,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Авторитарная реальность и демократическое будущее России
  • 26 октября 2007 |
  • 17:10 |
  • YoGik |
  • Просмотров: 8937
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
Раньше было непонятно, кто такой Путин. Сейчас непонятно, что делает власть под руководством Путина, какой она будет, и что она будет делать после ухода Путина.

Сам Путин постоянно говорит о верности демократическому курсу. Заместитель главы Администрации Президента Владислав Сурков говорит о «национальных особенностях демократии в России, которая нуждается в сохранении суверенитета». Кремлевский политтехнолог Глеб Павловский утверждает, что перед лицом оранжевой революции власть должна применять прямое насилие.

Это очень разные ответы на одни и те же вопросы. Непонятно, что происходит на самом деле. Поэтому непонятно, что делать. Вкладывать капиталы в Россию или нет? Если вкладывать, то под какие гарантии? Россия глобальный игрок в мировой политике или нет? Если да, то на чьей она стороне? Ответы на эти вопросы как были, так и остаются открытыми.

Итак, Россия сегодня. Главная политическая тенденция сегодняшней России – постсоветсткая реставрация.

Есть принципиальное отличие постсоветской реставрации от периода правления Ельцина. Раньше власть оказывала неформальное административное давление на демократию. Это давление усиливалось, и к концу правления Ельцина количество перешло в новое качество.

За годы правления Путина власть осуществила открытый институциональный демонтаж демократии.

Произошло прямое слияние правящей элиты и ключевых отраслей российской экономики: топливно-энергетический комплекс, железнодорожный транспорт, связь.

Сокращено пространство федерализма – отменена выборность губернаторов, выстроена вертикаль власти: главы регионов, городов и муниципальных образований – как правило, члены «Единой России».

Принято новое избирательное законодательство, уничтожающее политическую конкуренцию: увеличен проходной барьер в парламент до 7%, отменены межпартийные блоки и одномандатные округа, отменена графа «против всех», введен запрет на присутствие в партийных списках кандидатов из других партий или беспартийных.

Установлен контроль над ведущими масс-медиа.

Произошел отказ от реформирования социальной политики. Сохранены лишь минимальные социальные дотации для поддержания прожиточного минимума граждан.

В общем виде – это постсоветский государственный капитализм под контролем силовых структур. Основной признак этой системы ‑ инструментальная демократия: демократия играет роль инструмента, который выполняет роль постмодернистского декора традиционного советского общества.

Отсюда политическая двойственность. С одной стороны - декларации Президента о неприкосновенности конституции, формальная многопартийность и независимость судов, частная собственность и конкуренция как основа экономики. В этом же направлении (со знаком плюс) происходит формирование постсоветского индивидуума, вынужденного отказаться от надежд на социальную помощь со стороны государства, и взявшего ответственность за свою жизнь на себя. В эту же корзину – стремление России стать полноправным членом не только ВТО, но и клуба G8. А это клуб не просто самых развитых, но и, безусловно, демократических государств. Иначе, почему там нет Китая?

С другой стороны - ликвидация института прямых выборов губернаторов, уничтожение политической конкуренции, нарушение принципа разделения властей, манипулирование СМИ, использование судов как репрессивного механизма борьбы с противниками власти и как инструмента для передела собственности, концентрация финансов в «серой зоне» с целью реализации «политических» инвестиций в демократический декор: экономический контроль над СМИ, финансирование «Единой России», обновленной «Партии Жизни» и других ручных партий всех идеологий и расцветок, а также поддержание искусственных общественных организаций, состоящих из нанятых квази-патриотов типа «Наши», «Россия молодая», «Молодая гвардия», создающихся для показательной имитации «нового» гражданского общества и травли остатков свободного гражданского общества. Во внешней политике – идея особого пути России. Отказ от ценностной ориентации на вхождение в европейский интеграционный процесс в пользу прагматического сотрудничества с любыми режимами. Отказ от стратегического сближения с НАТО и ЕС. Явное сближение, вплоть до военно-технического, с недемократическими режимами.

В результате мы имеем эффект «политической инфляции» и, как результат, нарастающую угрозу кризиса управляемости страной. Возникло и постоянно увеличивается противоречие между современным свободным человеком – человеком-модернистом, и архаичной властью, традиционалистской по своей сути.

В чем суть «политической инфляции»? Чтобы сохранить отнятую собственность и укрепить свою власть нужно постоянно вкладываться в удержание человека в традиционалистских и ксенофобских взглядах. На это нужно тратить все больше и больше денег. Денег непрозрачных. Коррупция от этого еще больше растет. По оценкам фонда «ИНДЕМ», объем рынка деловой коррупции в 2005 составил 316 млрд.долл. (рост по сравнению с 2001 – почти в девять с половиной раз)! В 2005 г. рынок деловой коррупции превзошел доходы федерального бюджета в 2,66 раз. Значит, если мерить коррупционный рынок размером доходов федерального бюджета, то объем коррупционного рынка вырос в четыре раза. А управленческие решения становятся все хуже и все дороже.

Независимый интеллект в такой модели не нужен, и эта модель обречена на саморазрушение. Личная безопасность власти стоит очень дорого, но при этом сама власть абсолютно неэффективна. Примеры - дорогой непрофессиональный парламент, дорогое моделирование гражданского общества в виде Общественной палаты, дорогие искусственные партии («Единая Россия», «Партия Жизни»), дорогие искусственные общественные организации («Наши» и другие). Пока средств хватает, но - сколько это продлится?

Таким образом, в России возродился режим, в котором государство является всем, а гражданское общество ничем. В России победила авторитарная система правления, бюрократическое построение политической системы. Государство – субъект экономики. Государство – субъект политики. Государство – субъект идеологии и культуры. Контрольный пакет общества и бизнеса в руках высшей бюрократии. Гражданское общество – ноль.

Что ждет такую Россию в будущем?

В ближайшем будущем принципиальных изменений в России не произойдет. Основные черты политического декора будут определяться избирательной гонкой 2007-2008 годов. Власть будет стремиться ужесточить авторитарный контроль, но сохранить демократический декор. Тенденции к ужесточению режима и усилению популизма очевидны.

С этой целью введена жесткая процедура перерегистрации партий. Количество членов партии, необходимое для ее регистрации возросло с 10 до 50 тысяч. Испытывает проблемы с регистрацией Республиканская партия депутата ГосДумы Владимира Рыжкова. И ни одна оппозиционная сила пока что не зарегистрирована. Кроме этого, в течение последних лет наблюдается фактический силовой захват (методом слияний и поглощений) или ликвидация партий, неугодных Кремлю («Родина», «Партия пенсионеров», Демократическая партия России).

Власть патологически боится «оранжевой революции», вплоть до возможной имитации ее самой властью. Президент фактически объявил войну западным грантам для общественных организаций. Демократы объявлены пятой колонной и деструктивной силой. Ликвидированы последние очаги независимого общероссийского телевидения (покупка канала Ren-TV лояльными Кремлю бизнес-группировкам) и печатных СМИ («Известия», «Ведомости»). Ведется активная антизападная пропаганда: формирование образа врага в лице США и Запада. К этой кампании присоединилась Православная Церковь с главным тезисом: европейская система прав человека исключает воспитание нравственности и морали. Продолжается захват собственности государством: покупка «Сибнефти» «Газпромом», поглощение «Юганскнефтегаза» «Роснефтью».

Социальные программы президента («национальные проекты», пособия по рождению второго ребенка) принципиально не улучшают положение населения, но создают видимость такого улучшения, и это связано с выборами, с подготовкой преемника Путина или с другими схемами.

В такой ситуации возможны три сценария развития.

1. Преемник «мягкий» ‑ внутренняя либерализация режима.

2. Бархатная революция ‑ раскол элиты.

3. Преемник - охранник режима – максимизация гарантий нынешней правящей группировки.

Первый сценарий: мягкий преемник.

Негативный фактор: страх правящей элиты потерять власть, собственность и даже свободу.

Позитивный фактор: представителям нынешней власти нужны системные, а не краткосрочные личностные гарантии безопасности и сохранения собственности.

Итог: сценарий вероятен, так как, несмотря на то, что «плюс» очень большой и основан на реальном страхе за свое будущее, а «минус» маленький, поскольку бюрократия не умеет мыслить стратегически, страх потерять ВСЕ - сильнее, поэтому агрессивный репрессивный режим коррумпированную элиту не устраивает.

Второй сценарий: «бархатная революция»

Позитивные факторы: недовольство части элиты (армия, среднее звено МВД и ФСБ, часть олигархов, губернаторы) и сохранение массовой бедности. Растет недовольство людей, т.к. цены на нефть растут, а уровень жизни не улучшается.

Негативные факторы: коррумпированность всей государственной элиты и подконтрольность власти репрессивной машины и судов.

При этом народ не готов выходить на улицу, т.к. пока не созрел народный протест, люди еще не захотели реального обновления. Верхи все еще в состоянии править, а низы не готовы сформулировать вызов власти, и нет системной оппозиции, представленной в органах власти. Стабильно высокий тоталитарный рейтинг Путина и высокие цены на нефть блокируют широкий общественный протест под лозунгом защиты свободы и демократии.

Итог: Этот сценарий невозможен.

Третий сценарий
: Преемник - охранник режима.

Все предыдущее описание доказывает, что и этот сценарий имеет высокие шансы для реализации.

Таким образом, из предложенных сценариев самый вероятный сценарий одновременно является самым опасным. Я сознательно не хочу обсуждать тему третьего срока Президента Путина, т.к. он сам закрыл эту тему. Но такая авторитарная система не может долго поддерживать баланс между Западом и Востоком. Эта система начнет отдаляться от Запада. В этой связи выборы 2007-2008 годов станут точкой невозврата. Дальше смягчить режим будет невозможно, его нужно будет только демонтировать.

Какую роль в этих условиях может сыграть Запад? Есть только два варианта действий. Первый вариант: политика открытых дверей. Россию реально приглашают в западное сообщество (ЕС, НАТО). России ставят конкретные условия. И ждут ответа: да или нет. Если «нет», не нужно обсуждать ее демократическое будущее. Если «да», тогда можно работать вместе, но понимать, что Россия станет глобальным конкурентным демократическим игроком, и в нее будет выгодно вкладывать инвестиции.

Второй вариант: скрытая холодная война, действие по принципу: поддерживай неэффективность противника, и он сам себя уничтожит. Использование России как источника дешевых ресурсов. Равнодушие к деградации демократии. Ожидание внутреннего ослабления и распада страны.

Представляется, что правящая элита Запада постепенно шаг за шагом сворачивает на второй путь. Европе не выгодна демократически развитая Россия, поскольку ЕС боится сильной конкуренции. Европейским странам гораздо выгоднее, чтобы Россия варилась в авторитаризме, что приведет к ее развалу. Когда это произойдет, то ЕС будет интегрировать Россию по кусочкам. Но в этом случае возникает вопрос: уважаемые господа, цивилизованные демократы, а вы уверены, что российское ядерное оружие придет в негодность раньше, чем распадется Россия?



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх