определённые проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Вследствие этого появилась необходимость установления в законодательном порядке юридического состава новых видов преступлений, возникла потребность в комментарии соответствующих статей УК Украины, устанавливающих ответственность за совершение преступлений. Указанный нами Закон Украины внёс изменения и дополнения в следующие законодательные акты Украины:

Уголовный Кодекс Украины дополнен новыми статьями 70 (1), 229 (12) – 229 (20), а статьи 184, 229, 229 (1) – 229 (11) изложены в новой редакции;
Уголовно-процессуальный кодекс Украины;
Кодекс Украины об административных правонарушениях и другие нормативные акты.
В результате принятия вышеперечисленных законов органы внутренних дел Украины получили научно обоснованную нормативную базу, направленную на повышение эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Неотъемлемым элементом этой базы является Указ МОЗ (Комитета по контролю за наркотиками) от 27 января 1997 года № 1, регулирующий размеры наркотических средств, находящихся в незаконном обороте (см. Приложение 6).

Антинаркотическое законодательство Украины определяет незаконный оборот наркотиков как действия, связанные с культивированием растений, которые содержат наркотические вещества, производством, изготовлением, сохранением, распределением, торговлей, использованием, перемещением на территории Украины и за её пределами наркотических средств, которые осуществляются с нарушением Закона Украины «Про обіг в Україні наркотичних засобів, психотропних речовин, їх аналогів і прекурсорів».

Весь спектр указанных запрещённых действий присутствует в Харьковском регионе. Несмотря на усилия, которые предпринимают органы внутренних дел и другие ведомства, обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков остаётся сложной и неблагоприятной. Статистические данные последних лет свидетельствуют об устойчивом росте преступлений, связанных с наркотиками. В 1993 году было зарегистрировано 1001 преступление, в 1994 г. — 2142, в 1995 г. — 2119, в 1996 г. — 2208, в 1997 г. — 2524, в 1998 г. — 2796. В 1999 году в Харьковском регионе зафиксировано без малого три тысячи преступлений. Таким образом, в течение последних пяти лет количество преступлений возросло почти в 2,8 раза, а количество задержанных лиц — в 2,2 раза (в 1993 г. — 726 человек, в 1998 г. — 1642 человека). В 1999 году изъято полторы тонны наркотиков и сырья [3]. В основном это маковая соломка (почти 13 центнеров) и конопля-марихуана (около 250 килограммов). Также были изъяты почти 700 граммов героина и 12 «марок» ЛСД [4]. В 1999 году сотрудники харьковского УБНОН обезвредили шесть преступных группировок общей численностью 30 человек

Наиболее характерные виды преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в харьковской области, и частота привлечения за их совершение лиц к уголовной ответственности, по данным экспертного опроса, представлены на рис. 1. Эксперты оценивали частоту задержаний и привлечений по шестибальной ранговой вербальной шкале с числовыми дополнениями в виде процентов. Для построения графика позициям шкалы присваивались числа 1, 2, 3, 4, 5, 6 в порядке возрастания частоты. 1 — никогда (0% случаев), 2 — редко (менее 20% случаев), 3 — время от времени (от 20 до 40% случаев), 4 — в половине случаев (от 40 до 60% случаев), 5 — часто (от 60 до 80% случаев), 6 — очень часто (более чем 80% случаев).
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ В ХАРЬКОВСКОМ РЕГИОНЕ: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ-ЮРИСТОВ


Рис. 1. Частота привлечения лиц к уголовной ответственности

Рис. 1 свидетельствует, что наиболее часто преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков квалифицируются по ст. 229 (6) — незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств без цели сбыта. Очевидно, это можно объяснить двумя причинами: во-первых, большим числом потребителей наркотиков, которые хранят у себя наркотические вещества, занимаются их кустарным изготовлением и т. п.; во-вторых, процессуальными сложностями, связанными с доказательством преступного умысла на продажу наркотиков. В тех случаях, когда преступный умысел, связанный с наркобизнесом, может быть доказан, подозреваемым вменяется пункт 1 статьи 229. Это случается реже, но в общей массе преступлений, как видно из полученных данных, такая квалификация занимает второе место.

В ходе опроса экспертам было предложено оценить частоту изъятия четырёх основных видов наркотиков в Харьковском регионе по схеме: «было 2–3 года тому назад», «в настоящее время (1999 г.)», «будет через 2–3 года». Для измерения частоты была использована шестибальная шкала по форме аналогичная предыдущему случаю. Зафиксированная динамика отражена на рис. 2.
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ В ХАРЬКОВСКОМ РЕГИОНЕ: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ-ЮРИСТОВ


Данные на рис. 2 свидетельствуют о том, что уровень изъятия аптечных препаратов в 1996–1999 годах практически не изменился, однако к 2002 году эксперты ожидают его рост. Повышение удельного веса аптечных препаратов в незаконном обороте является следствием того, что фармацевтический рынок является весьма насыщенным, высокодинамичным, в аптечную сеть попадают препараты, которые могут быть использованы в качестве прекурсоров. Ситуация осложняется тем, что в продажу поступают некоторые препараты зарубежного производства, являющиеся фактически синонимами известных прекурсоров, однако некоторое время они могут реализовываться достаточно свободно. Частота изъятия кустарно изготовленных препаратов (главным образом это опиаты), по мнению экспертов, является стабильной величиной с общей тенденцией к росту, а уровень изъятия каннабиса остаётся практически неизменным. Эксперты считают, что в ближайшие годы резко возрастёт частота изъятия наркотиков, попадающим контрабандным путём (героина, кокаина, таблеток экстази и ЛСД). Это связано с тем, что Украина, в частности Харьковская область, становятся всё более доступным и выгодным рынком сбыта тяжёлых наркотиков, спрос на которые возрастает.

В г. Харькове имеют место как индивидуальные, так и групповые, организованные формы осуществления преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, которые эксперты считают примерно равными по удельному весу. Индивидуальный промысел часто выражается в следующих действиях: поиск людей, выращивающих мак — его закупка и перевозка в места наиболее выгодного сбыта на собственном транспорте — реализация в розничной или, что более часто встречается, оптовой торговле.

Можно выделить несколько форм организованной преступности, связанной с наркобизнесом. Уместно их классифицировать по трёхчленной схеме. Низший уровень составляют ситуативные, простые группы, которые создаются в том числе и наркоманами для заработка, извлечения прибыли. Эти группы неустойчивы, не имеют жёсткой структуры и распределения ролей. Средний уровень занимают организованные преступные группы. Для Харьковского региона характерным является существование семейных и этнических групп, специализирующихся на заготовке наркосырья, кустарном изготовлении наркотиков и их продаже потребителям. Наиболее типичны для Харьковского региона — цыганские семьи, некоторые из которых занимаются наркодеятельностью в течение десятилетий. Цыганские кланы могут быть как этноареальные, так и иные — венгерские, крымские. Такие семьи при удачном преступном бизнесе быстро превращаются в расширенные группировки, целые синдикаты, где существует чёткая иерархия и распределение ролей: богатые (бароны) контролируют наркобизнес, средние поставляют наркотики, а бедные их реализуют. Как правило, указанные преступные формирования хорошо организованы, имеют высокую степень конспирации, основанную на семейно-клановых связях. Высший уровень организованного наркобизнеса — это преступные организации, которые контролируются криминальными авторитетами и могут осуществлять свою деятельность в транснациональном масштабе. В регионе эта деятельность может быть обнаружена лишь частично, в связи с задержаниями наркокурьеров, изъятием крупных партий наркотиков. Вот описание, данное нам экспертом. В феврале 1999 года сотрудниками УБНОН в Харьковской области совместно с сотрудниками ОУР московского района г. Харькова задержаны три человека из Таджикистана, которые торговали вещами и параллельно реализовывали героин, доставляемый из Москвы и Таджикистана, на рынке Барабашова. Наркотик продавался проверенным наркоманам. Для раскрытия данного преступления была совершена оперативная закупка героина на сумму 150 долларов. Были задержаны лица, причастные к данному преступлению: организатор, наркокурьер и сбытчик, изъят героин на сумму 500 долларов. Борьба с наркомафией может эффективно осуществляться лишь в международном масштабе.

Незаконный оборот наркотиков можно рассматривать с точки зрения определённой латентной социальной структуры, которая включает несколько социальных групп, статусов и ролей, а также системы социальных связей, норм и правил поведения. Некоторые статусы уже нашли своё отражение в уголовном законодательстве, которое оперирует такими терминами как «исполнитель преступления», «организатор преступления», «соучастие в преступлении» и «преступная группа». Лицо, которое самостоятельно и непосредственно осуществляет запрещённые законом действия с наркотическими средствами, признается исполнителем преступления. Действия организатора преступления связаны с поиском членов преступной группы, определением объекта посягательств, разработкой плана осуществления преступления, необходимого для достижения преступной цели.

Другие понятия, относящиеся к социальной структуре, о которой идёт речь, не нашли отражение в уголовном законодательстве. Наркокурьер (на жаргоне — «муравей», «мул») — лицо, которое непосредственно перевозит наркогруз. Обычно это люди, представляющие малообеспеченные слои населения и остро нуждающиеся в деньгах. Здесь преобладают женщины со средним и средне-специальным образованием различной этнической принадлежности (украинки, русские, цыганки), возраст которых колеблется в очень большом диапазоне (от 20 до 70 лет), но обычным является — 40–45 лет. Достаточно часто среди наркокурьеров встречаются безработные, бомжи, другие представители маргинальных слоёв общества. Как правило, эти люди не употребляют наркотические средства и рассматривают свою «транспортную» деятельность как заработок.

Особо следует сказать о наркокурьерах, деятельность которых связана с перевозкой тяжёлых наркотиков. Из стран дальнего зарубежья (азиатских и африканских) их доставляют лица мужского пола, часто используя для этого… собственный желудок. Известно, что в капсулу, диаметром в два сантиметра, помещается до двадцати граммов героина. Специально приготовленные наркокурьеры способны проглотить десятки подобных капсул [5]. Для перевозки тяжёлых наркотиков по территории стран СНГ представители африканского континента (нигерийцы, марокканцы) не брезгуют помощью русских и украинских проституток, используя их анатомические свойства. Они активно налаживают контакты с местным населением, женщинами для легализации и соучастия в их бизнесе. Вот описание, данное нам экспертом. В 1998 году в городе Харькове был задержан сбытчик наркотиков по кличке «Принц» — нигериец по национальности, спортсмен, занимался восточными единоборствами и проживал на снимаемой квартире в 24-х этажном здании на Салтовском массиве вместе с молодой местной девушкой. Именно она использовалась нигерийцем для доставки героина на рынок Барабашова и его продажи лицам цыганской национальности. После задержания «Принц» находился в следственном изоляторе, а затем депортирован из нашей страны. Этот случай иллюстрирует тему «ближнего» и «дальнего» зарубежья.

В этой структуре стабильное место занимают продавцы наркотиков. Тяжёлые наркотики, по мнению экспертов, продают мужчины в возрасте 18–35 лет, физически благополучные, крепкие люди, по национальности — нигерийцы, афганцы, таджики, туркмены, узбеки. Также сбытом героина и кокаина занимаются мужчины и женщины цыганского, украинского и русского происхождения, возраст которых не превышает 30 лет. Эксперты отмечают увеличение в 1999 году количества русских семей, занимающихся продажей наркотических средств. Среди продавцов других видов наркотиков встречаются мужчины и женщины различного возраста (от 20 до 45 лет) и национальности (русские, украинцы, цыгане), представляющие различные слои населения: рабочие предприятий, студенты, маргиналы, наркоманы со стажем (в том числе встречаются бывшие врачи, санитары), безработные и др.). Например, марихуаной торгуют неработающие цыгане (возраст от 10 до 70 лет, в основном, лица женского пола, иногородние (крымские, днепропетровские, николаевские) студенты высших учебных заведений города Харькова.

Контингент покупателей психостимуляторов, каннабиоидов и барбитуратов оценивается экспертами как достаточно стабильный. Обычно, это мужчины и женщины в возрасте от 16 до 30 лет, также встречаются подростки 13–14 лет, различной национальности (русские, украинцы, азербайджанцы и др.). Социальные статусы этих людей самые разнообразные: подростки из интеллигентных и рабочих семей, студенты вузов, наркоманы, бывшие заключённые, бомжи, маргиналы и др.

Сегодня основным покупателем, а соответственно, и потребителем наркотических средств является подростковая и студенческая молодёжь. На протяжении последних нескольких лет, по оценкам экспертов, наметилась тенденция к употреблению молодёжью психостимуляторов: амфетаминов, эфедрина, первитина и пр. [6]. Современная молодёжь, следуя веяниям моды, обращается к «безобидным», по её мнению, стимуляторам для достижения уверенности и эмоционального подъёма. С этой целью наиболее широко используются таблетки экстази, легко приобретаемые на дискотеках и в ночных клубах. После частого применения таких препаратов у молодёжи появляется необходимость перехода к более сильным типам наркотиков: каннабиоидам и барбитуратам. Именно во время их употребления появляется привычка к изменённому состоянию сознания, а отсутствие наркотического воздействия воспринимается как дискомфорт. Возрастание дозы и частоты употребления заставляет молодёжь обращаться к опиатам, которые вызывают биологическую зависимость…

Далее остановимся на теме «географии» и «технике» незаконного оборота. Эксперты сходятся на том, что в сфере незаконного оборота наркотиков углубляется процесс монополизации рынков сбыта на Украине, крупнейшим из которых остаётся город Харьков. Удельный вес нелегально ввозимых в Харьковский регион наркотиков в общем объёме незаконного оборота продолжает расти. И это вполне объяснимо. Харьковская область расположена в северо-восточной части Украины. Являясь приграничной областью, она граничит с Российской Федерацией. По территории области проходят центральные железнодорожные и автомобильные магистрали Москва–Симферополь. Через крупные железнодорожные вокзалы и международный аэропорт происходит перемещение грузов и пассажиров, они являются воротами для нелегального ввоза наркотических средств и транзита в соседние регионы. Основные регионы-поставщики наркотиков в город Харьков представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные каналы поставки наркотиков в г. Харьков

Регионы-поставщики наркотиков в город Харьков Виды наркотиков
Западная Украина (Ужгородская, Тернопольская, Житомирская области), Донецкая, Сумская, Черниговская области, Барвенково (райцентр Харьковской области) Маковая соломка, экстракт опия
Крым, Днепропетровская, Николаевская области Марихуана
Средняя Азия (Таджикистан, Казахстан, Узбекистан) Гашиш, героин, опий
Афганистан, Иран Гашиш
Венгрия, Голландия, Румыния, Польша Таблетки ЛСД
Голландия Кокаин
Австрия, Венгрия Таблетки экстази
Главным средством доставки и транзита наркотиков является железнодорожный транспорт. И это не случайно, так как технически сложные системы дают дополнительный шанс для преступников. По данным экспертов, в вагоне пассажирского поезда существует 96 мест, где можно спрятать маковую соломку, в тепловозе «надёжным» тайником для перевозки являются специальные аккумуляторные батареи. Известно, что в районах произрастания конопли ежегодно в летние месяцы регистрируются (данные статистики Министерства путей сообщений) нештатные остановки грузовых поездов путём замыкания электроцепей перед светофорами.

Для перевозки наркотических средств очень часто используется автомобильный транспорт. Так в феврале 1999 года в г. Харькове был задержан автомобиль КамАЗ, в специально оборудованном тайнике которого сотрудники милиции обнаружили 56 килограмм маковой соломки. Маскировка перевозки наркотических средств в автомобилях становится всё более разнообразной. На рис. 3 показаны узлы автомобиля, где преступники чаще всего прячут нелегальный груз.
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ В ХАРЬКОВСКОМ РЕГИОНЕ: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ-ЮРИСТОВ


Рис. 3. Основные узлы автомобиля, используемые для маскировки наркотических средств

В г. Харькове за последние несколько лет «география» мест сбыта и приобретения наркотических средств была достаточно разнообразной. В общем плане — это так называемый «чёрный рынок», а в конкретном отношении — территории обычных рынков, вузы, школы, кафе, дискотеки, другие общественные места. Наиболее известное место — «Дискотека-2000», открывшаяся в начале 1997 года и являющаяся филиалом киевской дискотеки «Диско-2000». Она расположена в помещении двухэтажного здания в парке Артема, находящегося в Коминтерновском районе города. Танцплощадка рассчитана на 2000 человек и работает с 22 часов вечера до 5 утра еженедельно. Контингент участников дискотеки — молодёжь 13–18 лет. По мнению экспертов, сбыт и торговля наркотиков всё в большей степени происходят по месту проживания торговцев и наркоманов, а также на снимаемых квартирах в государственных и частных домах. Следует отметить, что существует вполне определённая зависимость между видом наркотика и местом его наиболее вероятного приобретения (например, героин и гашиш — на квартирах; конопля — в школах и вузах; таблетки экстази — в ночных клубах и на дискотеках. Естественно, что эта вероятность весьма условная. В 1999 г., в основном, ликвидированы очаги торговли наркотиков на харьковских рынках. В частности, были арестованы и находятся в местах лишения свободы кавказцы, которые регулярно торговали наркотиками на Центральном рынке. Сотрудники милиции оперативно устанавливают и ликвидируют стихийно возникающие точки распространения наркотиков на Центральном, Барабашовском и Салтовском рынках.

На основании оценок экспертов нами создана таблица (табл. 3) средней стоимости наркотических средств, находящихся в незаконном обороте на харьковском «чёрном рынке». Цены приведены в гривнях и долларах (из расчёта 1 дол. США = 4 гривни).

Таблица 3

Средняя стоимость основных видов наркотических средств, находящихся в незаконном обороте по ценам «чёрного рынка»

Наркотические средства Средняя цена
гривней долларов
Промедол 1 амп. / 1 мл 40 10
Эфедрин кристаллический 1 грамм 35 8–10
Морфин 1 амп. / 1 мл 15 4
Экстази 1 таб. 130 35
Реланиум 1 амп. / 2 мл 5 1–2
Сибазон 1 амп. / 2 мл 5 1–2
Марихуана 1 стакан
1 спичечный коробок

150–170
25–30

40
8–9

Гашиш 1 грамм 50–70 15
Маковая солома 1 стакан 25–35 6–7
Опий 1 грамм
1 кубик

35–40
8–10

10
2

Кокаин 1 грамм 320–400 80–100
Героин 1 грамм 320–400 80–100
Неблагоприятная ситуация с наркотиками в Украине делает необходимым поиск наиболее действенных способов и методов борьбы с наркопреступностью. Позитивным моментом явилось создание в апреле 1994 Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН), которое получило статус самостоятельного структурного подразделения в составе уголовной милиции МВД Украины. В Положении «Об Управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Украины» [7] определены основные задачи Управления: реализация государственной политики по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Украине, осуществление комплексных мер противодействия распространению наркомании и связанной с ней преступностью, выявление преступных групп и дельцов наркобизнеса, сбытчиков наркотических средств, которые имеют межрегиональные и международные связи.

В соответствии с этим решением в городе Харькове и области борьбу с незаконным оборотом наркотиков координируют городское и областное Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УМВД Украины. В девяти районах города и трёх районных центрах. (Краснограде, Лозовой, Харьковском районе) при райотделах милиции созданы отделы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОНы). По мнению экспертов, существует крайняя необходимость создания таких отделов в Балаклее, Изюме, Чугуеве и других районах области, в которых наркотическая ситуация продолжает осложняться.

Значимым фактором среди средств борьбы с незаконным оборотом наркотиков является формирование развитой законодательной базы. Стержнем её выступает антинаркотическое законодательство Украины, которому дали свою оценку наши эксперты. Они выделили как достоинства, так и недостатки законодательства. К достоинствам следует отнести большую гамму статей, позволяющих заниматься расследованием преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Вместе с тем, имеют место и ряд недостатков: существуют мягкие наказания по отношению к наркоманам, в частности к сбытчикам, поэтому они не боятся уголовной ответственности. Тяжело доказать склонение к потреблению наркотиков. Отсутствуют штрафные санкции для тех, кто покупает наркотики для собственного потребления.

Большинство экспертов также обратили внимание на наличие серьёзных процессуальных проблем. И это вполне объяснимо. Анализ практики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, показывает, что в организации раскрытия и расследования преступлений данной категории имеются негативные обстоятельства объективного и субъективного порядка, которые приводят к затруднениям в процессе следственной деятельности: специфика предмета преступного посягательства; затруднения в сборе доказательств; несовершенство организационных форм взаимодействия следователей с оперативными работниками и другие. Поэтому сегодня требуется в законодательстве более тщательная разработка механизма реализации антинаркотических законов.

Правовое регулирование борьбы с незаконным оборотом наркотиков должно опираться на строгое взаимодействие и координацию деятельности УБНОН с органами службы безопасности, таможенной службы, дознания, следствия, прокуратуры и суда. Правовые средства борьбы с незаконным оборотом наркотиков играют важную роль только в тесном взаимодействии с иными мерами воздействия со стороны государства, социальных институтов общества, негосударственных организаций, всех заинтересованных лиц. Незаконный оборот наркотиков — проблема социальная, и решать её нужно сообща.

http://www.psychiatry.ua/books/drugs/paper08.htm

psychiatry.ua

http://www.psychiatry.ua/books/drugs/paper08.htm
psychiatry.ua

............................................................................
facepalm последние восемь лет - исследования больше НЕ производились......



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх