,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Вьетнам и Афганистан - две непохожие войны
+1
«Два самых крупных и затяжных локальных конфликта ХХ века», «Афганистан превратился во Вьетнам для Советского Союза», «СССР и США поменялись ролями» - подобные утверждения стали каноничными для современной историографии. С моей точки зрения, проводить прямую аналогию между событиями в Афганистане (1979-1989 гг.) и агрессией США во Вьетнаме (1965-1973 г.г.) неприемлемо. Адская дискотека в джунглях не имеет ничего общего с подвигом советских воинов-интернационалистов.

В теории все похоже на правду, две войны обладают некоторым сходством:
Например, в печатных изданиях часто встречаются фразы: "Война США и Вьетнама" или "Советско-афганская война". Советский Союз и Соединенные Штаты Америки не воевали, соответственно, ни с Афганистаном, ни с Вьетнамом. Обе сверхдержавы оказались втянутыми во внутренний вооруженный конфликт между противоборствующими сторонами, хотя, изначально вооруженные силы СССР и США планировалось использовать лишь для охраны жизненно важных объектов и устрашения оппозиции. В реальности, оказалось практически невозможно полагаться на правительственные вооруженные силы: подразделения армии США и Советской Армии были вынуждены взять ведение полномасштабных боевых действий на себя. Положение усугублялось тем, что советские и американские подразделения были крайне ограничены в оперативно-тактической и стратегической свободе действий политическими обстоятельствами. Конфликты широко освещались мировыми СМИ, любой просчет или ошибка мгновенно становились известны по всему миру (в этом случае, Вьетнам вообще стал «первой телевизионной войной»). Афганская война, несмотря на ее чрезмерную закрытость для советского общества, была широко известна за рубежом, а ее события часто освещались в самом негативном для СССР свете.

Очень важный момент - во Вьетнаме и в Афганистане вооруженные силы СССР и США не потерпели ни одного военного поражения. Соотношение потерь сторон, как в Афгане, так и во Вьетнаме, находилось в пределах 1:10, что, с военной точки зрения, свидетельствуют о полном разгроме частей противника в ходе каждой операции. А если учесть потери среди мирных жителей (хотя в обоих случаях было невозможно определить, кто «мирных жителей» является партизаном), то это соотношение станет равным 1:100 в пользу регулярной армии. Американцы сорвали все наступления Вьетконга, а афганские душманы не смогли захватить ни один крупный населенный пункт до тех пор, пока советские части не начали покидать территорию Афганистана. По утверждению генерал Громова, «мы делали все, что хотели, а духи делали только то, что могли».


Что же тогда стало причиной вывода войск из Вьетнама и Афганистана? Почему СССР и США перестали оказывать поддержку союзным режимам и объявили о прекращении военных действий? В обоих случаях, истина звучит просто: дальнейшее ведение военных действий было бессмысленно. Армия достаточно успешно расправлялась с вооруженной оппозицией, но за это время подрастало новое поколение афганцев (вьетнамцев), брало в руки «Калашников», гибло под градом неуправляемых ракет и авиационных пушек, подрастало следующее поколение, брало в руки «Калашников», гибло … и т.д. и т.п. Война затягивалась до бесконечности. Конфликт можно было решить лишь политическим путем, но и это оказалось невозможным – руководство СССР и США, разочаровавшись в союзниках, прекратили всякие попытки склонить ситуацию на свою сторону.
Вот так звучат эти события в теории. Две одинаковые войны: «СССР повторил ошибку Соединенных Штатов». Похоже на правду, верно? Но если оставить демагогию и обратиться лишь к жесткой статистике, точным цифрам и фактам, то две войны предстанут совершенно в неожиданных красках. Они настолько не похожи друг на друга, что проводить какое-либо их сравнение категорически невозможно.

Масштаб боевых действий

Лишь несколько фактов, ставящих все на свои места:
В конце 1965 года численность воинского контингента США во Вьетнаме составляла 185 тысяч человек. В дальнейшем она значительно увеличилась, достигнув к 1968 году невероятной цифры 540 тысяч чел. Полмиллиона американских солдат! Это же настоящая ВОЙНА.

Давайте сравним это с количеством личного состава Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Даже в самый разгар боевых действий, численность Ограниченного контингента не превышала 100 тысяч солдат и офицеров. Разница, конечно, впечатляет. Но это тоже относительная цифра, т.к. площадь Афганистана в два раза превышает площадь Вьетнама (647.500 кв. км против 331.200 кв. км), что свидетельствует о меньшей напряженности боевых действий. В отличии от американского кровавого побоища, Советской Армии потребовалось в 5 раз меньше сил для контроля над в два раза большей по площади территорией!

Кстати, тут еще такой хитрый момент: еще задолго до официального начала боевых действий на территории Южного Вьетнама находилось огромное количество американских военных. Не «военных специалистов» или «инструкторов», а именно солдат Армии США. Так, за 2 года до вторжения, в этой стране находилось 11 тысяч американских военнослужащих. К 1964 году их стало уже 23 тысячи – целая армия.

Далее, идут сухие цифры статистики: авиация 40-й армии выполнила за 9 лет Афганской войны около 300 тыс. боевых вылетов… В это же время, американцам, для достижения (точнее - недостижения) их гнусных целей потребовалось выполнить 36 миллионов вылетов вертолетов. Что касается fixed-wing aviation (самолетов всех типов), то только палубная авиация, которой отводилась вспомогательная роль, совершила более полумиллиона боевых вылетов. Похоже, янки серьезно увязли в войне.

Основу ударной авиации 40-й армии составляли истребители-бомбардировщики Су-17 различных модификаций. Су-17 – однодвигательный самолет с крылом изменяемой геометрии. Боевая нагрузка – две 30 мм пушки и до четырех тонн подвесного вооружения (в реальности, в разреженном горном воздухе Су-17 обычно не поднимал больше полутора-двух тонн бомб и блоков НУРС). Надежное и дешевое оружие для региональных войн. Отличный выбор.

Героем «жаркого неба Афганистана» стал неуязвимый штурмовик Су-25. «Грач» изначально создавался как противотанковый самолет, но в условиях отсутствия у противника бронетехники, он превратился в настоящего «линчевателя» душманов и их скудного имущества. Малая скорость полета способствовала большей точности бомбовых ударов, а комплекс бортового оружия Су-25 позволял в любых условиях смешивать с каменной крошкой кровавые ошметки противника.
Я вижу тебя сквозь сетку прицела
Сквозь дымку от залпа ракет
Я вижу тебя пока еще целым
Винтовку, чалму и бешмет

Штурмовик обладал высокой защищенностью (титановая броня «держала» 30 мм снаряд) и отменной живучестью (разрушенный двигатель или перебитая тяга управления – полет нормальный).

Ввиду отсутствия воздушного противника, к нанесению бомбовых ударов привлекли истребители МиГ-21, а позднее МиГ-23МЛД. Иногда появлялись тактические бомбардировщики Су-24, а под конец войны, в Афгане засветились новые ударные самолеты Су-27. Откровенно говоря – в Афганистане «работала» лишь фронтовая авиация, удары наносились по точечным целям. Эпизодическое применение тяжелых бомбардировщиков Ту-16 и Ту-22 являлось скорее конфузом.

Сравните это с десятками тысяч боевых вылетов B-52 «Stratofortress» и ковровыми бомбардировками территории Вьетнама. За 7 лет войны американская авиация сбросила на Вьетнам 6,7 млн. тонн бомб. (Кстати, известное сравнение с Германией некорректно. Согласно статистике, в годы Второй мировой американские летчики сбросили на нее 2,7 млн. тонн бомб. Но! Это данные за период: лето 1943 – весна 1945 г. В отличии от III Рейха, Вьетнам бомбили в течении 7 лет.) И все же, 6,7 миллиона тонн смерти – это повод для Гаагского трибунала.

Кроме стратегических бомбардировщиков, ВВС США активно применяли экзотическую машину тотального разрушения – самолет огневой поддержки AC-130 «Spectre». Согласно концепции «летающей артиллерийской батареи», поперек борта тяжелого транспортника С-130 «Геркулес» устанавливалось 105 мм орудие, 40 мм автоматическая пушка и несколько шестиствольных «Вулканов», траектории их снарядов сходились на некотором расстоянии в одной точке. Огромный пузатый самолет, похожий на пушечный корабль ХVIII века, летал по-кругу над целью, а из его бортов на головы врагов обрушивалась лавина раскаленного металла. Кажется, создатели «Спектра» пересмотрели голливудских боевиков, но концепция оказалось удачной, несмотря на серьезные потери от огня с земли, самолеты огневой поддержки АС-130 натворили много нехороших дел по всему миру.

Следующий грех американской армии: открытое применение химических средств в ходе боевых действий. Пилоты ВВС США щедро поливали Вьетнам «Эйджент Оранджем», реагентом уничтожали джунгли, чтобы лишить партизанов Вьетконга возможности прятаться в густой растительности. Изменение рельефа - это, конечно, древняя тактика, в России фраза «менять за ночь рельеф» - вообще армейский анекдот. Но не таким же варварским способом! «Agent Orange» не боевое отравляющее вещество, но это все-таки токсичная гадость, которая накапливается в почве и может нанести вред человеческому здоровью.
Что-либо подобное во время Афганской войны представить невозможно. Слухи про распыление над позициями душманов бактерий оспы и холеры всего лишь городские легенды, не имеющие какого-либо подтверждения фактами.

Главный критерий. Потери.

«Белые посылают черных убивать желтых» - забавная фраза Стокли Кармайкла стала одним из лозунгов пацифизма. Хотя, это не совсем так: официальная статистика гласит, что 86% погибших во Вьетнаме были белыми, 12,5% - чернокожими, остальные 1,5% были представителями других рас.
58 тысяч погибших американцев. Потери личного состава Ограниченного контингента Советских войск были в 4 раза меньше - 15 тысяч солдат и офицеров. Уже этот единственный факт ставит под сомнение тезис «СССР повторил ошибку США».

Далее, снова сухая статистика:
ВВС 40-й армии потеряли в Афганской войне 118 самолетов и 333 вертолета. Представляете триста вертолетов, выстроенных в один ряд? Невероятное зрелище. А вот другая аномальная цифра: ВВС США, ВМС США и Корпус морской пехоты потеряли в Юго-Восточной Азии 8612 самолетов и вертолетов, из них 4125 – непосредственно над территорией Вьетнама. Ну и о чем здесь еще говорить? Все и так понятно.

Высокие потери авиации США объясняются, в первую очередь, большим количеством задействованных в войне летательных аппаратов и высокой интенсивностью вылетов. В конце 60-х годов в составе американских войск во Вьетнаме находилось больше вертолетов, чем в других странах мира вместе взятых. 36 миллионов боевых вылетов. Известен случай, когда батарея 105 мм орудий меняла позицию с помощью вертолетов 30 раз за один день. Остается лишь добавить, что американцам, в условиях мощной системы ПВО противника, удалось добиться феноменального результата: один потерянный вертолет на 18 000 боевых вылетов. Напомню, чаще всего речь идет о UH-1 «Ирокез» - многоцелевой «вертушке» с одним двигателем и без какой-либо конструктивной защиты (сковородки под задницей американских пилотов не в счет).

Поддержка

«В день, когда Советский Союз официально пересёк границу, я написал президенту Картеру: «Теперь у нас есть шанс дать Советскому Союзу свою Вьетнамскую войну» (знаменитый коммунист Збигнев Бжезинский).
При поддержке руководства США, ЦРУ развернула масштабную операцию «Циклон». В 1980 году на поддержку афганских моджахедов было выделено 20 миллионов долл. Суммы постоянно росли, достигнув к 1987 году 630 миллионов долл. Оружие, экипировка, инструкторы, финансовая поддержка для вербовки новых членов банд. Афганистан был окружен кольцом из лагерей подготовки будущих «воинов Аллаха», еженедельно в порту Карачи (столица Пакистана) разгружалось судно с оружием, боеприпасами и продовольствием для афганских душманов. Отдельного абзаца заслуживает история со знаменитым «Стингером».

Итак, по поводу переносных зенитно-ракетных комплексов. FIM-92 «Stinger» начал поставляться душманам с 1985 года. Существует мнение, что именно эти «штучки» заставили СССР вывести войска из Афганистана. Ну что я могу тут возразить, вот цифры:
1. С помощью ПЗРК всех типов было сбито 72 самолета и вертолета, т.е. всего 16% потерь ВВС 40-й армии.
2. Парадоксально, но с появлением у душманов ПЗРК «Стингер», потери авиации 40-й армии неуклонно снижались. Так, в 1986 году было потеряно 33 вертолета Ми-8; 1987 году потеряли 24 Ми-8; в 1988 – всего 7 машин. Тоже самое по ИБА: в 1986 году было сбито десять Су-17; в 1987 – четыре «сушки».
Парадокс объясняется просто: смерть – лучший учитель. Были приняты меры и они дали результат. Система дизориентации ракет «Липа», тепловые ловушки и специальные приемы пилотирования. Пилотам истребительно-бомбардировочной авиации запретили снижаться ниже 5000 метров – там они были в полной безопасности. Вертолеты, наоборот, прижимались к земле, т.к. минимальная высота полета цели для «Стингера» - 180 метров.

Вообще, душманы применяли множество переносных зенитных систем: «Джавелин», «Блоупайп», «Редай», «Стрела-2» производства КНР и Египта… Большинство из этих ПЗРК имели ограниченные возможности, например британский «Блоупайп» не мог стрелять вдогон, имел высоту поражения всего 1800 метров и 2,2 кг кумулятивную боевую часть. Кроме того, он имел сложное ручное наведение, а большинство душманов могли управлять только ишаком. «Стингер», конечно, смотрелся привлекательно на фоне этого бардака: простой в использовании, обстрел любых воздушных целей в радиусе 4,5 км, боевая часть – 5 килограмм. В Афган их попало около 2 тысяч штук, часть потратили на обучение будущих «ракетчиков», еще 500 неиспользованных «Стингеров» американцы выкупили назад после войны. И тем не менее, толку от этой затеи было мало – душманы сбили больше авиатехники из ржавых ДШК калибра 12,7 мм. Кстати, «Стингер» был очень опасен в эксплуатации - за выпущенную в «молоко» ракету могли и руки отрубить.

Короче, операция «Циклон» - просто дешевый анекдот, по сравнению с тем, как поддерживал своих союзников Советский Союз. По словам Председателя Совета министров СССР А. Косыгина, ежедневно на поддержку Северного Вьетнама мы тратили 1,5 миллиона рублей (курс на 1968 год: 90 коп. за 1 доллар). Плюс, значительную военную помощь в создании системы ПВО Северного Вьетнама оказал Китай. Американцы просто попали. Других слов у меня нет.

Танки, истребители, грузовики, тех. поддержка, артиллерийские системы всех калибров, ЗРК, радары, стрелковое оружие, боеприпасы, топливо… За годы войны, в Северный Вьетнам было поставлено 95 зенитно-ракетных комплексов С-75 «Двина» и 7658 ракет к ним. На средних и больших высотах не было спасения от огня ЗРК - С-75 била на 20-30 километров по высоте и столько же по дальности, масса осколочно-фугасной БЧ 200 килограмм. Для сравнения: длина ракеты «Стингера» 1,5 метра. Длина двухступенчатой ЗУР комплекса С-75 10,6 метра!

Американские пилоты попробовали перейти на малые высоты, но попали под убийственный огонь с земли: ПВО Северного Вьетнама была предельно насыщена зенитными артиллерийскими системами всех калибров – от 23 мм скорострельных ЗУ-23-2, до 57 мм самоходных установок ЗСУ-57-2 и 100 мм зенитных орудий КС-19. В самом конце войны начали применяться ПЗРК «Стрела-2» советского производства.

Наличие у Вьетнама истребительной авиации резко ухудшало положение американцев. Всего СССР обеспечил вьетнамскую армию 316 боевыми самолетами МиГ-21, 687 танками, более 70 боевыми и транспортными судами, а также большим количеством другой военно-технической продукции.Тысячи вьетнамских военных прошли полный курс обучения в советских военных академиях (сравните это с трехнедельной подготовкой афганского шахида), 16 вьетнамцев удостоились звания летчик-ас.
Китай, в свою очередь, предоставил Северному Вьетнаму 44 истребителя МиГ-19, а также танки, бронетранспортеры и другую военную технику.

Тимур и его команда

Известно о существовании, как минимум, 136 крупных объектов народного хозяйства, построенных советскими специалистами в ходе Войны в Афганистане. Вот этот потрясающий список, друзья:

1. ГЭС Пули-Хумри-II мощностью 9 тыс. кВт на р. Кунгдуз 1962 г.
2. ТЭС при заводе азотных удобрений мощностью 48 тыс. кВт (4х12) 1 очередь - 1972 г. II очередь - 1974 г. (36 МВт) Расширение - 1982 г. (до 48 МВт)
3. Плотина и ГЭС "Наглу" на р. Кабул мощностью 100 тыс. кВт 1966 г. расширение - 1974 г.
4. ЛЭП с подстанциями от ГЭС Пули-Хумри-II до г. Баглана и Кундуза (110 км) 1967 г.
5. ЛЭП с подстанцией 35/6 кВ от ТЭС при заводе азотных удобрений до г. Мазари-Шерифа (17,6 км) 1972 г.
6-8. Электроподстанция в северо-западной части Кабула и ЛЭП - 110 кВ от электроподстанции "Восточная " (25 км) 1974 г.
9-16. 8 нефтебаз общей емкостью 8300 куб. м 1952 - 1958 гг.
17. Газопровод от места добычи газа до завода азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе протяженностью 88 км и пропускной способностью 0,5 млрд. куб. м газа в год 1968 1968 г.
18- 19. Газопровод от газопромысла до границы СССР длиной 98 км, диаметром 820 мм, пропускной способностью 4 млрд. куб. м газа в год, включая воздушный переход через реку Амударью длиной 660 м 1967 г., воздушный переход газопровода -1974г.
20. Лупинг на магистральном газопроводе длиной 53 км 1980 г.
21. ЛЭП - 220 кВ от советской границы в районе г. Ширхана до г. Кундуза (первая очередь) 1986 г.
22. Расширение нефтебазы в порту Хайратон на 5 тыс. куб. м 1981
23. Нефтебаза в г. Мазари-Шерифе емкостью 12 тыс. куб. м 1982 г.
24. Нефтебаза в Логаре емкостью 27 тыс. куб. м 1983 г.
25. Нефтебаза в г. Пули - Хумри емкостью 6 тыс. куб. м
26-28. Три автотранспортных предприятия в г. Кабуле на 300 грузовых автомобилей "Камаз" каждое 1985 г.
29. Автотранспортное предприятие по обслуживанию бензовозов в Кабуле
30. Станция технического обслуживания автомобилей "Камаз" в Хайратоне 1984 г.
31. Обустройство газопромысла в районе г. Шибергана мощностью 2,6 млрд. куб. м газа в год 1968 г.
32. Обустройство газопромысла на месторождении "Джаркудук" с комплексом сооружений по сероочистке и подготовке газа к транспортировке в объеме до 1,5 млрд. куб. м газа в год 1980 г.
33. Дожимная компрессорная станция на газопромысле "Ходжа-Гугердаг" 1981 г.
34-36. Завод азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе мощностью 105 тыс. тонн карбамида в год с жилым поселком и строительной базой 1974 г.
37. Авторемонтный завод в г. Кабуле мощностью 1373 капитальных ремонта автомашин и 750 тонн металлоизделий в год 1960 г.
38. Аэропорт "Баграм" со взлетно-посадочной полосой 3000 м 1961 г.
39. Международный аэродром в Кабуле со взлетно-посадочной полосой 2800х47 м 1962 г.
40. Аэродром "Шинданд" со взлетно-посадочной полосой 2800 м 1977 г.
41. Линия многоканальной связи от г. Мазари-Шерифа до пункта Хайратон 1982 г.
42. Стационарная станция спутниковой связи "Интерспутник" типа "Лотос".
43. Домостроительный комбинат в г. Кабуле мощностью 35 тыс. кв м жилой площади в год 1965 г.
44. Расширение домостроительного комбината в г. Кабуле до 37 тыс. кв. м жилой площади в год 1982 г.
45. Асфальто-бетонный завод в г. Кабуле, асфальтирование улиц и поставка дорожных машин (поставка оборудования и техпомощь осуществлялись через МВТ) 1955 г.
46. Речной порт Ширхан, рассчитанный на переработку 155 тыс. тонн груза в год, в том числе 20 тыс. тонн нефтепродуктов 1959 г. расширение 1961 г.
47. Автодорожный мост через р. Ханабад у села Алчин длиной 120 м 1959 г.
48. Автодорога "Саланг" через горный хребет Гиндукуш (107,3 км с тоннелем 2,7 км на высоте 3300 м) 1964 г.
49. Реконструкция технических систем тоннеля "Саланг" 1986 г.
50. Автодорога Кушка - Герат - Кандагар (679 км) с цементно-бетонным покрытием 1965 г.
51. Автодорога Доши - Ширхан (216 км) с черным покрытием 1966 г.
52-54. Три автодорожных моста в Нангархарской провинции через р. Кунар в районах Бисуда, Камэ, Асмар длиной соответственно 360 м, 230 м и 35 м 1964 г.
55. Автодорога Кабул - Джабель - ус-Серадж (68,2 км) 1965 г.
56-57. Два автодорожных моста через реки Саланг и Гурбанд по 30 м каждый 1961 г.
58. Центральные ремонтные мастерские по ремонту дорожно-строительной техники в г. Герате 1966 г.
59. Автомобильная дорога Пули-Хумри-Мазари-Шериф-Шиберган протяженностью 329 км с черным покрытием 1972 г.
60. Автомобильная дорога от автодороги Пули-Хумри-Шиберган до пункта Хайратон на берегу р. Амударьи протяженностью 56 км
61. Автомобильно-железнодорожный мост через р. Амударью 1982 г.
62. Комплекс сооружений перевалочной базы на левом берегу р. Амударьи в районе Хайратона
63. Детский сад на 220 мест и детские ясли на 50 мест в г. Кабуле 1970 г.
64. Городские электрические сети в г. Джелалабаде 1969 г.
65-66. Городские электрические сети в гг. Мазари-Шерифе и Балхе 1979 г.
67-68. Два микрорайона в г. Кабуле общей площадью 90 тыс. кв. м 1978 г.
69-74. 6 метеостанций и 25 постов 1974 г.
75-78. 4 метеостанции.
79. Центр матери и ребенка на 110 посещений в день в г. Кабуле 1971 г.
80. Геологические, геофизические, сейсморазведочные и буровые работы на нефть и газ в Северном Афганистане 1968 - 1977 гг.
81. Комплексные поисково-съемочные работы на твердые полезные ископаемые
82. Политехнический институт в г. Кабуле на 1200 студентов 1968 г.
83. Техникум на 500 учащихся для подготовки специалистов-нефтяников и горняков-геологов в г. Мазари-Шерифе 1973 г.
84. Автомеханический техникум на 700 учащихся в г. Кабуле
85-92. 8 профессионально-технических учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих 1982 - 1986 гг.
93. Школа-интернат на базе детского приюта в Кабуле 1984 г.
94. Хлебокомбинат в г. Кабуле (элеватор емкостью 50 тыс. тонн зерна, две мельницы - 375 тонн помола в сутки, хлебозавод 70 тонн хлебобулочных изделий в сутки) 1957 г.
95. Элеватор в г. Пули-Хумри емкостью 20 тыс. тонн зерна.
96. Хлебозавод в г. Кабуле производительностью 65 тонн хлебобулочных изделий в сутки 1981 г.
97. Мельница в г. Пули-Хумри производительностью 60 тонн в сутки 1982 г.
98. Хлебозавод в г. Мазари-Шерифе производитель- ностью 20 тонн хлебобулочных изделий в сутки.
99. Мельница в г. Мазари-Шерифе производитель- ностью 60 тонн муки в сутки
100. Джелалабадский ирригационный канал с узлом головных водозаборных сооружений на р. Кабул длиной 70 км с ГЭС мощностью 11,5 тыс.кВт 1965 г.
101-102. Плотина "Сарде" с водохранилищем емкостью 164 млн. куб. м и ирригационные сети при плотине для орошения 17,7 тыс.га земель 1968 - 1977гг.
103-105. Две сельскохозяйственные многоотраслевые фермы "Газибад" с территорией 2,9 тыс.га, "Халда" с территорией 2,8 тыс.га и ирригационно-мелиоративная подготовка земель в зоне Джелалабадского канала на площади 24 тыс. га 1969 - 1970 гг.
106-108. Три ветеринарные лаборатории по борьбе с заразными болезнями животных в гг. Джелалабаде, Мазари-Шерифе и Герате 1972 г. 109. Завод по переработке цитрусовых и маслин в г. Джелалабаде 1984 г.
110. Контрольно-семенная лаборатория по зерновым культурам в Кабуле
111-113. 3 почвенно-агрохимические лаборатории в гг. Кабуле, Мазари-Шерифе и Джелалабаде
114-115. 2 кабель-крана в районе Хорога и Калайи-Хумб 1985 - 1986 гг.
116. ЛЭП-220 кВ "Госграница СССР-Мазари-Шериф" 1986 г.
117. Комплексная лаборатория по анализу твердых полезных ископаемых в г. Кабуле 1985 г.
118. Элеватор емкостью 20 тыс. тонн зерна в г. Мазари-Шерифе
119. Станция технического обслуживания грузовых автомобилей на 4 поста в г. Пули-Хумрм
120-121. 2 хлопковх семенных лаборатории в гг. Кабуле и Балхе 122. Поликлиника страхового общества государственных служащих на 600 посещений в день в г. Кабуле
123-125. Станции искусственного осеменения в гг. Кабуле (Бинигисар), Мазари-Шерифе (Балх), Джелалабаде.
126. Институт общественных наук при ЦК НДПА 1986 г.
127. Разработка ТЭО целесообразности создания двух госхозов на базе оросительной системы "Сарде".
128. ЛЭП-10 кВ от госграницы в районе Кушки до ст. Тургунди с подстанцией.
129. Газонаполнительная станция в г. Кабуле производительностью 2 тыс тонн в год 130. База МВД в Хайратоне для разгрузки и хранения спецгрузов (на подрядных условиях).
131. Реконструкция железнодорожной станции Тургунди 1987 г.
132. Восстановление моста через р. Саманган
133. Газонаполнительная станция в Хайратоне мощностью 2 тыс. тонн сжиженного газа.
134. Лупинг 50 км газопровода СССР - Афганистан.
135. Средняя общеобразовательная школа на 1300 учащихся в г. Кабуле с преподаванием ряда предметов на русском языке.
135. Установка по переработке газового конденсата в дизельное топливо мощностью по переработке 4 тыс. тонн в год на газопромысле Джаркудук.
136. Предприятие по прогрессивной сборке велосипедов мощностью 15 тыс. штук в год в г. Кабуле 1988 г.

Конечно, строить что-либо в стране, раздираемой гражданской войной, было безумием, большинство из этих прекрасных начинаний превратились в прах, но такова была суть Советского Союза – мы действительно несли добро людям всего мира. По крайней мере, в мечтах.
А все дешевые разговоры про то, как «СССР повторил ошибку США» попросту некорректны. Америка ввязалась в настоящую войну, СССР ограничился контр-террористической операцией и восстановлением народного хозяйства Афганистана. Что и требовалось доказать.

Автор Олег Капцов
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх