,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


В роли собаки Путина
0
Думаю, что на практике существуют всего лишь два реальных критерия эффективности пропаганды. Во-первых, способность машины «промывания мозгов» работать в экстремальных условиях. А во-вторых, живучесть пропагандистских штампов, вырванных из контекста родного исторического периода.

И если уж рассматривать пропагандистские машины нацистской Германии и сталинского СССР, то победитель очевиден. Советская пропаганда оказалась способной удерживать свою аудиторию, несмотря на крайние, форс-мажорные ситуации, а нацистская дала сбой уже после первых военных провалов. И если Гитлер запрещал публиковать сведения о разгромах под Сталинградом и на Курской дуге, то Сталин наоборот, использовал информацию о поражениях как дополнительный фактор мотивации патриотических настроений. Дальше – больше. Крах нацистской Германии означал и полный отказ немцев от нацистских штампов и методов пропаганды. В то же время распад Советского Союза и даже обнародование преступлений сталинского режима поколебали, но так и не смогли окончательно уничтожить многие порожденные им и его пропагандистами мифы и трафареты.

Призрак Совинформбюро

К чему это я? Да к тому, что и сегодня, несмотря на годы и расстояния, в современной России машина «промывания мозгов» ни на шаг не отошла от слов генералиссимуса: „Одним страхом нельзя удержать власть. Ложь оказалась не менее необходимой”.

Сразу оговорюсь, что Украина в центре российского политического дискурса – тема отдельного разговора. И касаться сегодня ее я не буду – не обладаю необходимым багажом знаний в психиатрии. Сконцентрируемся лишь на результатах работы рыцарей плаща и ПиАра, а именно – циркулирующих в голове рядового россиянина мифологемах относительно Украины.
В общем, вы будете смеяться, но по ту сторону границы Украина выглядит так…

Миф №1 – "На президентских выборах победил Янукович"

Естественно, «заслуженную победу в честном бою» украли с помощью американской технологии «оранжевого» Майдана.
При всей нелогичности подобной конструкции она, тем не менее, работает. Хотя, с другой стороны, чему тут удивляться? Пропаганда строится на использовании эмоциональных ресурсов человека, ее задачи – легкость восприятия и игра на чувствах, а не включение логического аппарата.

Здесь нужно принять во внимание особенность российских выборов. На них выигрывает тот, кого назначает власть. Без вариантов. То есть, проигрыш провластного кандидата – это просто разрыв психики для рядового россиянина. Такого просто не может быть. Вся картина мира летит к черту.

Момент второй. Если господин Янукович считал себя законным победителем, то зачем он принимал участие в повторном голосовании 26 декабря? Ведь даже представители парламентской фракции Партии регионов советовали ему снять свою кандидатуру в подтверждение несогласия с вердиктом Верховного суда.

Миф №2 – "Ющенко – слабый президент"

Ну, во-первых, социальные психологи уже давно обратили внимание на факт, что демократический стиль управления воспринимается как слабость государственного лидера в государствах авторитарного типа, феодальных обществах и малоразвитых странах. Во-вторых, в России благодаря целенаправленным усилиям таких личностей как Ельцин, Собчак, Гайдар, Черномырдин, Чубайс et cetera слово „демократия” является ругательным. Для большинства россиян, что помнят „разгул демократии” начала 90-х, „шоковую терапию” и „прорабов перестройки”, демократия и беспредел – близнецы-братья.

Здесь также стоит пунктирно остановиться на архетипе главы государства, который сформировался в ходе исторического развития РФ. Для России приемлем только один стиль отношений с властью – царя-батюшку нужно бояться, а его указания беспрекословно исполнять. В России, как, кстати, и в Украине, большинство уважает только тех, кого боится.

Для примера вспомним, как «благодарный» народ отплатил освободителю Александру Второму или обеспечившему переход к конституционной монархии Николаю Второму. И сравните, как до сих пор любой русский мужик с уважением отзывается о Петре Первом, на костях тысяч мужиков строившем города, кнутом засадившем табак и картофель и сотнями рубившем головы стрельцам. Или об Иване Грозном, который с чисто русским размахом превратил все государство в заложника своей больной психики.
Добавим насаждаемую патерналистскую модель мировоззрения, что культивирует к первому лицу государства именно такое отношение – как к главе семьи. А главный фактор, который цементирует в массовом сознании именно такой стереотип – православие, которое веками освящает патернализм с помощью авторитета церкви.

Миф №3 – "Русский язык в Украине притесняют, его носители страдают от дискриминации"

Мифологема очень удачно используется в тех ситуациях, которые требуют нагнетания истерии против „образа врага”. При этом российская власть как-то стыдливо обходит тот факт, что с распадом СССР Россия просто бросила на произвол судьбы миллионы россиян в Казахстане, Узбекистане, Прибалтике. Ладно уж с диаспорой, но в решении вопроса об обустройстве и статусе тысяч русскоязычных переселенцев и беженцев дальше показной заботы дело также не сдвинулось.

Что касается Украины, то после кратковременного всплеска националистической истерии в начале 90-х, наступления на русский язык и русскоязычное население не происходит. Более того, проверив экспериментальным путем, могу утверждать: на русском без проблем можно общаться в министерствах, Кабинете Министров, Верховной Раде (как с депутатами, так и с административным персоналом), Секретариате Президента et cetera.

Миф №4 – "Сегодня в стране хаос – Украина на грани гражданской войны"

Россия – именно тот случай, когда конфликт между президентом и парламентом, переработанный пропагандистской машиной, падает на благодатную почву. Новейшая история приучила россиян, что существует только один способ урегулирования противоречий – в 1993-м году его показал Борис Ельцин. Картинка, когда танки расстреливают Верховный Совет, еще слишком свежа в памяти.

И снова вопросы. Не совсем понятно, если „Ющенко – слабый президент”, которым, опять же, по щучьему велению вертит как хочет „американская вертихвостка Тимошенко”, неспособный к принятию элементарно внятных решений, как же так получается, что он вдруг преображается в узурпатора, чуть ли не на броне танка несущегося к зданию беззащитной Верховной Рады? Но, снова повторюсь, пропагандистским конструкциям противопоказан логический анализ.

Ответ на приведенную мифологему все два месяца находился на Майдане. Митинги коалиции – лучшей аргумент того, что гражданской войны ни в коем случае не будет. Хотя бы по той причине, что одной из сторон конфликта просто не существует. От людей, которых даже митинговать свозят исключительно за деньги, очень долго придется ожидать готовности взяться за оружие.

Миф №5 – "Украина – новый плацдарм НАТО"

Топливом для тиражирования заблуждений является пока только декларативная активность президента Ющенко, провозгласившего курс на вступление в НАТО плюс регулярные совместные учения по типу Sea Breeze.

Российское руководство предпочитает не доводить до широких масс факты совместных учений НАТО и вооруженных сил РФ. Из последних примеров? Да, пожалуйста! Не далее как 21-го мая Международный комитет Госдумы рекомендовал одобрить подписанное еще в 2005-м году соглашение с НАТО о статусе сил между членами Альянса и участниками программы „Партнерство ради мира”. По своей сути, соглашение позволяет проводить на территории Российской Федерации маневры с участием вооруженных натовских подразделений и устанавливает упрощенную процедуру транспортировки и перемещения сил и техники Альянса. Уже 25-го мая соглашение оперативно ратифицировала Госдума, придав ему статус закона, обязательного на всей территории РФ.

Если же говорить о сотрудничестве РФ с НАТО в широком смысле, то лишь в 2008-м году на территории РФ запланировано около 200 совместных акций невоенного характера.

Сухой паек

Приведенные мифы – лишь самые ходовые примеры работы российской пропагандистской машины. Лишь отсутствие конкурентной подачи информации обеспечивает эффективность этой пропаганды. Как видим, большинство мифов терпит крах даже в ходе простого сравнения двух телевизионных картинок и небольшого наличия мозгов. Хотя, наверное, так и должно быть, и со стороны любая пропаганда – лишнее подтверждение библейской цитаты о „бревне в чужом глазу”.

В свое время собака Павлова стала воплощением метода условных рефлексов. Сегодня экспериментальные достижения ученого – на вооружении российских пропагандистов.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх